ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича Предмет: русский язык. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

технологическая карта урока для учащихся с ТМНР 1 вариант (коррекция)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                                         педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Гребенькова Олега Михайловича

Предмет: русский язык.

                                                                     Тема: Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

                                                                     Дата: 15. 12. 2021 г.

                                       Интернет ресурсы: https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2987, https://placepic.ru/poleznoe/zhi-shi-cha-shha-chu-shhu-pravila-pravopisaniya-v-kartinkax35-kartinok.html, https://mogu-pisat.ru/spravochnik/?wiki_name=Правописание%20гласных%20И%2C%20У%2C%20А%20в%20сочетаниях%20ЖИ-ШИ-ЧУ-ЩУ-ЧА-ЩА                                                                         

                                                                  МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

  1. Получить, обобщить и систематизировать знания о правописании ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах, полученные в результате выполнения упражнений на уроке.

2.Способствовать закреплению изученного материала. 

3. Совершенствовать технику чтения и письма.

4. Способствовать развитию внимания и внимательности.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

1. Расширение знаний о грамматике русского языка.

2. Формирование умения выполнять упражнения по инструкции.

3. Формирование навыка составления связного письменного предложения.

Коррекционно-развивающие:

1. Коррекция  звукопроизношения.

2. Коррекция зрительного и слухового восприятия.

3. Развитие логического мышления.

4. Развитие связной устной речи.

5. Развитие  памяти, внимания, воображения.                                                                                

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание интереса к родному языку и его истории.

2. Воспитание адекватного отношения к учебной нагрузке.

3. Воспитание интереса к новой информации.

 БУД –  учебные действия

Личностные: Учащийся осознаёт важность грамотности, понимает свою ответственность за выполнение заданий, умеет делать правильный выбор.

Предметные: минимальный уровень – доступен для всех обучающихся, достаточный уровень – для обучающихся, способных усваивать учебную программу более быстрыми темпами.

Педагогические технологии

Интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, игровые, коммуникативные.

Методы, методические приемы

Словесные, наглядные (Иллюстрации на доске, слайды презентации, иллюстрации к правилам. Учебник Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова Русский язык (часть 1) М. Просвещение 2019 г.), практические.

                                                                                                                      СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Введение в урок

Организационный момент. Подготовка к уроку, психологический настрой, приветствие, введение в тему. На доске – несколько правил на тему урока, так же, иллюстрации с подписью: ЧУм, ЩУка, ЧАшка, ЩАвель, ЖИдкость, ШИшка.

Основная часть

 Введение в тему урока.

Сегодня мы будем изучать очень интересную тему. Ты уже знаешь о том, что есть слова, которые мы слышим звуки по-одному, а пишем по-другому. Сегодня мы узнаем еще несколько сочетаний букв, в которых буквы дружат друг с другом. Это буквы Ч, Щ, А, У, Ж, Ш, И.

Сообщение темы урока.  

                                                                                                                                                  Немного истории. Мы познакомимся с правилами написания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ в словах. У этого правила есть своя история. Она уходит корнями в прошлые века, когда ещё существовали в русском языке мягкие [Ш] и [Ж]. Буква И и показывала эту мягкость. Сейчас Ч и Щ обозначают только мягкие звуки, а Ж и Ш - только твёрдые. Соседняя гласная не может смягчить и без того мягкий или всегда твёрдый звук. А раз при произнесении ЖЫ и ЖИ, ШЫ и ШИ, ЧЯ и ЧА, ЩЯ и ЩА, ЧЮ и ЧУ, ЩЮ и ЩУ звучали бы одинаково, решили выбрать какое-то одно написание каждого слога, что и было сделано. В первых учебниках по грамматике для гимназий мы находим почти не изменившуюся по сей день формулировку этого правила. Начать изучать эти  правила нам поможет  упражнение 1 на странице 54.

Упражнение 1. Прочитай столбики слов.

малыш          щ..ка

ч..сы             рощ..

удочка          маш..нка

сказка           ч..деса

птицы           пруж..нка

                                                             

Задание:

- соедини по смыслу слова из разных столбиков, запиши их парами, вставь пропущенные буквы;

- придумай предложения с каждой парой слов;

- запиши на выбор два предложения. 

Упражнение 3. Прочитай рассказ.

Закинул Петя удочку. Ёрш..к сразу склюнул наж..вку. А ёрш..ка схватила большущ..я щ..ка. Так обе рыбы и попались на один крючок.

Вот это удач..!

Задание:

- последнее предложение сделай заголовком;

- спиши рассказ;

- вставь пропущенные буквы.

Чем тебе понравился рассказ?

Включение презентации.

Учащийся слушает информацию, сопровождающуюся несколькими слайдами презентации.

Учащийся находит в словах изучаемые буквосочетания и выполняет задания к упражнению.

Учащийся читает рассказ, выполняет упражнение и отвечает на вопрос.

Физминутка.

Физкультминутка


На зарядку становись
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.

"ЖИ" и "ШИ" мы повторили,

ШИре руки развели,

На ладоШИ посмотрели

И захлопали в тиШИ.

Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать? (Приседания)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте)
И урок наш вновь начнём. (Ребенок садится за парту)

Учащийся выполняет движения по тексту.

Основная часть.

 Упражнение 4. Прочитай текст.

Жил на кухне старый стул. На нём часто сидела кошка, мурлыкала и щурила глазки. Стул ворчал, но кошку не прогонял.

Вопросы:

- Чем тебе понравился старый стул и чем – кошка?

- Как ты думаешь, что означает фраза, “стул ворчал”? (скрипел)

Задание.

- спиши первые два предложения;

- выпиши слова с гласными и, а, у после шипящих;

- подчеркни в списанных предложениях шипящие с гласными и, а, у.

Упражнение 5. Соедини слова из левого и правого столбиков по смыслу. Запиши получившееся стихотворение. Вставь пропущенные гласные.

Дружит белка           с кочерыжкой

Заяц –                        с козявкой

Жеребёнок –             с шишкой

Воробей –                  с травкой

Учащийся читает текст, отвечает на вопросы, выполняет задания к упражнению.

Учащийся выполняет упражнение.

Мониторинг

Обобщение и систематизация знаний.

-Скажи и покажи, какие же буквы дружат между собой?

На доске или на парте картинки с буквами, к которым пририсованы руки и улыбающиеся лица – сверху. Их нужно поставить рядом “дружить” согласно правилам.

Учащийся отвечает и составляет слоги.

Рефлексия

- Как называется тема сегодняшнего урока?                                                                                   - Что нового ты сегодня узнал?                                                                                                                              - Какое упражнение было самым интересным? Почему?                                                                                                                                                                      - Какое упражнение не понравилось? Почему? 

Учащийся отвечает.

Заключение

Итог урока. Оценка деятельности учащегося. Домашнее задание – упр. 6, стр. 55.

                                                                                                       АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Цель и задачи урока выполнены. Урок имеет коррекционно – образовательное, коррекционно – развивающее, коррекционно – воспитательное значение.  На уроке сформированы необходимые знания, умения, навыки, использовались доступные средства обучения ЭОР, которые позволили достичь положительных результатов в формировании БУД. Осуществлялась работа по развитию воображения, а так же активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков разговорной речи учащихся с использованием глаголов и имён существительных. Расширялись и уточнялись знания о правописании. Знания, полученные на уроке, будут применены учащимися при социализации и адаптации их в обществе. Учащийся также получил положительный эмоциональный настрой от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...

Конспект урока математики проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 21.марта.2014г.

УМК: Школа России.Тема. ДециметрТип урока. Изучение нового материала.Цель. Познакомить с единицей измерения длины – дециметр на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.Задачи.1.Пред...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Конспект урока технологии, проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 24 октября 2014 г.

Тема. Урожай из пластилина.Цель: научить изготавливать муляжи овощей из пластилина.Задачи: 1. Предметные:- познакомить с элементами овощей;- совершенствовать умение работать с пластилином;- совершенст...