Урок русского языка в 4 классе. Тема: "Именительный и винительный падежи". УМК "Школа России".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Бокова Елена Леонидовна

Урок русского языка в 4 классе. Тема "Именительный и винительный падежи". УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку в 4 –м классе

«Именительный и винительный падежи»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: 

-образовательные: совершенствовать умения учащихся распознавать существительные в именительном и винительном падежах;

-развивающие: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;

-воспитательные: создать условия для развития умений работать в группе, умении вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.

Задачи урока: 

-cоздать условия для знакомства учащихся с алгоритмом распознавания именительного и винительного падежей имен существительных.

Предметные УУД: познакомиться со способами отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения.

Метапредметные УУД

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе  изучения данной темы, определять круг своего незнания.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, самостоятельно оценивать себя и своих товарищей, сличение способов действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, умение работать в паре, группе, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные УУД: владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, понимать, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.

Планируемые результаты: ученик научится различать имена существительные именительного и винительного падежей, наблюдать, анализировать, классифицировать, регулировать свою деятельность, получит возможность  научиться вести диалог в группе, паре.

Оборудование:  проектор, интерактивная доска, дидактический материал, карточки самоконтроля, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. ( 2 мин.) Эмоциональный настрой

    Прозвенел звонок,

Начался урок!

Запишите число, классная работа.

-Познакомьтесь с планом урока. (Ребенок зачитывает текст плана. Учитель по мере прохождения этапов урока ставит галочки напротив пунктов плана.)

План урока.

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

3. Проверка д. з.

4. Тема, цель урока.

5. Работа по теме урока.

7. Физминутка

8. Закрепление изученного материала.

9. Контроль знаний.

10. Итог урока.

11. Рефлексия. Самооценка.

12. Д.з.

2. Словарная работа (5 мин) Картинный диктант. Презентация с изображением картинок.Дети показывают карточками непроверяемую орфограмму в слове. Фронтальная работа.

Корабль

Багаж

Календарь

Морковь

Библиотека

Шофёр

Двенадцать

Яблоко

Девочка

Лисица

Картина

Шоссе

Тетрадь

-Какое из этих слов лишнее? (двенадцать – числительное)

-1 ряд запишите 2 существительных 1-го скл., 2-й ряд- 2-го скл., 3-й ряд- 3-го скл.

Взаимная проверка.

Какое слово не записал никто? (Шоссе – несклоняемое имя сущ.)

3.Проверка д.з. (5 мин)

- Что было задано на дом?

- Как проверить безударные падежные окончания выделенных существительных? (Дети называют алгоритм действий, получают памятки по этому алгоритму)

- Теперь, опираясь на памятку, объясните их правописание. (Мчусь (вдоль чего?)  вдоль опушки -1 скл., Р.п., окончание –и; шапка (на чём?) на макушке – 1 скл., П.п. оокончание -е)

4. Самоопределение к действию. (5 мин.)

-Прочитайте предложения:

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

-Что общего в этих предложениях?(слово корабль)

-На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? Определите его падеж.

-На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении? Определите его падеж.

Учитель выставляет карточки с названиями падежей.

Именительный                                                     Винительный

-Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь. И было у него шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились винительный и именительный  падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

- Можете ли вы объяснить, почему их часто не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос  
что?)

Учитель выставляет карточки с вопросами под названиями падежей.

    Что?                                                                                                Что?

-Сформулируйте тему урока. (Винительный и именительный  падежи.)

-Сформулируйте цель урока. (Научиться распознавать имена существительные в винительном и именительном падежах)

 5. Работа по теме урока. (7 мин.)

а) Наблюдение над признаками И.п. и В.п.

— Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование? (Разберём предложения по членам.)

(Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные - в тетрадях. Коллективная проверка.)

— Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово корабль — главный член предложения, во втором — второстепенный.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (В винительном.)

Учитель выставляет карточки

Подлежащее                                                           Второстепенный

- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога.)

— Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (Нет, не имеет.)

(Учитель выставляет карточки.)

Без предлогов                                                                           Имеет предлоги

б) Работа по учебнику (3 мин)

Упр. 185 (с. 105).

— Сравните наше исследование с выводом в таблице на с. 105 учебника.

— В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах одинаковые? (У неодушевлённых имён существительных 2-го склонения и у имён существительных 3-го склонения.)

                               1 скл.                                     2 скл.                                                       3 скл.

И п.  Кто?        девочка                                       брат                                                        

         Что?        земля                                           дом, небо                                             тень

В. п. Кого?      девочку                                        брата

         Что?       землю                                            дом, небо                                             тень 

— В каком склонении и у каких существительных окончания в данных падежах разные? (У имён существительных 1-го склонения и у одушевлённых имён существительных.)

Упр. 186 (с. 105). (Устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных. Запись четверостишия по памяти. Самопроверка по учебнику. Далее самостоятельный разбор слова ночь как части речи (Памятка на с. 147-148 учебника) Взаимопроверка, самооценка.

6. Физминутка (2 мин)

7.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упр.187 (с. 106)

(Коллективное выполнение.)

— Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания? (Имена существительные 1-го склонения и одушевлённые имена существительные 2-го склонения.)

Задания на выбор для самостоятельной работы.

Упр. 189 (с. 106—107) — программный уровень. (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания. Самооценка.)

Упр. 188 (с. 106) — уровень повышенной сложности. (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)

8.Контроль знаний

- Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного.

Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.

Тест

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

Н. Кто? Что?          

 О. Кем? Чем?

П. Кого? Что?  

 Р. Кого? Чего?

II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

 А в, на, через            

Я. без предлогов

В. к, по    

Г. у, из, до, около

III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А подлежащим          

Б. сказуемым

Т. второстепенным членом      

 IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении Уронило солнце лучик золотой.

А И.п.          

Б. Р.п.

В. Т.п.    

ь. В.п.

Поставьте оценку на полях. (Если ответили верно, прочтите слово «пять»)

9. Итог урока – Что нового узнали на уроке? – Как вы думаете, научились ли вы различать именительный и винительный падежи имен существительных?

Закончите фразу:

Я научился…

Было легко…

Было трудно…      

Было интересно…

10. Рефлексия. Самооценка.

Оцените свою работу на уроке, покажите квадрат соответствующего цвета.

Я доволен своей работой.  (Зел. кв.)

                                                                   

Мне было трудно, но я справился. (Желт. кв)

                                                                   

У меня  есть еще пробелы в знаниях.  (Красн. кв.)

11 . Д.з. С. 107 №190


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».

Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного

данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В уроке использованы разные педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии активного обучения, сотрудничества, невербальные и эврист...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

урок русского языка 3 класс. Тема: «Обобщение знаний о падежах»

Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к разделу «Имя сеществительное»....

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...

Презентация к уроку русского языка 3 класс. Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

Презентация к открытому урокупо русскому языку 3  класс Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...