Открытый урок русского языка по теме : " Синонимы и антонимы."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ходатова Светлана Ивановна

Сформировала умения распознавать и различать синонимы и антонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

3 класс

Тема : « Синонимы и антонимы.»

Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.

Задачи:

  • дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях пртивоположного;
  • развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их   значение;
  • повторить сведения о слове, его лексическом значении;
  • прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

1.Мотивационный этап урока.

Учитель:  Здравствуйте! Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

( Дети здороваются с учителем и гостями)

Учитель:  -Садитесь ребята.

2. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Учитель: —  Назовите букву, которая стоит между _________ .

- Правильно! Что знаете об этой букве?

- Назовите слова на эту букву. Молоды!!!!

- Откроем тетради и медленно пропишем эту букву.

- Какие слоги будем писать ? Какое соединение букв?

- Запишите число и классная работа.

Словарная работа.

Учитель: Отгадайте  мои загадки, слова отгадки запишите в тетрадь.

  1. Летом серым я бываю,

 Про морозы забываю.

Ты, дружок, меня узнай-ка:

Длинноухий робкий… (заяц)

  1. Ствол белеет,
    шапочка зеленеет, 
    стоит в белой одёжке,
    свесив серёжки….
    (берёза)

  1. Весной повисло -
    Все лето кисло;
    А сладким стало -
    На землю упало…
    ( яблоко)

  1. Стеклянный сосуд

На цилиндр похож.

Компот ты в него

 Из кувшина нальёшь….( стакан)

  1. Свою косичку без опаски

           Она обмакивает в краски.

           Потом окрашенной косичкой

           В альбоме водит по страничке…( кисть)

Учитель: - Что объединяет все эти слова ? ( они словарные)

- Найдите , лишнее слово. ( Кисть)

- Почему оно лишнее? ( Многозначное)

- Что такое многозначное слово?

- Что такое однозначное слово?

- Что такое лексическое значение слова?

-Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре)

-Напомните мне тему предыдущего урока.

3. Самоопределение деятельности. Постановка целей и задачи урока.

 ( 1 слайд)

Учитель: Прочитайте предложение со слайда.

Из пушистых ёлок выпрыгнул заяц. ( повеств., невоскл.,прост.,распрост.)

Работа над предложением:

Учитель: -Дайте характеристику предложению.

- По цели высказывания предложение какое. ( повествовательное)

- По интонации какое оно? ( невосклицательное)

- По наличию главных членов предложение какое? ( простое)

- Докажите почему оно простое .( одна грамматическая основа)

- Назовите подлежащее и сказуемое, подчеркните их в предложении.

- По наличию второстепенных членов предложение какое? ( распростаренное)

Учитель: - Выпишите словосочетания из предложения.

- Словосочетание из чего состоит? ( из главного слова и зависимого)

- Главное слово обозначьте крестиком.

Заяц ( какой?) пушистый.

Выглянул (откуда?) из ёлок.

Учитель: Как по-другому можно назвать зайца? ( Беляк, косой, грызун, беляк, зайчишка др.)

Учитель: - Правильно!

( 2 слайд)

Учитель: - Какими качествами обладает заяц ? ( Трусливый, быстрый, добрый)

- К слову трусливый назовите  противоположное слово . ( Храбрый)

- К слову добрый назовите противоположное слово. ( Злой)

- Посмотрите на слайд и скажите , как называются слова , которые близкие по значению?

( СИНОНИМЫ)

- Слова которые противоположные по значению? (АНТОНИМЫ)

- Какая тема урока? ( 3 слайд)

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

4. Работа по теме:

( 4 слайд)

Учитель: - Откройте учебник нас стр.  42  и  прочитайте правило.

 

Работа над правилом.

Учитель: - Что узнали из правила?

- Приведите примеры синонимов.

- Приведите примеры антонимов.

-Прочитайте правило про себя и постарайтесь запомнить его.

(Дети читают и запоминают правило.)

Учитель: - У кого есть желание рассказать полностью правило?

Учитель: Молодцы! Ваши глазки  устали, давайте проведем гимнастику для глаз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Учитель: Прошу всех , следить за направлением моего  карандаша.

Учитель: стр. 42 упр.68 ( письменно)

Физ.минутка

« Запрещенное движение»

стр. 42 упр.69 ( письменно)

Резерв:

Самостоятельно выполняют упражнение.

Учитель: Прочитайте задание.

Стр. 44 упр.73 ( письменно)

Учитель:  Упражнение будете выполнять по вариантам.

 1 вариант – 1, 2 предложение пишет.

С моря дул холодный ветер.

В синем небе ярко сияют звёзды.

Учитель: Дети , которые сидят на 1 варианте в 1 предложении подчеркнуть главные члены и выписать словосочетания.

2 вариант – 3, 4 предложение пишет.

Стояло знойное лето.

По улице промчалась пожарная машина.

Учитель: Дети , которые сидят на 2 варианте в 1 предложении подчеркнуть главные члены и выписать словосочетания.

4. Итоги.

Учитель: - Назовите тему урока. Что нового открыли для себя?

- Что было интересным?

-Где возникли трудности?

  1. Рефлексия.

Учитель: Ребята, оцените свою работу на уроке.

* Кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим - хлопните в ладоши 3 раза.

* Кто считает, что научился находить антонимы и можете помочь другим - хлопните в ладоши 2 раза.

* Кто считает, что было трудно на уроке - лопните в ладоши один раз..

Домашнее задание:  стр. 42 правило наизусть, стр.44 упр.74 выполнять по заданию.

Учитель:

И вот прощальная игра…..

Наш урок заканчивать пора,

Мы все надеемся, что с ним

Вы стали немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных,

И много всяких всячин.

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово: «Высоко»,

А ты ответишь: … (Низко). 

Скажу я слово: «Далеко»,

А ты ответишь: …(Близко).

Скажу я слово: «Потерял»,

Ответишь ты: … (Нашёл) .

Скажу тебе я слово: «Трус»,

Ответишь ты: …(Храбрец). 

Теперь: «Начало», я скажу,

Ты отвечай ….(Конец!) 

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для нас он зря.

Все вы очень постарались.

Вам понравилось, друзья? (ДА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы" (2-3 класс)...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

урок русского языка по теме" Синонимы и антонимы"

открытый урок по русскому языку проведённый на городском семинаре   городского МО  учителей  и получивший высокую оценку ( урок дан в соответствии с ФГОС второго поколения по прогр...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России".

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы".

В данном конспекте дан подробный ход урока к теме "Синонимы и антонимы"....

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Синонимы и антонимы"

На данном уроке учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов....