Самостоятельная работа №1 по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Татьяна Николаевна Серёгина

Самостоятельная работа выполняется по итогам стартовых работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_no1.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1: Ликвидация трудностей, возникших при выполнении стартовой работы

 

      4.1 – 1 (2)

                                           уровень задания

                                         

класс                                номер карточки  

                 номер темы

Критерии усвоения учебного материала:

Учащиеся умеют:

  1. проверять орфограммы в основе слов;
  2. проверять орфограммы в падежных и личных окончаниях;
  3. определять работу окончаний слов, называющих предметов, признаков и действий;
  4. составлять орфографический справочник;
  5. знают правописание орфограмм: -тся, -ться; шип.+[о]; шип.+Ь;
  6. оценивать работу, выполненную другим учеником.

 Срок предъявления результатов: октябрь 2022г.

4.1 – 1 (2)

Ребята по-разному доказали, почему в слове ёжик нужно писать букву И. Таня вспомнила правило: жи-ши пиши с буквой И.

Коля проверил эту орфограмму по сильной позиции: ёжик – ежи.

Антон посмотрел в словарь.

Даша обратилась к правилу написания суффиксов -ек и -ик.

1. Напиши, кто из ребят предложил ошибочные версии и почему?

2. Гипотеза кого из учеников заслуживает внимания, хотя и требует проверки?

4.1 – 2 (1)

Прочитай высказывания. Вставь, где нужно, пропущенный Ь.

Небо вот-вот прояснится от туч_. Плащ_ всадника развевает_ся на ветру. В поле поспела рож_. Мяч_ влетел в ворота противника. Мыш_ прячет_ся в норке. В клетке пел чиж_. Кащей для охраны сокровищ_ собрал самых страшных чудовищ_.

4.1 – 3 (2)

Прочитай словосочетания.

Платье из шёлка, щетка для обуви, кричать шёпотом, открыть дверь ключом, маленький чёрный галчонок, в клетке за решёткой, весёлым мячом, зелёный волчонок, читать плащом.

В каждом сочетании слов повторяется одна и та же орфограмма сильной позиции. Какая? Объясни, от чего зависит выбор буквы для обозначения звука [о́] после шипящего.

4.1 – 4 (2)

Вставь буквы на месте пропусков. Каким способом проверки ты пользовался?  

 Под крыш_й, копа_шь, в школ_, котён_к, красн_й, пр_пуск, плать_, д_вчонка, пров_ды, мы пиш_м, ч_татель, (с,з)бить.

4.1 – 5 (1)

Проверь, правильно ли ученик записал загадку. Если есть ошибки, исправь их, укажи способы проверки.

Два близнетца, два братца на нос верхом садятца.

Нарисуй отгадку.

4.1 – 6 (1)

Спиши стихотворение, обозначив звуки буквами. Какая орфограмма встретилась в тексте? Как проверяется она?

Не надо больше сори[ца]!

А то и мяч не лови[ца],

И книжка не читае[ца],

И дождик начинае[ца]…

4.1 – 7 (1)

Вставь буквы на месте пропусков. Каким способом проверки ты пользовался?  Распиши подробно проверку окончаний в выделенных словах.

Дело уч_т, и муч_т, и корм_т. За один раз дерева не сруб_шь. Кто труд люб_т, долго спать не буд_т. Порядок береж_т время. Голод и волка из лесу гон_т.

4.1 – 8 (2)

Ребята проверяли орфограмму слабой позиции в окончании слова (он) чита_т.  Прочитай, как рассуждал каждый из них:

Рассуждение Даши: «Определяю спряжение слова, называющего действие. Для этого ставлю его в 3-е лицо мн.ч.: читают. Окончание –ют, значит, слово 1-го спряжения. Пишу букву Е».

Рассуждение Коли: «Определяю спряжение слова – действия. Ставлю его в неопределенную форму: читать. Слово заканчивается на –ать, оно 1-го спряжения. Это не исключение. Пишу букву Е».

С кем из ребят ты можешь согласиться? Если у тебя есть свое рассуждение, приведи его.

4.1 – 9 (2)

Составь и запиши предложения с каждым словом из пары:

Стремиться – стремится

Удивиться – удивится

Ложиться – ложится

4.1 – 10 (2)

Ребята писали текст под диктовку учителя. Вот что получилось у Даши.

Ласточка день начинает, а соловей кончает. А между ласточкой и соловьём любит петь скворец. В его песне чего только не услышешь. Есть там и ласточка, есть и соловей. И никого это не удевляет. Как ты думаешь, почему ошиблась девочка? Какие правила письма ты посоветуешь ей повторить? Исправь ошибки.

4.1 – 11 (2)

В группах слов зачеркни лишнее. Объясни свой выбор.

1) играть, уехать, приготовить, разогреть;

2) обидеть, зависеть, болеть, смотреть;

3) тормозить, грузить, провожать, проводить.

4.1 – 12 (2)

Рядом со словами-предметами запиши однокоренные действия. Сначала – в инфинитиве, а затем – в форме 2-го лица единственного числа. Выдели суффикс, который подскажет спряжение.

О б р а з е ц: друг – дружûть (2 спр.), дру́жишь.

Враг –  __________________________________________________

Хлопоты – _______________________________________________

Счёты – _________________________________________________

Пила – __________________________________________________

Груз - ___________________________________________________

4.1 – 13 (2)

Распредели слова в три колонки по временам:

Нырять, живут, объяснял, проведёт, шуршит, взглянула, уводить, приговаривали, загрущу, бережёшь, стеречь, упадёте

4.1 – 14 (2)

Запиши слова в два столбика. В первый – те, орфограммы в которых ты уже умеешь проверять. Во второй – те, где сделать этого пока не можешь:

Изд_лека, уг_лок, над болот_м, вскач?, он обид_т, в неб_, ч_совщик, п_дрезать, садовн_к, мног_, весе́л_е, ж_лток, влев_, рож?, он чита_т, ч?рный, больш?й.

_________________________         _____________________________

4.1 – 15 (1)

Проверь орфограммы слабых позиций в словах:

Уд_вляться –                                        С_няк –

П_тнистый –                                       Пл_тить -

                                     На светл_м (небе) -

 

4.1 – 16 (2)

Обведи пары слов, у которых одно и то же окончание (не забудь про склонение).

В папке – в пенале, на травке – на земле, стол – полка, (нет) лошадки – (нет) лошади, шкаф – стеллаж, (есть) куклы – (нет) куклы.

 

4.1 – 17 (1)

Выбери из слов в скобках проверочное. Обведи его.

На палуб_ - (на корабле, на земле, на цепи), в город_ - (в селе, в столе, в стене), за гараж_м – (за домом, за столом, за пером).

4.1 – 18 (1)

Запиши слова с орфограммой шип.+[о] в две колонки.

Ч?рт, ключ?м, чуж?й, еж?нок, щ?тка, горяч?, плеч?, крыж?вник, больш?й, меч?м, с врач?м, свеж?, руч?нка.

Пишу букву, так как                          Пропускаю букву, так как  

могу доказать                                     не могу доказать

 _________________________         _____________________________

4.1 – 19 (2)

Определи, правильно ли ученик проверил орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях. Неправильные проверки вычеркни.

Играть на лужайке (на стене́), шёл к пристани (к степи́), густым (злы́м) туманом (столо́м), орфограмма в корне (в селе́), о холодном (пусто́м) утре (ве́чере).

Найди проверки для тех орфограмм, которые ученик проверил неправильно.

4.1 – 20 (1)

Все ли три слова в каждой группе принадлежал к одному набору падежных окончаний? Найди «лишнее» слово. Обведи его.

  1. стекло, метро, молоко
  2. у дороги, у площадки, у площади
  3. на верблюде, на автомобиле, на машине

Подбери к «лишнему» слову слова, с тем же набором падежных окончаний.

  1. ______________________________________                                                                   
  2.  ______________________________________
  3. _______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Парные звонкие и глухие согласные"(практический материал)

Этот материал позволяет усвоить ученикам правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.Эти упражнения способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса учащих...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка

Этот материал рассказывает как выработать навыки самостоятельной работы на уроках русского языка...

ИТОГОВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ, ПРОВЕРОЧНЫЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1, 2, 3, 4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В документе содержатся материалы контрольных работ по математике и русскому языку для учеников начальной школы (1,2,3 и 4 класс), каждая работа разбита на различные уровни сложности специально для реб...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка

В статье раскрывается технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка, методика составления дифференцированных заданий,  виды дифференцированной  ...