Развитие речевой деятельности. Методика работы с изложением. Обучение написанию сочинений.
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Капитонова Наталья Владимировна

Развитие речевой деятельности.  Методика работы с изложением. Обучение написанию сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_perepodgotovka.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевой деятельности. Методика работы с изложением. Обучение написанию сочинений.

Слайд 2

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном, на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). ).

Слайд 3

Речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка.

Слайд 4

Кроме того, и составные элементы речевой деятельности весьма различны. Это и типично умственные действия (например, планирование речевого высказывания), и действия внешние (например, активность органов речи).

Слайд 5

Структура речевой деятельности Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего программирования, реализации и контроля.

Слайд 6

Виды речевой деятельности Понятие видов речевой деятельности пришло в методику преподавания родного языка из методики преподавания иностранного языка. Оно принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе. В сущности, это - понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письму и письменной речи, устной речи - это, по сути, формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений

Слайд 7

К основным видам речевой деятельности относятся : - говорение (устное выражение мысли) - слушание (восприятие речи на слух и ее понимание) - письмо (графическое, письменное выражение мысли) - чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи). .

Слайд 8

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации . От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения .

Слайд 9

. В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются: a . Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек. b . Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек. c. Сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения

Слайд 10

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются : ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе; формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Слайд 11

Систематический курс «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика (состав слова), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация развитие речи

Слайд 12

11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать (ФГОС): ……. 7 ) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; …….

Слайд 13

Содержание курса: развитие речи Осознание ситуации общения: где и с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор. Овладение нормами речевого этикета.

Слайд 14

Содержание курса: развитие речи 3. Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе, связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). 4. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. 5. Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Слайд 15

Содержание курса: развитие речи. 6. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. 7. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. 8. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. 9. Создание собственных текстов и корректировка заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности.

Слайд 16

Содержание курса: развитие речи. 10. Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложение подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения – повествования, сочинения – описания, сочинения – рассуждения.

Слайд 17

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС (Русский язык: развитие речи) Выпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Слайд 18

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС (Русский язык: развитие речи) Выпускник получит возможность научиться: Создавать тексты по предложенному заголовку; Подробно или выборочно пересказывать текст; Пересказывать текст от другого лица; Составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; Анализировать последовательность собственных действий при работе над сочинениями и изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); Соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении ( sms - сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды связи).

Слайд 19

Развитие речи: диагностика Планируемый результат: Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы).

Слайд 20

Типы заданий: Базовый уровень: Прочитай текст: - На каникулах мы с мамой были в Москве. Это такой удивлённый город! В Москве так много красивых площадей, улиц, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица, -сказал Лёня. Москва, конечно, красивый город, - согласилась Ира. – Но говорить удивленный город нельзя. КТО ПРАВ? ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ.

Слайд 21

Типы заданий: Повышенный уровень: Напиши небольшое сочинение (4 – 5 предложений) о том, зачем в языке существуют вежливые слова и как они тебе помогают.

Слайд 22

Развитие речи ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: «Выражать собственное мнение и аргументировать». Планируемые результаты: состав Например, прочитай диалог: Федор Иванович Шаляпин всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста легким. – Они напоминают мне, – говорил певец, – одного извозчика, который как-то вез меня по Москве: – А ты, барин, чем занимаешься? – спрашивает. – Да вот пою. – Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь – это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю – ты чего делаешь?

Слайд 23

В этом диалоге высказаны два мнения о труде артиста. Кто из участников диалога считает, что труд артиста легкий, артисту ничего особенного делать не приходится, а кто придерживается противоположного мнения? Чье мнение ты разделяешь? Поясни свой ответ. Образец правильного ответа : 1) указано, что легким труд артиста считает извозчик, а противоположного мнения придерживается Шаляпин; 2) высказано собственное мнение; 3) приведен хотя бы один аргумент (или пояснение) собственного мнения. Критерий достижения планируемого результата : в ответе присутствуют два элемента из трех. Комментарий . Собственное мнение ученика может не совпадать ни с одним из заявленных в диалоге; например, ученик может указать, что и извозчик, и Шаляпин оба по-своему правы. Развитие речи Планируемые результаты: состав

Слайд 24

«Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать и реагировать на реплики, поддерживать разговор)». Достижение данного планируемого результата проверяется одним комплексным заданием, которое в зависимости от сформированности речевых умений выпускника может быть выполнено им как на базовом, так и на повышенном уровне ». Задание 84. Представь, что ты звонишь своему однокласснику или однокласснице 8 Марта, чтобы пригласить погулять. Трубку взяла его (ее) мама. Распределите с соседом по парте роли «мамы» и «позвонившего». Разыграйте перед одноклассниками диалог из 4-х – 5-ти реплик, отвечающий этой ситуации по содержанию и интонации. Тот из вас, кто исполняет роль мамы, пользуется карточкой с опорными репликами. Для диалога могут быть предложены и иные речевые ситуации, отражающие особенности повседневного общения младших школьников, например, диалог-расспрос между «учителем» и «учеником», «продавцом» и «покупателем»; диалог-знакомство с новым одноклассником и т.п.

Слайд 25

Карточка с опорными репликами Мама: Алло. Я Вас слушаю . Позвонивший: _______________________________________ Мама произносит одну из реплик а) – г) в зависимости от предыдущей реплики позвонившего: а) Если позвонивший представился и поздравил ее с праздником: Здравствуй, ………., спасибо. И ты передай мои поздравления своей маме. б) Если позвонивший представился, но не поздравил ее с праздником: Здравствуй,……... Передавай мои поздравления своей маме. в) Если позвонивший не представился, но поздравил ее с праздником: Спасибо. Извините, а кто меня поздравляет? г) Если позвонивший и не представился, и не поздравил ее с праздником: Здравствуйте. А с кем я говорю? Позвонивший: _______________________________________ Мама поддерживает разговор. В ходе разговора нужно обязательно произнести фразу « А … (имя друга) сейчас обедает. Что ему/ей передать? » , при необходимости – спросить позвонившего о цели звонка. Позвонивший: _______________________________________ Мама произносит заключительную реплику. Позвонивший: _______________________________________

Слайд 26

Образец правильного ответа : диалог правильно составлен и разыгран учащимися: а) использованы принятые формулы речевого этикета и приветливый доброжелательный тон; б) реплики взаимосвязаны и демонстрируют умение слышать и реагировать на сказанное; в) в содержании реплик собеседников присутствуют следующие обязательные элементы: в репликах ученика, исполняющего роль позвонившего – 1) слова приветствия и прощания; 2) представление; 3) поздравление с 8-м Марта; 4) переход к основной цели звонка; в репликах ученика, исполняющего роль мамы – 1) слова приветствия и прощания; 2) выбор правильной реплики для начала диалога; 3) правильно составленная реплика с базовой фразой « …(имя друга) обедает »; 4) при необходимости – подведение позвонившего к основной цели звонка. Критерий достижения планируемого результата : базовый уровень – диалог ведется вежливо и доброжелательным тоном; есть слова приветствия и прощания, представление позвонившего и правильно выбранная реплика мамы для начала диалога; повышенный уровень – диалог связный, ведется вежливо и доброжелательным тоном; в репликах собеседников присутствует не менее трех элементов из числа указанных выше для позвонившего и для мамы.

Слайд 27

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: «Выражать собственное мнение и аргументировать его». Задание 86 (повышенный уровень). Ребята составляли список проектов, принять участие в которых будет интересно и полезно всему классу . Чтобы выбрать темы для совместной работы, они решили начать с обсуждения тех работ, которые каждый из них выполнил самостоятельно. Учитель просил всех внимательно прослушать презентацию каждой работы и высказать свое мнение об этой работе, придерживаясь следующих правил : сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы. Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы. В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить или продолжить начатую работу, подходит ли эта тема для совместной работы. Придерживаясь установленных правил, выскажи свое мнение о работе Игоря на тему «Зачем нужны гласные?».

Слайд 28

И у меня, и у многих моих одноклассников много орфографических ошибок. Я решил разобраться, что это за ошибки и откуда они берутся. Я проанализировал наши письменные работы и установил, что бóльшая часть ошибок приходится на буквы гласных. Но в одной книге я прочитал, что многие народы древности писали без букв гласных. И я подумал, что если мы на письме будем опускать гласные, мы сократим ошибки и потратим высвободившееся от изучения правил правописания время на что-нибудь более интересное. Но возникает вопрос: а можно ли понять текст, если слова писать без букв гласных? Я попробовал переписать несколько текстов, опуская гласные, а потом прочитать их снова. Полученные мной результаты говорят: понять можно чуть более половины текста, так как, если убрать буквы гласных, многие слова будут писаться одинаково, кроме того, сложно расшифровать слова, в которых гласных больше, чем согласных. Поэтому вот вывод, который я сделал: в русском языке на письме не обойтись без букв гласных, а значит, придется учить их правописание.

Слайд 29

Образец правильного ответа : высказывание представляет собой связный текст, содержащий следующие элементы: а) дан один положительный комментарий и приведена аргументация, например: «Работа Игоря мне очень понравилась, он выбрал важную тему: мы действительно делаем много ошибок на безударные гласные или Работа Игоря мне очень понравилась. Он предложил интересный способ проверки возникшей у него идеи; б) задан один вопрос, например, на уточнение понимания: «А какие тексты ты переписал, опустив гласные?»; в) высказано суждение, подходит или не подходит эта тема для совместной работы, можно ли ее дополнить или продолжить, и приведен хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, например: «Эта тема для совместной работы не подходит, Игорь уже все сделал. Но я могу предложить другую тему – проверить, для чего нужно изучать правописание непроизносимых согласных». Критерий достижения планируемого результата : в ответе присутствует как минимум мнение (о достоинствах работы и/или о возможности ее продолжения) и приведен аргумент, подтверждающий высказанное ребенком мнение.

Слайд 30

Обучая построению текста, нужно учить: 1) осознавать предмет речи, то есть то, о развивать мысль: о чем собираюсь говорить (тема); 2) осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею); 3) отбирать сведения с учетом темы и главной мысли; 4) систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать, о чем и что сказать дальше, чем закончить.

Слайд 31

Развитие речи: пропедевтика создания текста Основные понятия (тема, герои, заголовок): О чем рассказывается? Можно ли сказать, что речь на рисунке идет о людях? О семье? Кто герои? Как догадались? Составьте предложения о каждом из героев? (Использование приема «Живые предложения»). Можно ли назвать иллюстрацию «Дружная семья»? Можно ли закончить наш рассказ «Какая дружная семья!», «Дружная семья!» Можно ли начать рассказ «Летним днем вся семья решила собраться на даче», «Наступило долгожданное лето, и мы поехали на дачу». Расскажите, как вы составляли рассказ, или воспользуйтесь деформированным планом.

Слайд 32

Развитие речи: пропедевтика создания текста Знакомы ли вам эта сказка А.С. Пушкина? Кто изображен на иллюстрации? Какой фрагмент сказки представлен? Что происходит в это момент? Составьте предложение о каждом из героев (использование приёма «Живые предложения»). Придумайте начало своего рассказа и конец. Расскажите, как вы составляли рассказ по картинке.

Слайд 33

1. Кто изображен на рисунке? Мама? 2. Как называется профессия человека, который варит пищу? 3. В слове «повар» : какая часть указывает, что повар, это тот, кто варит? 4. Составьте предложение о поваре? (используется приём «Живые предложения»). 5. Прочитайте текст. Что нового узнали из текста? 6. Дополните свой текст предложениями из текста. 7. Можно ли его также назвать «Повар», «Повар Елена Петровна»». 7. Расскажите, как вы составляли рассказ по картинке.

Слайд 34

Введение понятия текст (2 класс). 1. Красиво, осень, лес. 2. Красиво осенью в лесу! 3. Красиво осенью в лесу! Еж свернулся в клубок. Часто идут дожди. Декабрь – первый зимний месяц. 4. Красиво осенью в лесу! Желтеют березки. Краснеют клены и осинки. Даже под ногами пестрый ковер. 5. Введение понятия «текст».

Слайд 35

Практические задачи работы над понятием «текст», «основная мысль»…. 1. Практическое знакомство с понятием текст; отличительные признаки текста от набора предложений. 2. Определение темы текста, раскрытие темы. 3. Наличие основной мысли и её развитие.

Слайд 36

Детские сочинения: о несформированности каких умений свидетельствует? 1. Как я помогаю своей маме. Я помогаю своей маме. У меня есть младший брат. Мама заботится о нас. Иногда она играет с нами и читает книжки. Я люблю маму. 2. Женский день. Весной дни становятся длиннее. Ярче светит солнце. 8 марта я поздравляю маму с праздником. А мама поздравляет меня. Я люблю 8 марта.

Слайд 37

. Формирование текстовых умений 1. Озаглавливание текста, картинок. 2. Выбор заголовка к тексту, к картинкам. 3. Нахождение из текста слов, указывающих на предмет речи, на главную мысль. 4. Выбор предложений, которые можно включить в текст. 5. Исключение лишних предложений. 6. Сопоставление близких, но различных тем сочинения.

Слайд 38

1 класс (рабочая тетрадь, учебник) Канакина В.П.

Слайд 39

Формирование умения извлекать информацию. Упражнение 72. Русский язык. Н.В. Нечаева. Из рассказа о тексте составь с одноклассниками определение, что такое текст. Ученики первого класса вполне успешно составили текст из отдельных предложений. Они поняли, что текст – это группа предложений. Они назвали очень важные признаки текста: предложения в тексте объединены одной мыслью и стоят в определенном порядке. Обычно в тексте бывают вступление, основная часть и заключение. Внимательные ученики уже давно заметили, что текст и его части начинают писать с отступа – с красной строки, или абзаца. Учительница напомнила, что начало древних рукописных книг и их глав начинали писать с заглавных букв. Эти буквы обычно выделяли красной краской или украшали небольшим рисунком. Отсюда и название «красная строка».

Слайд 40

Анализ текста учителем: Попугай Гриша 29 октября мама купила попугая. Он был белый с голубой грудкой. Сначала мы посадили его в фанерный ящик и загородили решеткой. На следующий день мы поехали на птичий рынок за клеткой. Но он был закрыт. Мы долго не могли купить клетку. Наконец мы её купили. Наш Гриша любит летать и ходить по полу. 1. Подумай, о чем ты хотел рассказать: о попугае Грише, о от поездке на птичий рынок, о клетке….Подчеркни. Укажи, предложения, где выражена эта мысль. 2. Что самое Главное ты хотел рассказать в своей работе: какой красивый попугай, как интересно мне с ним – скучать он не дает; интересная была поездка на птичий рынок – сколько я всего увидел. Подчеркни предложения, которые соответствуют главной мысли. 3. Отбери те слова, словосочетания, которые могут тебе понадобится в твоем новом сочинении: аккуратная головка, маленькие симпатичные лапки, пытается разговаривать, быстро перелетает от меня к маме, ждет у двери…. 4. Дополни слова, словосочетания до предложения. 5. Запиши заголовок своего нового текста, запиши первое предложение, определяющее главную мысль, запиши предложения, которые будут отражать тему и главную мысль твоего нового текста. 6. Перечитай еще раз, реши , есть ли логика в твоем изложении, определи порядок предложений с помощью цифр, проверь, правильно ли выстроен текст.

Слайд 41

Формирование текстовых умений. Придумайте варианты упражнений во 2 классе для формирования текстовых умений. Поездка в Михнево Мы поехали в Михнево и взяли с собой хомяка. Когда мы приехали, я увидела мою подружку. Её звали Таня. Таня позвала свою сестру Лену. Мы позвали других девочек. Потом стали дрессировать моего хомячка. Вечером мы устроили концерт. А к концерту мы сделали пригласительные билеты.

Слайд 42

Перечень приемов для систематизации материалов 1. Сбор рассыпанного текста. 2. Редактирование плана, приведение в соответствие с текстом. 3. Редактирование текста с точки зрения планирования изложения. 4. Составление плана готового или будущего текста. 5. Изменение плана готового текста.

Слайд 43

Типы речи и работа над ними в начальных классах. Тип речи – фрагмент текста, характеризующийся определенным типовым значением. Среди типов выделяют: описание предмета, описание места, повествование, рассуждение, фрагменты со значением субъективной оценки. Характеристика текстов Факты, события окружающей действительности. Описание (места, предмета, состояния) – сообщается об одновременных признаках. Повествование – сообщается о последовательных действиях. Мысли человека о фактах, событиях окружающей действительности. Рассуждение – дается объяснение свойств явлений. Оценка - дается оценка чему-то.

Слайд 44

Работа с текстом: определите типы текстов. Познакомившись с Красавицей, никто не рискнул бы употребить сравнение: ласковая, как кошка. Никому не позволяла она себя потрогать или погладить. Какой у меня замечательный кот! Просто чудо! Я его очень люблю. Подле тумбочки с приемником кот поднял голову в надежде, что его подсадят. Не дождался, поглядел на людей через плечо с укоризной и вдруг непостижимо легко вознесся вверх. Помедлили чуть, а затем швырнул свое холеное тело на полированную крышку так, будто сперва шубу разостлал, а потом уж лег на неё сам. Есть у меня кот - серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот . Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых ногтей. Да зубы как иголки острые.

Слайд 45

Повествование: докажите, что один из них является повествованием. 1. Шел я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит. Голову запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат – будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет. Даже хвостик трясется. 2. По зеленой траве – мураве носятся двое шустрых малышей – зайчик и белочка. Один улепетывает, другой его догоняет. Да еще верещат и горланят так, будто их тут не двое, а целый табун.

Слайд 46

Описание Перед вами пример детского описания предмета. Какие недостатки вы видите? Как вы отредактировали этот текст? Мой щенок был совсем маленьким, когда его принесли к нам. Он был очень шустрый и весёлый. Щенок был кудрявый, с лохматой мордочкой. Он был ленивый, не любил трудиться.

Слайд 47

Рассуждение Схема: ?, потому что ….. ?, так как ….. Докажите, что данные тексты являются текстами – рассуждениями. Разговаривать на рыбалке нельзя, потому что может услышать рыба. Она может услышать, что о ней говорят, и уйти. Дуб был весь покрыт желтыми листьями, которые не опадают целую зиму. Поэтому его так и зовут – дуб- зимовик .

Слайд 48

Методика обучения созданию высказываний. Речевые упражнения. Для обучения планированию содержания: Темы и основной мысли; Хода развития мысли. Для обучения формулирования мыслей с учетом требований культуры речи: Норм литературного языка; Коммуникативной целесообразности. Для обучения контролю за своей речью: За её содержанием и формулированием мыслей.

Слайд 49

Формирование умений, необходимых для планирования содержания текста Осознавать тему высказывания и его основную мысль; Умение намечать ход развития мысли, возможные микротемы , их последовательность, содержание каждой части. Сравните возможные названия темы сочинения: Весна, весна на улице, весенние деньки! – Весенние изменения в природе. Скворцы прилетели! – Весна пришла! Весенние ручейки. – Как мы пускали кораблики. Праздничный день в нашем городе. – Как я провел праздник. Как мы однажды убирали класс. – Как нужно убирать класс. Составьте фрагмент урока на основе схемы: Зимой в лесу: Интересно! Красиво! Весело!

Слайд 50

Методика придумывания заголовка Сначала с помощью вопросов: «О чем рассказывает картинка?», «Какую мысль хотел передать художник?» Озаглавьте.

Слайд 51

Формирование умения намечать ход развития мысли. Упражнения: Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа на основе картинного плана. Составление плана. Восстановление плана. Редактирование плана. Сопоставление сведений, которые используются в тексте: ты будешь рассказывать о своем щенке (коте, попугае) в разных ситуациях: 1) если нужно сообщить о пропаже ; 2) если хочется рассказать о своем любимце, поделиться радостью общения. Сопоставление может быть предложено, если мы решили: 1) описать, как выглядит щенок; 2) рассказать о каком-то случае с ним; 3) порассуждать о его характере.

Слайд 52

Обучение формулированию мыслей. Работа в области культуры речи. Правильность речи. Речевое мастерство. В период обучения грамоте: Правильная постановка ударения; При изучении состава слова: Правильное образование слов; Очное употребление в речи слов определенной звуковой структуры; При изучении морфологии: Предупреждение ошибок в формах рода, числа , падежа… Обогащение прилагательными, работа с синонимами; При изучении синтаксиса: Работа над нормами согласования, управления; Обогащение синтаксического строя речи: употребление однородных членов предложения; составление сложных синтаксических конструкций.

Слайд 53

Упражнения: Наблюдение за использованием в образцовом тексте средств языка (найдите слово, помогающее увидеть, представить; стилистический эксперимент). Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств (использование картотеки детских ошибок). Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня ( в каком случае можно употребить это слово, словосочетание, предложение). Трансформация конструкций (изменение порядка слов, пропуск слов, соединение двух предложений в одно). Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли.

Слайд 54

Обучение контролю за своей речью. Самоконтроль – обязательное звено в любой деятельности, в том числе речевой. Каждое из прочтений выполняется с определенной установкой: Оценить , все ли будет понятно читающему, удалось ли раскрыть мысль, нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложение мысли. Решить, удачно ли сформулированы все мысли (верно ли подобраны предложения, слова, нет ли повторов), Проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Слайд 55

Речевые ошибки детей Нарушение норм литературного языка. Лексические (слово в языке есть, но употреблено не в своем значении, то есть слово сказано не то, что обозначает, не то, что имел в виду автор); Словообразовательные (такого слова в русском языке нет, ). Мукает корова, тихота , я распечалилися , мальчик взлез на дерево. Морфологические (для её, в угле, на пианине ). Нарушение коммуникативной целесообразности (точность, богатство, выразительность). Неточный выбор слова; нарушение лексической сочетаемости, Употребление лишнего слова; Неудачное употребление местоимения, Неоправданное повторение однокоренных слов; Неоправданное повторение одного и того же слова; Однообразие синтаксических конструкций; Нарушение стиля высказывания.

Слайд 56

Методика проведения изложений.

Слайд 58

Виды изложений: Изложение – восстановление деформированного текста. Изложение по готовому плану. Изложение по коллективно составленному плану. Изложение по самостоятельно составленному плану (начинается работа с придумывания надписей к картинному плану; графическое рисование иллюстраций, восстановление картинного плана). Изложение по измененному плану (коллективное составление плана, беседа о том, в чем это повествование отступает от последовательности событий в жизни, и постановка цели новой работы над планом; изменение в плане и подробный пересказ по нему). Изложение, близкое к тексту (подробное).

Слайд 59

Виды изложений: Сжатое изложение. Видом работы, обратным сжатию является его развертывание. Рассказ В. Драгунского «НЕ ПИФ! НЕ ПАФ!». Дениска просил рассказывать маму сказку в сокращенном виде: «Жила-была Красная Шапочка. Раз она напекла пирожков и пошла проведать свою бабушку. И стали они жить-поживать да добра наживать». - Предложите восстановить пропущенные места и рассказать сказку полностью.

Слайд 60

Виды изложений: Изложение с творческим дополнением (сопоставлением с фактами, аналогичными описаниями, выражением отношения к нему). Изложение на основе прогнозирования текста (работа над заголовком текста, представляющая прогнозирование содержания, структуры текста, в некоторых случаях – языковых средств; чтение текста по фрагментам, сопоставление вариантов, предложенных учащимися и автором; работа над основными микротемами текста: составление таблицы по тексту, включающей три графы – герои текста, их характеристика, их действия; орфографическая подготовка; вторичное целостное чтение текста учителем; написание детьми текста изложения; самопроверка учащимися написанного с помощью таблицы). Изложение, связанное с восприятием произведения изобразительного искусства – работа над изложениями, посвященными тому или иному эпизоду из жизни и творчества художников; до работы над текстом проводятся такие этапы работы – беседа о художнике, знакомство с его полотнами, рассматривание картины.

Слайд 61

Ход урока при работе над изложением. Вводная беседа: зачем надо уметь пересказывать. Первичное знакомство (на слух при закрытых книгах) и общая беседа по содержанию. О чем говорится в тексте? Какая главная мысль в рассказе? Озаглавьте текст так, чтобы более точно передать основную мысль. (Из предложенных заголовков выберите, которые наиболее точно отражают основную мысль). Анализ текста с повторным обращением к нему. Учитель: Я еще раз прочитаю текст (книги закрыты), а вы мысленно представьте ход событий. Давайте тему текста, то есть то, о чем говорится, разделим на части. Составление плана текста, то есть точное озаглавливание частей. Выбор заголовка обсуждается. Попутно обсуждается образование и написание слов. Анализ использованных средств языка (при открытых книгах). Учитель: Прочитайте первую часть текста и найдите слова, выражения, с помощью которых автор нарисовал эту картину. На какие слова вам хотелось бы обратить внимание товарищей. Почему в первом предложении нет этого слова? Как по-другому передать издаваемый звук? Какое слово передает состояние? Какое слово более точно передает? По книге учащиеся самостоятельно перечитали текст, обращая при этом внимание на написание слов и знаки препинания. По ходу записи учащиеся в некоторых словах вместо букв, в написании которых сомневались, оставляли пропуски, отмечая их точками. Учитель помогает решать возникшие проблемы.

Слайд 62

Требования к текстам для изложений предельное начало текста, обычно независимое первое предложение с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений; отчётливую связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а так же связи смежных предложений; структурное выражение законченности всего текста при завершении фабулы.

Слайд 63

Виды изложений: Выборочное изложение. Дайте анализ методики проведения выборочного изложения «Грачи прилетели». 1. Беседа с классом. - Какое время года сейчас? Какие признаки весны вы заметили? Что считается началом весны в наших краях? Когда в этом году прилетели грачи? Кто из вас видел грача? Какой он? - Вот чучела двух птиц. Какой из них грач? Как вы узнали? 2. Сообщение тему урока. -Сегодня мы будем писать изложение о грачах. 3. Знакомство с текстом, написанным на доске. Его вслух читает ученица. - Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже важно расхаживают по дороге – черные, белоносые . Найдут грачи парк или рощу и начнут гнезда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнезд ломают. Старые гнезда чинят, новые вьют. А вечером сядут грачи у своих гнезд и спят до утра. Утром снова за работу. Спешат грачи. Пора выводить птенцов. Грачата – самые ранние птенцы. Еще на деревьях листья не распустились, а малыши уже кричат, есть просят. 4. Беседа. - О чем прочитали в рассказе? Давайте дадим ему название. 5. Самостоятельное чтение рассказа с выполнением задания: разделить на три части. После обсуждения границы частей обозначаются бумажными разделителями. 6. Озаглавливание частей. 7. Анализ частей текста: содержания и языковых средств. - Как описаны наши первые гости? Что лучше , точнее: расхаживают или ходят. - Где устраивают гнезда? Из чего? Почему шумят? Как еще можно сказать об их шуме? Почему они так волнуются? - Отыщите необычное построенные предложения. Какие знаки в них стоят? 8. Орфографическая подготовка. - Разбор трудных для написания слов. - Самостоятельное перечитывание текста с заданием найти орфограммы. 9. Перечитывание текста с целью подготовки к выборочному пересказу. 10. Написание изложения по части «Устройство на новом месте». 11. Самопроверка.

Слайд 64

Обучение написанию сочинений

Слайд 65

Сравните темы сочинений; определите из них те, которые предполагают: 1)повествование; 2) описание, 3) рассуждение 1. За что я люблю свою кошку (собаку)? 2. Наша кошка. 3. Как однажды Мурка напроказничала. 4. Кошкина мордочка. 5. Мурка играет. 6. О домашних животных надо заботиться.

Слайд 66

Какие из приведенных ниже тем предполагают 1) художественное описание- деловое описание; 2) художественное повествование – деловое повествование. 1. Деревья нашего леса. 2. Уголок нашего леса. 3. Как мы однажды собирали грибы? 4. Съедобные и ядовитые грибы. 5. Вот так гриб! 6. Признаки весны. 7. Вот и весна! 8. Бегут ручьи, звенят ручьи! 9. Дежурство по классу. 10. На пришкольном участке. 11. В зимнем лесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Развитие речи учащихся на уроках русского языка посредством написания сочинений по наблюдениям и по картинам (из опыта работы)

Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации. В выступлении раскрыт...

Памятки для обучения написанию сочинений и изложений в начальных классах

Памятки для обучения написанию сочинений и изложений в начальных классах...

Формирование навыка письменного изложения и написания сочинений через использование опорных схем и алгоритмов

Развитие связной речи детей с ОВЗ опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (слова, предлож...