Разработка урока для 1 класса по русскому языку. Тема Мягкий знак на конце и середине слова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Богданова Мария Андреевна

Урок открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_28_04.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Мягкий знак на конце и середине слова

Цель

Создать условия для формирования представления о мягком знаке на конце и середине слова

Задачи

-Показать роль мягкого знака в слове, учить различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным

-Развивать устную и письменную речь, мышление, кругозор

-Воспитывать интерес к русскому языку аккуратность, дисциплинированность. 

Планируемые образовательные результаты

Предметные: различают строчные буквы; грамотно записывают предложения; развивают орфографические умения и навыки, каллиграфический почерк.

Метапредметные:

 познавательные: Ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, воспринимают текст с учетом поставленной задачи.

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, беседа

Образовательные ресурсы

учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Оборудование

Презентация

Основные понятия и термины

Мягкий знак

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация учащихся. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята, меня зовут…! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Проверьте, ребята,

Готовы ли вы начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Здравствуйте.

-Слушают учителя.

Актуализация знаний

Минутка чистописания

 Но сначала подготовим пальчики к письму.

Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)

Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)

Будут пальчики вставать (разжать кулачки)

Будут пальчики играть (пошевелить)

Поздоровались друзья

Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)

Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить)

Раз-два-три-четыре-пять (закрывается кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)

Потрясли кистями рук.

-Ребята, открываем свои тетради, пропускаем 2 строчки от работы и на третьей записываем число.

 Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

На следующей строке записываем строчную букву “ь” (показываю печатный образец)

Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?

Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»

Напишите эти букву до конца строки

На следующей строке запишем слова: семь, друзья, конь, карьер, подчеркните букву «ь»

-Повторяют движения за учителем

-Записывают в тетради

Постановка учебной задачи

-Посмотрите на буквы, записанные на доске: я, и, ь, е, ё

- Что их объединяет?

- Какую букву можно исключить из данного ряда и почему?

- Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня?

-А что обозначает на письме эта буква?

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится ,

Но в слово часто просится.

Хочет всем нам показать,

Что согласную надо мягко читать.

Прочитайте слова: (на презентации)

Т.традь, д.кабрь, п.льто, м.дведь, к.ньки

-Что общего у этих слов?

-Какие слова мы называем словарными?

-Посмотрите внимательно, а что еще их объединяет?

Запишите эти слова себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Давайте проверим написание по орфографическому словарю

-Подумайте, а на какие 2 группы можно разделить эти слова?

-Верно! Запишите в тетрадь эти группы слов по столбикам. 1 столбик- 1 группа и 2 столбик- 2 группа слов

-Итак, сколько слов вы записали в 1 группу? Назовите их

-А теперь назовите слова 2 группы

-Молодцы! А для чего в этих словах нужен мягкий знак? Давайте произнесем слова без мягкого знака, что получилось?

-Их объединяет то, что эти буквы на письме обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука

-Из данного ряда можно исключить «ь», так как он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки

-Сегодня мы будем говорить о букве «ь»

-«ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука

-Это словарные слова

-Словарными мы называем слова с безударной гласной в слове, которую нельзя проверить и поэтому нужно запомнить

-Во всех словах есть «ь»

-Я думаю можно разделить на слова мягкий знак в конце и середине слова

-В 1 группу записали 3 слова, это слова: тетрадь, декабрь, медведь

-Во 2 группу записали такие слова: пальто, коньки

-Мягкий знак- это показатель мягкости согласных звуков.

Построение проекта и выхода из затруднений

Откройте учебник на с.87, найдите упражнение 2.(читаю задание)

Прочитаем слова и выясним, что обозначает каждое слово

Уголки- угольки

Шест- шесть

Банка- банька

Мел- мель

Кто скажет, что обозначает каждое слово?

Что же сделал мягкий знак?

-Так какую работу может выполнять мягкий знак?

-Какую работу выполняет мягкий знак, если стоит в середине слова?

-Между какими буквами стоит мягкий знак?

-Какую работу выполняет мягкий знак, если стоит в середине слова?

Спишите эти слова себе в тетрадь так же в 2 столбика, подчеркните «ь» и букву перед ним.

Найдите упражнение 4(читаю задание)

Кто изображен на картинках?

Какие буквы нам надо вписать в клеточки, чтобы получились слова животных?

Отлично! Запишем с красной строки в тетрадь эти три слова из кроссворда.

Уголок-это отдельный участок чего-либо, а угольки- это вид топлива, шест- это длинная палка, шесть- цифра, банка- это емкость для хранения чего-либо, банька- это место для купания и мытья, мел- это мягкий белый известняк, мель- это мелкое место на дне водоема

-Мягкий знак изменил смысл слова-

- Изменять лексическое значение слов

-Стоит между согласными буквами

-Мягкий знак, стоящий в середине слова указывает на мягкость предыдущего согласного

-На картинках изображены: рысь, лебедь, гусь, карась, медведь

-В 1 столбике 1 строки- это слово рысь, во 2 столбике 1 строки- слово медведь, 2 столбик 2 строка- слово карась

Физ. минутка

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем,

И работать начинаем

Выполняют движения

Реализация проекта

А теперь немного поиграем.

Я называю слово с ь в конце слова, а вы должны спрятать его в середину. Попробуем!

Пень - ?

Конь - ?

День - ?

Огонь -?

Уголь –?

Окунь- ?

Пень - пеньки

Конь - коньки

День - деньки

Огонь - огоньки

Уголь – угольки

Окунь- окуньки

Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что вы были активны, отлично усвоили новую тему, то поднимите веселый смайлик, если же были какие-либо затруднения при усвоении нового материала, то поднимите грустный смайлик.

-Оценивают свою работу на уроке

Итог урока

- Наш урок подходит к концу.

-С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мы познакомились с буквой «ь»

-Научились  различать слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным

Домашнее задание

-Сейчас запишите домашнее задание в дневник: с.90 упр 8

-Ребята, вы замечательно сегодня потрудились на уроке! Было приятно с вами работать!

Урок окончен! До свидания!

-Записывают домашнее задание

-Прощаются

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Самоанализ урока русского языка в  классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...