Приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
презентация к уроку по русскому языку

Карасева Галина Анатольевна

Приемы формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературного чтения

  в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.a._24_avgusta.pptx487.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Приемы формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах» . Презентацию приготовила: учитель начальных классов МБОУ « Красноэховская СОШ» Карасева Галина Анатольевна.

Слайд 2

Что такое функциональная (читательская) грамотность ? Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 3

Основные приемы работы с текстом по развитию читательской грамотности Толстые и тонкие вопросы Знаю, умею, хочу Лови ошибку Составление синквейна Логические цепочки Ассоциативное мышление Словарики и другие.

Слайд 4

Работа с текстом-загадкой. (Упр. 155 Учебник русского языка. 3 класс 1 часть) 1. Прочитайте. Отгадайте загадку. Бывает он в холод, То что-то прошепчет, Бывает он в зной, То вдруг загудит. Бывает он добрый, Притихнет, умчится, Бывает он злой. Примчится опять, В открытые окна То вздумает по морю Нежданно влетит Волны гонять… Н.Найденова

Слайд 5

Прием «Словарики» Объясните лексическое значение некоторых слов, используя прием «Словарики». Задание: Выпишите слова, которые вам непонятны 2. Объясните значение этих слов. 3. Запишите в тетрадь. зной – жара, духота, пекло. нежданно - неожиданно, вдруг, случайно

Слайд 6

Изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор изображает ветер. Какие пары слов показывают, что ветер бывает разный? ( холод - зной, добрый - злой, прошепчет - загудит , умчится – примчится ) 2. Как называются эти слова? 3. Что такое антонимы?

Слайд 7

Ассоциативное мышление Работа с ключевой строкой «Загадки». Выход на отрывки из сказок А.С. Пушкина.

Слайд 8

Работа над произведением 1 . Найдите в загадке ключевую строку, которая напоминает нам о литературных произведениях, прочитанных раньше. 2. Какие произведения вам напоминает эта строка? 3. Вспомним сказки А.С.Пушкина, где он пишет о ветре

Слайд 9

Синквейн на тему : « Какой ветер у А.С.Пушкина» ветер могучий сильный гонят гуляет волнует всюду веет на просторе свобода

Слайд 10

Репродукция картины А.А. Рылова « В голубом просторе»

Слайд 11

Работа по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» 1. Откройте картинную галерею и найдите репродукцию картины, которая соответствует отрывкам сказок А.С.Пушкина и нашей загадке о ветре. 2.Назовите образы, которые изображены на картине. 3.Назовите строки из сказок А.С.Пушкина , которые соответствуют картине.

Слайд 13

Заключение Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам. Используемые на уроках приёмы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе. Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматирваются  вопросы:1. Читательская грамотность как планируемый результат начального обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.2. Формирование читательской грамотности младших...

Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....

Доклад для семинара на тему: «Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения»

Доклад дл выступлений на городских семинарах и МО. Автор:Кошеленко Елена Валентиновна....

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...