Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 80.2) 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Юлия Викторовна Рачкова

Рабочая адаптированная программа по русскому языку (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Администрация города Смоленска

МБОУ "СШ № 3"

  РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

директор

руководитель ШМО



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ВАРИАНТ 8.2)

учебного предмета

«Русский язык»

для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Рачкова Юлия Викторовна

учитель начальных классов

Смоленск 2022

  Рабочая программа по обучению грамоте школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с  расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.2) МБОУ «СШ №3».

Программа отражает содержание интегрированного курса обучения чтению и письму школьников с РАС в первом классе с учетом их особых образовательных потребностей. Обучение грамоте стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, улучшает коммуникативные навыки и, таким образом, содействует их социализации.

        С учетом особых образовательных потребностей школьников с РАС основными целями первого года обучения грамоте в первом классе будут:

  • организация произвольного внимания и формирование мотивации у школьников с РАС к освоению грамоты,
  • формирование осмысленных навыков чтения и письма,
  • развитие у обучающихся с РАС навыков самостоятельного планирования собственной деятельности и речи и способности следовать намеченному плану,

формирование целостного представления о письменной речи: о том, что буквы являются частями слов, за которыми стоят определенные значения; из слов состоят фразы, а из фраз – тексты, передающие сообщения, выражающие определенные смыслы.        

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение грамоты путем создания «Личного букваря» предполагает создание школьником с помощью взрослых рукодельной книги из отдельных, несброшюрованных листов-заготовок, выполненных типографским способом. Букварь, формируясь в индивидуальной для каждого ученика последовательности, обеспечивает освоение навыков осмысленного чтения и письма печатными буквами. При этом листы-заготовки букваря постепенно наполняются информацией, прежде всего, связанной с самим ребенком, с его жизнью и жизнью его семьи (фотографиями, рисунками, словами, фразами и короткими текстами).

 Создание «Личного букваря» включает в себя работу по двум основным разделам:

1. Изучение букв

2. Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

Освоение этих разделов происходит параллельно, но на разных уроках. Три  урока в неделю посвящаются изучению букв, еще три урока – освоению глобального и слогового чтения. (При использовании программы в первом классе для школьников с РАС, обучающихся по варианту 8.2, имеющих затруднения в освоении грамоты по общеобразовательной программе, количество уроков сокращается до четырех в неделю: два - на изучение букв, и два – освоение глобального и слогового чтения).

Обучение чтению идет в сочетании с обучением письму печатными буквами (с учетом принципа координации устной и письменной речи).

Изучение букв.

В «Личном букваре» существует особая последовательность изучения букв, которая обеспечивает их осмысленное усвоение. В отличие от традиционного букваря, первой осваивается не буква «А», а буква «Я», которой подписывается фотография ребенка, наклеенная на первой странице. Далее осваиваются буквы «А», «М», «П». Данный порядок освоения букв позволяет сразу же научить школьника прочитывать наиболее личностно значимые слова – «я», «мама», «папа». Дальнейшая последовательность изучения букв  индивидуальна, и так же ориентирована на понятные и значимые для ребенка личностные смыслы: изучаются буквы имени ученика, имен его ближайших родственников, названий интересных ему животных и предметов. Таким образом, специальная последовательность освоения букв задается необходимостью моментального введения изучаемой буквы в знакомое,  интересное ребенку слово.

При изучении каждой буквы реализуются следующие направления работы:

  1. знакомство с фонетической стороной буквы, ее звучанием; освоение умения определять на слух, есть ли изучаемая буква в слове,
  2. опознание буквы по ее изображению (отдельно и в словах),
  3. отработка умения писать изучаемую букву печатным шрифтом,
  4. формирование представления о букве, как о части слова: умения опознавать изучаемую букву в начале, середине, конце слова, вписывать изучаемую букву на нужное место в слово, придумывать слова с изучаемой буквой.

Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для школьника слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение учебного материала, формирует представление о единстве звучания, написания и значения слов.

Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

Глобальное чтение

При освоении слогового чтения внимание ученика с РАС преимущественно фиксируется на соединении слогов, на правильном произнесении их последовательности, а не на смысле прочитанного, поэтому результатом обучения часто становится неосмысленное механическое чтение. Для предотвращения данной проблемы параллельно с занятиями по освоению букв идут уроки глобального чтения, цель которых – создать у ученика с РАС осмысленное представление о слове, о предложении, связать освоение чтения с важными для ребенка личностными смыслами.

При глобальном чтении слова соотносятся с изображениями предметов, которые они обозначают, что исключает возможность формального восприятия слов и букв как абстрактных знаков. Методика ориентирована на хорошую зрительную память детей с РАС, исходно запоминающих слово, как целостное изображение.

Освоение навыка глобального чтения происходит в процессе изучения двух тематических разделов: «Моя семья», «Домашние и дикие животные». Внутри тематического раздела сначала обсуждается  содержание сюжетной картины, а затем, с помощью специальных дидактических материалов, соответствующих теме (фотографии, картинки, таблички со словами), осваивается навык глобального чтения. Последовательно осваивается глобальное чтение слов, и далее – осмысленное прочитывание и самостоятельное построение коротких фраз из небольшого набора знакомых слов.

Таким образом, глобальное чтение используется при обучении школьников с РАС частично (в существенно меньшем объеме, чем, например, при обучении детей с нарушенным слухом) и в собственной логике:

  • для формирования осмысленного отношения к слову, фразе, тексту, исключения возможности механического чтения;
  • для формирования представлений о языковых единицах и их функциях: представления о слове как о части предложения, понимания, что слова и предложения являются носителями определенных смыслов,
  • для создания мотивации к чтению.

Далее происходит переход от глобального к слоговому чтению. Поскольку у школьника с РАС, благодаря глобальному чтению, сформировано осмысленное отношение к письменной речи, проблема механического чтения по слогам не возникает.

На данной стадии работы в занятия включаются фрагменты рисования, штриховки, лепки для развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму.

Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.

При переходе к слоговому чтению используется уже знакомый ученику дидактический материал и разрезная азбука. Слова, освоенные глобальным способом, побуквенно выкладываются из разрезной азбуки и прочитываются по слогам. На данном этапе школьник с РАС осваивает слоговое чтение по подражанию учителю (знания о том, как формируются слоги, усваиваются школьником с РАС в первом дополнительном классе). В качестве зрительной опоры используются картинки и фотографии, но не таблички со словами, для того, чтобы ученик собирал слово на слух. При этом, по мере необходимости осваиваются некоторые орфографические правила.

Работа по звуко-буквенному анализу на данном этапе обучения включается в занятия в минимальном объеме, чтобы не спровоцировать ученика с РАС на стереотипную механическую игру с сенсорными ощущениями, сопровождающими отработку навыков дифференциации гласных и согласных звуков, глухих и звонких согласных и т.п. Целесообразно лишь однократное объяснение отличия гласных и согласных, с демонстрацией разрезной азбуки, где буквы, соответствующие гласным звукам – красного цвета, а согласным – синего. Далее, работая с разрезной азбукой, школьник c РАС непроизвольно запоминает  гласные и согласные буквы, ориентируясь на их цвет. Следует подчеркнуть, что необходимый объем знаний по фонетико-фонематическому анализу школьник с РАС осваивает в первом дополнительном классе; в первом классе наиболее важной задачей, как указывалось выше, является формирование осмысленного отношения к слову, фразе, тексту.

Освоение слогового чтения сопровождается работой по развитию навыка письма. На уроках по изучению букв ученик тренируется в их написании, а на уроках, посвященных слоговому чтению, слова, прочитанные по слогам, записываются в тетрадь печатными буквами.

Далее ученик тренируется в послоговом чтении и написании фраз, которые ранее, осваивая глобальное чтение, он выкладывал из картинок, а затем - из табличек со словами. При обучении письму так же, как и при обучении чтению, важно, чтобы слово наглядно сочеталось с предметами или их изображениями. Это позволяет концентрировать внимание школьника с РАС на задании и обеспечивает осмысленность его выполнения.

При обучении написанию фраз осваиваются некоторые правила правописания и соответствующие им умения: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения, писать имена собственные с большой буквы.

Затем школьник с РАС обучается составлять, прочитывать и записывать глагольные предложения, описывающие его собственные занятия. Дидактическим материалом служит набор фотографий, отражающих последовательность простых действий ученика в течение дня. Глядя на фотографию ученик устно составляет фразу, выкладывает ее из букв разрезной азбуки, прочитывает по слогам и записывает в тетрадь.

Заключительным этапом работы является придумывание и записывание коротких текстов из 3-4 предложений – историй о самом ученике и о членах его семьи. При этом формируется осмысленное отношение ученика с РАС к письменному тексту, развивается его способность к пересказу, к планированию собственных действий и речи и возможности следовать намеченному плану.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

                Школьник с РАС получит возможность для формирования следующих личностных универсальных учебных действий (УУД):

  • положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте,
  • интереса к письменной речи,
  • положительного и осознанного принятия роли ученика,
  • осознанного отношения к освоению чтения и письма, к учебному процессу в целом,
  • осмысленного восприятия собственных вкусов, привычек, желаний,
  • эмоционального осмысления событий собственной жизни,
  • интереса к языковой и речевой деятельности,
  • эмоционального осмысления уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми,
  • развития способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь.

Метапредметные результаты

        Использование метода создания «Личного букваря» в первом классе на уроках обучения грамоте позволяет сформировать следующие метапредметные УУД:

регулятивные

  • осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им,
  • развитие возможностей организации произвольного внимания,
  • развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя,
  • развитие возможностей самостоятельного планирования собственных действий и речи,
  • отработка умения следовать собственному плану,
  • возможность совместно с учителем оценивать результат своих действий, вносить коррективы,
  • развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу,
  • формирование осмысленных учебных навыков, которые обучающийся с РАС использует в различных ситуациях (учебных и житейских).

познавательные

  • осознанно относится к букве, как части слова, к слову – как к части фразы, а к фразе, как части текста,
  • понимать, что слово, фраза, текст являются носителями определенных значений и смыслов,
  • строить ответ в соответствии со смыслом вопроса учителя,
  • выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом,
  • с помощью учителя находить аналогии в собственном опыте с изучаемыми фактами,
  • с помощью учителя и самостоятельно находить нужную информацию в учебниках,
  • составлять (устно и письменно) высказывание по предложенному рисунку, фотографии,
  • анализировать факты языка, выделяя их существенные признаки (например, гласные и согласные звуки),
  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова обозначающие различные категории предметов, явлений природы и др.)

коммуникативные

  • формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя,
  • слушать вопросы учителя и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса,
  • самостоятельно задавать вопросы и по теме урока, и в ситуации, когда появляется необходимость в объяснении учителя,
  • адекватно воспринимать оценки учителя (понимать их зависимость от качества выполненной работы, от старания на уроке, а не от хорошего или плохого отношения педагога),
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне фразы),
  • адекватно оценивать собственное поведение на уроке, стараться использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

  • сформированность представлений о значимости языка и письменной речи в жизни людей,
  • сформированность представлений о языковых единицах и общей структуре письменной речи (осознание буквы как части слова, слова – как носителя определенного значения и части фразы, фразы – как выражения определенного смысла и части текста),
  • умение работать с языковыми единицами (в объеме программы первого дополнительного класса), овладение навыками языковой и речевой деятельности,
  • освоение некоторых понятий и правил фонетики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме программы первого дополнительного класса),
  • умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах, соотнося их с образцом,
  • умение слушать вопрос учителя и отвечать на него в соответствии со смыслом вопроса,
  • умение соотносить изображения предметов с обозначающими их словами (в ходе освоения глобального чтения),
  • умение составлять простые фразы из глобально освоенных слов, ориентируясь на зрительные опоры (картинки с изображениями людей, животных, предметов),
  • умение выкладывать слова и фразы побуквенно (из разрезной азбуки) и прочитывать их по слогам,
  • умение записывать (печатными буквами) слова и фразы,
  • отличать текст от набора не связанных между собой по смыслу фраз,
  • умение самостоятельно составлять фразы, короткие рассказы по одной картинке (фотографии) или по серии картинок (фотографий), связанных с событиями собственной жизни,
  • умение составить, выложить побуквенно (из разрезной азбуки)  прочитать по слогам и записать печатными буквами короткий текст на тему, связанную с собственной жизнью или с жизнью своей семьи,
  • соотносить заголовок и содержание текста, самостоятельно придумывать заголовок к тексту,
  • умение устанавливать последовательность звуков в слове, выделять нужный звук по заданию учителя,
  •        знать разницу между гласными и согласными звуками,
  • умение правильно ставить ударение в словах,
  • знать и правильно называть буквы русского алфавита,
  • знать функцию мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного звука,
  • умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове,
  • умение различать слово и слог, слово и набор буквосочетаний, слово и предложение,
  • осознавать единство звучания и значения слова,
  • определять количество слов в предложении,
  • знание обобщающих понятий, умение объединять заданные слова по значению,
  • знать группу вежливых слов (слова приветствия, прощания, благодарности, извинения) и использовать их адекватно ситуации,
  • различать слова - названия предметов, слова – названия действий предметов, слова – названия признаков предметов,
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений,
  • писать предложения под диктовку печатными буквами,
  • умение применять некоторые правила правописания: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,
  • умение писать имена собственные с большой буквы.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение

письма печатными буквами (165 часов, 5 часов в неделю).

Номер

урока

Тема урока

                           Виды работ

Кол-во часов

1-2

Освоение навыка подготовки к уроку, правил поведения на уроке

  1. Знакомство с учебными принадлежностями,
  2. Отработка умения готовиться к уроку,
  3. Учимся правильно сидеть за партой,
  4. Осваиваем правила поведения на уроке,
  5. Рисование, раскрашивание,
  6. Отработка умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

3-4

Освоение навыков составления наглядного расписания, умения собирать учебные принадлежности.

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Учимся правильно сидеть за партой,
  3. Освоение наглядного расписания,
  4. Осваиваем правила поведения на уроке,
  5. Рисование, раскрашивание,
  6. Отработка умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

5

Освоение навыков и правил поведения на уроке, оформление папки для «Личного букваря»

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Освоение правильной позы для работы за учебным столом,
  3. Составление визуального расписания урока,
  4. Оформление папки для создания «Личного букваря» (общее знакомство с его материалами), рисование, штриховка,
  5. Отработка умения собирать учебные принадлежности в портфель.

1

6-7

«Семья» - обсуждение темы

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Составление наглядного плана урока,
  3. Сюжетная картина «Семья» - обсуждение темы,
  4. Рисование, раскрашивание,
  5. Отрабатываем умение собирать учебные принадлежности в портфель.

2

8

«Моя семья» - обсуждение темы

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Составление визуального плана,
  3. Сюжетная картина «Семья» и фотографии из конверта «Моя семья» - обсуждение темы,
  4. Рисование, лепка, аппликация,
  5. Отработка умения собирать учебные принадлежности в портфель.

1

9-10

Глобальное чтение слов (конверт «Моя семья»)

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Визуальный план урока,
  3. Освоение глобального чтения слов на материале конверта «Моя семья»,
  4. Рисование, раскрашивание,
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

11-12

«Что у нас на кухне» - обсуждение темы

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Визуальный план урока,
  3. Сюжетная картина «На кухне» - обсуждение темы, рисование, раскрашивание, аппликация,
  4. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

13

«Любимая еда моей семьи»

  1. Отработка умения готовиться к уроку,
  2. Визуальный план урока,
  3. Конверт с картинками «Любимая еда моей семьи» - обсуждение темы,
  4. Рисование, раскрашивание,
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

1

14-15

Глобальное чтение слов на материале конверта «Любимая еда моей семьи»

  1. Готовимся к уроку,
  2. Визуальный план урока,
  3. Освоение глобального чтения слов на материале конверта «Любимая еда моей семьи»,
  4. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

16-17

Глобальное чтение слов на материале двух первых тематических конвертов

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составляем визуальный план урока,
  3. Закрепляем навык глобального чтения слов на материале двух конвертов: «Моя семья» и «Любимая еда моей семьи»,
  4. Рисование, раскрашивание, аппликация,
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

18-19

Составление и глобальное чтение фраз на материале первых двух тематических конвертов

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составляем визуальный план урока,
  3. Отрабатываем глобальное чтение простых фраз с помощью материала тематических конвертов «Моя семья», «Любимая еда моей семьи» и табличек с глаголами «люблю», «любит»,
  4. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

20-21

Глобальное чтение слов и фраз

  1. Подготовка к уроку,
  2. Визуальный план урока,
  3. Завершение работы над картиной «На кухне» - наклеивание подписей,
  4. Закрепление умения собирать учебные принадлежности.

1

22-25

Сюжетный коллаж «Моя семья» -обсуждение темы, глобальное чтение

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составляем визуальный план урока,
  3. Закрепляем умение глобального чтения фраз на материале двух знакомых тематических конвертов,
  4. Начинаем создавать коллаж «Моя семья»: обсуждение темы, аппликация, рисование,
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

4

26-27

Сюжетная картина «Ферма» - обсуждение темы

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составляем визуальный план урока,
  3. Сюжетная картина «Ферма» - обсуждение темы,
  4. Раскрашивание, рисование,
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

28

«Домашние животные» - обсуждение темы

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Сюжетная картина «Ферма» и конверт с картинками «Домашние животные» - продолжаем обсуждение темы,
  4. Раскрашивание, штриховка
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

1

29-30

Глобальное чтение новых слов

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Отрабатываем навыки глобального чтения на материале конверта «Домашние животные»,
  4. Рисование, раскрашивание,
  5. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

31-32

Глобальное чтение новых слов

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Отрабатываем навык глобального чтения на материале конверта «Еда животных»,
  4. Рисование, штриховка.

2

33-35

Составление и глобальное чтение фраз

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Отрабатываем составление и глобальное чтение простых фраз с помощью материала тематических конвертов «Домашние животные», «Еда животных» и табличек с глаголами «люблю», «любит»,
  4. Рисование, раскрашивание, лепка по теме урока.

3

36

Глобальное чтение

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Завершение работы над сюжетной картиной «Ферма» - наклеивание подписей, рисование,
  4. Закрепление умения убирать учебные принадлежности.

1

37-38

«Лесные звери» – обсуждение темы

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Сюжетная картина «Лесные звери» - обсуждение темы, раскрашивание, штриховка, аппликация,
  4. Закрепление умения собирать учебные принадлежности в портфель.

2

39-40

Глобальное чтение новых слов

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Отрабатываем навык глобального чтения на материале конверта «Лесные звери»,
  4. Рисование, раскрашивание

2

41-42

Составление и глобальное чтение фраз

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Отрабатываем глобальное чтение простых фраз с помощью материала тематических конвертов «Лесные звери», «Еда животных» и табличек с глаголами «люблю», «любит»,
  4. Рисование, раскрашивание, аппликация.

2

43

Глобальное чтение слов и фраз

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Завершаем работу над сюжетной картиной «Лесные звери» - наклеиваем таблички с подписями,
  4. Продолжаем глобальное чтение простых фраз с помощью материала тематических конвертов №4 и №5.

1

44

Составление и глобальное чтение фраз на материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов

  1. Подготовка к уроку,
  2. Составление визуального плана урока,
  3. Продолжаем составлять и прочитывать глобально простые фразы, используя материал трех конвертов («Домашние животные», «Лесные звери», «Еда животных»),
  4. Рисование, раскрашивание.

1

45

Знакомство с разрезной азбукой: гласные и согласные буквы

  1. Подготовка к уроку,
  2. Визуальный план урока,
  3. Знакомство с разрезной азбукой: гласные и согласные буквы,
  4. Рисование, лепка, аппликация

1

46

Переход к слоговому чтению

  1. Составление визуального плана урока,
  2. Освоение побуквенного выкладывания слов из конверта «Моя семья»,
  3. Освоение слогового чтения слов, выложенных побуквенно, по образцу, данному учителем,
  4. Рисование, раскрашивание.

1

47-51

Тренировка в слоговом чтении слов

  1. Составление наглядного плана,
  2. Тренировка в побуквенном выкладывании (из разрезной азбуки) знакомых слов, освоенных при глобальном чтении, с опорой на картинку и на табличку со словом, на материале пяти тематических конвертов,
  3. Прочитывание слов, выложенных побуквенно, по слогам,
  4. Рисование, штриховка, лепка.

5

52-55

Знакомство с некоторыми правилами орфографии

  1. Составление наглядного плана урока
  2. Выкладывание из разрезной азбуки и чтение слов, написание которых не соответствует произнесению

4

56-58

Составление и прочитывание фраз по слогам на материале первых двух конвертов

  1. Наглядный план урока,
  2. Побуквенное выкладывание фраз на материале тематических конвертов «Моя семья» и «Любимая еда моей семьи»,
  3. Чтение фраз по слогам,
  4. Ответы на вопросы по смыслу предложений.

3

59-62

Составление и чтение фраз по слогам на материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов

1) Наглядный план урока,

2) Выкладываем из разрезной азбуки и прочитываем по слогам фразы из тематических конвертов «Домашние животные», «Лесные звери», «Еда животных»,

3) Ответы на вопросы по смыслу фраз,

4) Рисование, штриховка, лепка.

4

63-64

Составляем фразы и читаем по слогам

  1. Наглядный план урока,
  2. Выкладывание из разрезной азбуки и прочитывание по слогам фраз, составленных на материале знакомых 5-и тематических конвертов,
  3. Ответы на вопросы по смыслу составленных фраз.

2

65-69

Тренировка в написании знакомых слов печатными буквами

  1. Составление наглядного плана урока,
  2. Выкладывание слов из тематических конвертов побуквенно, прочитывание их по слогам и записывание в тетрадь,

5

70-73

Подписывание картинок в «Личном букваре»: тренируемся писать «на слух», находим и исправляем ошибки

  1. Составление наглядного плана урока,
  2. Тренировка в самостоятельном подписывании картинок «Личного букваря» (в трех «окнах» первой страницы и в шести «окнах» второй страницы по изучению каждой буквы). Педагог предварительно закрывает имеющиеся подписи полосками бумаги,
  3. Прочитывание подписей по слогам,
  4. Находим и исправляем ошибки, повторяя знакомые правила орфографии.

4

74-78

Составляем, прочитываем по слогам и записываем предложения на материале пяти тематических конвертов

  1. Составление визуального плана урока,
  2. На материале конвертов «Моя семья» и «Любимая еда моей семьи» составляем фразы, читаем по слогам и записываем в тетрадь,
  3. Освоение понятия «пробел», умения писать предложение с большой буквы и ставить в конце точку,
  4. На материале конвертов «Домашние животные», «Лесные звери» и «Еда животных» составляем фразы, читаем по слогам и записываем в тетрадь печатными буквами,

5

79-80

Сюжетная картина «Весь день» - обсуждение темы. Расширяем глагольный словарь.

  1. Составление визуального плана урока,
  2. Сюжетная картина «Весь день» - обсуждение последовательности и смысла занятий, действий школьника, изображенного на картине, в течение дня,
  3. Раскрашивание, рисование.

2

81-82

Составляем и осмысляем простые последовательности занятий и действий ученика

  1. Составление визуального плана урока,
  2. Выкладывание из фотографий простых последовательностей повседневных дел и занятий ученика: «Мое утро», «Мой день», «Мой вечер», «Моя прогулка», «Мой выходной день» и т.п.

83-85

Составляем простые глагольные фразы с опорой на фотографии

  1. Визуальный план урока,
  2. Опираясь на фотографии, отражающие занятия ученика в течение дня, составляем простые глагольные предложения, используя таблички с глаголами из конверта «Весь мой день» («Я гуляю», «Я купаюсь» и т.п.)

3

86-89

Составляем простые глагольные фразы и записываем их в тетрадь

  1. Составляем визуальный план урока,
  2. Выкладываем глагольные предложения из букв разрезной азбуки (отражающие действие на фотографии) и записываем его в тетради,
  3. Ответы на вопросы по смыслу предложений.

4

90-93

Придумываем и записываем короткие простые истории о самом ребенке

  1. Составляем визуальный план урока,
  2. Выбираем фотографии для составления рассказа и выкладываем их в нужной последовательности,
  3. Составляем рассказ,
  4. Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам,
  5. Ответы на вопросы по смыслу составленного рассказа.

4

94-165

Придумываем и записываем короткие истории о членах семьи ребенка

  1. Составляем визуальный план урока,
  2. Выбираем фотографии для составления рассказа,
  3. Составляем рассказ,
  4. Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам,
  5. Ответы на вопросы по смыслу составленного рассказа.

6

Итого: 165

Приложение 1

к адаптированной рабочей программе по «Русскому языку»

1  класса Г,

утверждённой приказом директора

№ 60 от 30.08.2022

Календарно-тематическое планирование по «Русскому языку»

1  класса Г

    Учитель: Рачкова Ю.В.


п/п

Тема урока

Аудито

рные занятия

Индивидуальные занятия

Контроль

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках русского языка. Освоение навыка подготовки к уроку, правил поведения на уроке.

Устный опрос

 2.

Освоение навыка подготовки к уроку, правил поведения на уроке

Устный опрос

3.

Освоение навыков составления наглядного расписания, умения собирать учебные принадлежности

Устный опрос

4.

Освоение навыков составления наглядного расписания, умения собирать учебные принадлежности

Устный опрос

5.

Освоение навыков и правил поведения на уроке, оформление папки для «Личного букваря»

Устный опрос

6.

«Семья» - обсуждение темы

Устный опрос

7.

«Семья» - обсуждение темы Письмо полуовалов

Устный опрос

8.

«Семья» - обсуждение темы Письмо овалов

Устный опрос

9.

Глобальное чтение слов (конверт «Моя семья»)

Устный опрос

10.

  Глобальное чтение слов (конверт «Моя семья»)

Устный опрос

11.

 «Что у нас на кухне» - обсуждение темы

Устный опрос

12.

«Что у нас на кухне» - обсуждение темы

Устный опрос

13.

«Любимая еда моей семьи»

Устный опрос

14.

Глобальное чтение слов на материале конверта «Любимая еда моей семьи»

Устный опрос

15.

Глобальное чтение слов на материале конверта «Любимая еда моей семьи»

Устный опрос

16.

Глобальное чтение слов на материале двух первых тематических конвертов

Устный опрос

17.

Глобальное чтение слов на материале двух первых тематических конвертов

Устный опрос

18.

Составление и глобальное чтение фраз на материале первых двух тематических конвертов

Устный опрос

19.

Составление и глобальное чтение фраз на материале первых двух тематических конвертов

Устный опрос

20.

Глобальное чтение слов и фраз

Устный опрос

21.

Глобальное чтение слов и фраз

Устный опрос

22.

Сюжетный коллаж «Моя семья»

Устный опрос

23.

Сюжетный коллаж «Моя семья»

Устный опрос

24.

Сюжетный коллаж «Моя семья»

Устный опрос

25.

Сюжетный коллаж «Моя семья»

Устный опрос

26.

Сюжетная картина «Ферма»

Устный опрос

27.

Сюжетная картина «Ферма»

Устный опрос

28.

«Домашние животные» - обсуждение темы

Устный опрос

29.

Глобальное чтение новых слов

Устный опрос

30.

Глобальное чтение новых слов

Устный опрос

31.

Глобальное чтение новых слов

Устный опрос

32.

Глобальное чтение новых слов

Устный опрос

33.

Составление и глобальное чтение фраз

Устный опрос

34.

Составление и глобальное чтение фраз

Устный опрос

35.

Составление и глобальное чтение фраз

Устный опрос

36.

Глобальное чтение

Устный опрос

37.

«Лесные звери» – обсуждение темы

Устный опрос

38.

«Лесные звери» – обсуждение темы

Устный опрос

39.

Глобальное чтение новых слов.

Устный опрос

40.

Глобальное чтение новых слов.

Устный опрос

41.

Составление и глобальное чтение фраз

Устный опрос

42.

Составление и глобальное чтение фраз

Устный опрос

43.

Глобальное чтение новых слов и фраз.

Устный опрос

44.

 Составление и глобальное чтение фраз на материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов.

Устный опрос

45.

Знакомство с разрезной азбукой: гласные и согласные буквы

Устный опрос

46.

Переход к слоговому чтению

Устный опрос

47.

Тренировка в слоговом чтении слов

Устный опрос

48.

Тренировка в слоговом чтении слов

Устный опрос

49.

Тренировка в слоговом чтении слов

Устный опрос

50.

Тренировка в слоговом чтении слов

Устный опрос

51.

Тренировка в слоговом чтении слов

Устный опрос

52.

Знакомство с некоторыми правилами орфографии

Устный опрос

53.

Знакомство с некоторыми правилами орфографии

Устный опрос

54.

Знакомство с некоторыми правилами орфографии

Устный опрос

55.

Знакомство с некоторыми правилами орфографии

Устный опрос

56.

Составление и прочитывание фраз по слогам на материале первых двух конвертов

Устный опрос

57.

Составление и прочитывание фраз по слогам на материале первых двух конвертов

Устный опрос

58.

Составление и прочитывание фраз по слогам на материале первых двух конвертов

Устный опрос

59.

Составление и чтение фраз по слогам на материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов

Устный опрос

60.

Составление и чтение фраз по слогам на материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов

Устный опрос

61.

Составление и чтение фраз по слогам на материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов

Устный опрос

62.

Составление и чтение фраз по слогам на материале третьего, четвертого и пятого тематических конвертов

Устный опрос

63.

Составляем фразы и читаем по слогам

Устный опрос

64.

Составляем фразы и читаем по слогам

Устный опрос

65.

Тренировка в написании знакомых слов печатными буквами

Устный опрос

66.

Тренировка в написании знакомых слов печатными буквами

Устный опрос

67.

Тренировка в написании знакомых слов печатными буквами

Устный опрос

68.

Тренировка в написании знакомых слов печатными буквами

Устный опрос

69.

Тренировка в написании знакомых слов печатными буквами

Устный опрос

70.

Подписывание картинок в «Личном букваре»: тренируемся писать «на слух», находим и исправляем ошибки

Устный опрос

71.

Подписывание картинок в «Личном букваре»: тренируемся писать «на слух», находим и исправляем ошибки

Устный опрос

72.

Подписывание картинок в «Личном букваре»: тренируемся писать «на слух», находим и исправляем ошибки

Устный опрос

73.

Повторный инструктаж по технике безопасности на уроках русского языка Подписывание картинок в «Личном букваре»: тренируемся писать «на слух», находим и исправляем ошибки

Устный опрос

74.

Составляем, прочитываем по слогам и записываем предложения на материале пяти тематических конвертов

Устный опрос

75.

Составляем, прочитываем по слогам и записываем предложения на материале пяти тематических конвертов

Устный опрос

76.

Составляем, прочитываем по слогам и записываем предложения на материале пяти тематических конвертов

Устный опрос

77.

Составляем, прочитываем по слогам и записываем предложения на материале пяти тематических конвертов

Устный опрос

78.

Составляем, прочитываем по слогам и записываем предложения на материале пяти тематических конвертов

Устный опрос

79.

Сюжетная картина «Весь день»

Устный опрос

80.

Сюжетная картина «Весь день»

Устный опрос

81.

. Составляем и осмысляем простые последовательности занятий и действий ученика.

Устный опрос

82.

Составляем и осмысляем простые последовательности занятий и действий ученика

Устный опрос

83.

Составляем простые глагольные фразы с опорой на фотографии

Устный опрос

84.

Составляем простые глагольные фразы с опорой на фотографии

Устный опрос

85.

Составляем простые глагольные фразы с опорой на фотографии

Устный опрос

86.

Составляем простые глагольные фразы и записываем их в тетрадь

Устный опрос

87.

Составляем простые глагольные фразы и записываем их в тетрадь

Устный опрос

88.

Составляем простые глагольные фразы и записываем их в тетрадь

Устный опрос

89.

Составляем простые глагольные фразы и записываем их в тетрадь

Устный опрос

90.

Придумываем и записываем короткие простые истории о самом ребенке

Устный опрос

91.

Придумываем и записываем короткие простые истории о самом ребенке

Устный опрос

92.

Придумываем и записываем короткие простые истории о самом ребенке

Устный опрос

93.

Придумываем и записываем короткие простые истории о самом ребенке

Устный опрос

94.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

95.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

96.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

97.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

98.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

99.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

100.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

101.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

102.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

103.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

104.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

105.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

106.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

107.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

108.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

109.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

110.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

111.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

112.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

113.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

114.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

115.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

116.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

117.

 Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

118.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

119.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

120.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

121.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

122.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

123.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

124.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

125.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

126.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

127.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

128.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

129.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

130.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

131.

 Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

132.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

133.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

134.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

135.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

136.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

137.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

138.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

139.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

140.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

141

.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

142.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

143.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

144.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

145.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

146.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

147.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

148.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

149.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

150.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

151.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

152.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

153.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

154.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

155.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

156.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

157.

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

158

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

159

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

160

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

161

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

162

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

163

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

164

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

165

Составляем рассказ,

Записываем рассказ в тетради и прочитываем по слогам

Устный опрос

Кол-во часов по программе: 165


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...

рабочая адаптированная программа по русскому языку для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

рабочая адаптированная программа по русскому языку разработана для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 2 класс

Это образовательная программа по русскому языку, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможносте...

Адаптированная программа по русскому языку для детей с ЗПР 3 класс

Предлагаю адаптированну программу для инклюзивного обучения детей с ЗПР (вариант 7.2). 3 класс....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...