Рабочая адаптированная программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Бревнова Наталья Михайловна

Это образовательная программа по русскому языку, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

     Обучение  учащегося 2 класса, организовано в соответствии с решением районной  ПМПК – для обучающегося с задержкой психического развития (заключение № 279 от 20 мая 2018.)

 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (далее – АООП ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.

    АООП ЗПР разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП   и на основании:

-  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

-  Федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)»;

        

  • Р.Д. Тригер,  Ю.А.Костенкова  и др. «Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида» (начальные классы 1-4), М, ПАРАДИГМА, 2012 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ п. Таёжный;
  • авторской программы «Русский язык», разработанной КанакинойВ. П., Горецким В. Г., БойкинойМ. В., М, Просвещение, 2012г.
  • Рекомендаций Районной ПМПК (от 20 мая 2016 г.)

В обучении руководствуюсь  следующими специфическими задачами:

-уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

-развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

-формирование навыков учебной работы;

-усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка

 (наблюдение, сравнение и обобщение)

При организации индивидуального обучения учитель соблюдает следующие требования:

1.Преподносить новый материал предельно  развернуто;

2.Отводить значительное место практической деятельности учащегося: работой со схемами, таблицами, и т.д.;

3.Систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;

4.Уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

5.Предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;

6.Уделять должное внимание формированию культуры общения;

7.Находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

1. Пояснительная записка

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Курс состоит из двух блоков: «Обучение письму» и «Русский язык».

Цель курса «русский язык »

— ознакомление учащегося с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащегося; коммуникативной компетенции учащегося развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основные задачи:

1.Максимальное внимание к формированию фонематического восприятия ,звукового анализа и синтеза;

2. Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

3. Развитие связной речи :формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно. Воспитание интереса к родному языку;

4. Формирование навыков учебной работы; развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

— развитие речи, мышления, воображения школьника, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— формирование у ученика первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

— формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому Языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Блок «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

— система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

— орфография и пунктуация;

— развитие письменной речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение

одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащегося к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию первоклассника в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи.

Ученик научится адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи, обнаруживать орфограмму, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Второклассник будет работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель

слова, памятка). Он научится анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом РФ и индивидуальным учебным планом  ребёнка , рабочая программа  по курсу «Русский язык» рассчитана на  5 ч в неделю, что составляет   170  часов в год.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимся системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение второклассника личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Русский язык» во втором классе направлено на получение следующих личностных результатов:

— чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во втором классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения;

— сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

— начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

— осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и

составлять тексты в устной и письменной форме;

— начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

— начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

— начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими естественные связи и отношения между объектами и процессами;

— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения;

— умение определять общую цель и пути её достижения;

— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

— первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

— позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

— первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

— умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

— сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания

при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;

— владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

— первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

6. Содержание учебного предмета « Русский язык»

        

Наша  речь (4 ч).

Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч).

Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(22 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (34 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)

Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание  слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (47 ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (17 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Требования к уровню подготовки учащегося

        К концу изучения блока «Русский язык» ученик научится:

— под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания:

— различать слово и предложение;

— правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

— правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’];

— обнаруживать в словах изученные орфограммы;

— правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а

конец—точкой;

— обозначать пробелами границы слов;

— писать большую букву в собственных именах;

— соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

— правильно писать ударные слоги жи—щи, ча—ща, чу—щу-,

— писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;

— не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.;

— списывать текст и писать текст под диктовку учителя.

7. Тематический план с определение основных видов учебной деятельности

 Блок «Русский язык»

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Наша речь

Знать: определения понятий «устная речь», «письменная речь», «внутренняя речь».

Уметь: использовать  в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

2

Текст

5 ч

Знать: признаки, структуру текста.

Уметь: безошибочно и каллиграфически правильно писать слова,  предложения,  текст  без пропусков, вставок, искажений букв; сверять  написанное с образцом;

определять в тексте тему, главную мысль, подбирать заголовок.

3

Предложение

12 ч

Знать: типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

главные члены предложения.

Уметь: различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;

употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения.

4

Слова, слова, слова

22 ч

Иметь представление о многозначности слов, переносном и прямом значении, синонимах, антонимах, алгоритм выделения корня, правила переноса слов.

Уметь: безошибочно и каллиграфически правильно писать слова,  предложения,  текст  без пропусков, вставок, искажений букв; сверять  написанное с образцом;

-различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова.

-находить  ивыделять  в слове корень, распознавать родственные слова.

-делить слова на слоги, выделять ударный и безударный слог.

- переносить слова по слогам.

5

Звуки и буквы

34 ч

Знать:  названия и порядок букв русского алфавита;

-признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные;

-разные способы проверки правописания слов с безударной гласной.

Уметь: производить звуковой и звукобуквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твёрдые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма.

- правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода – по воде),

-писать слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов.

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29 ч

Знать: согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком,

-правило правописания слов с разделительным мягким знаком;

-разные способы проверки правописания слов с парными согласными в конце  слова и перед согласным;

-согласные глухие и звонкие, способы обозначения буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце  слова и перед согласным;

-правила написания безударных гласных в корне слова и парных по глухости – звонкости согласных в конце  слова и перед согласным.

Уметь: правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;

-писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;

-писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота).

-писать слова с разделительным мягким знаком.

-правильно обозначать буквами  парные по глухости – звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш).

7

Части речи

47 ч

Знать: общее представление о частях речи;

-признаки  имени существительного;

-имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные;

-признаки глагола; число глаголов;

-определение понятия «текст - повествование»;

-признаки имени прилагательного;

-определение понятия «текст - описание»;

-общее представление о местоимении как части речи;

-определение понятия «текст - рассуждение»;

-признаки предлога; правило написания предлогов со словами.

Уметь: распознавать части речи по вопросам и общему значению;

-распознавать имена существительные по вопросам и общему значению и правильно использовать в речи;

-различать собственные и нарицательные имена существительные;

-писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;

-определять число имён существительных;

-распознавать глагол по вопросам и общему значению и правильно использовать в речи;

-распознавать имя прилагательное по вопросам и общему значению и правильно использовать в речи;

-изменять имя прилагательное по числам;

-распознавать местоимение и правильно использовать в речи;

8

Повторение

              17 ч

Уметь: писать изложение повествовательного текста из  35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;

-составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста.

Итого

             170 ч

8. Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение  образовательного процесса по предмету  «Русский язык»

Для учащегося;

1. Русский язык, учебник для второго класса  Горецкий В.Г., Канакина В.П. — М.: Просвещение, 2016.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Русский язык. 2 класс  Канакина В.П. — М.: Просвещение, 2015.

3. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс Т.Н. Максимова-М.: ВАКО,2016

Для учителя:

1. Русский язык, учебник для второго класса  Горецкий В.Г., Канакина В.П. — М.: Просвещение, 2016.

2. Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России»,1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2012.

3 Конакина В.П., Горецкий В.Г. Рабочие программы по русскому языку. 1-4 классы. — М.: Просвещение, 2012.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. — М.: Просвещение,2011.

5. Ситникова Т.Н. , Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс – М.:ВАКО,2016

6.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: дидакт. материал: пособие для учащихся 2 кл. нач. шк. – М: Просвещение,2008

Материально- техническое обеспечение:

демонстрационные и печатные пособия

— Магнитная доска.

— Наборное полотно.

— демонстрационное пособие «Картинный словарь».

— Таблички со словарными словами, изучаемыми в курсе «Русский язык» во втором  классе.

— демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».

— Набор печатных букв, слогов.

— Касса букв и сочетаний.

— демонстрационная таблица Алфавит».

— Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе в цифровой форме).

Технические средства обучения

— Персональный компьютер с принтером.

— Ксерокс

— Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

9. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Тип урока

Элементы содержания + коррекционная работа

ЛФК

Дата план

Дата факт

1

НАША РЕЧЬ (4 Ч)

Знакомство с учебником.

Какая бывает речь?

Урок рефлексии

Научится ориентироваться в учебнике, узнает систему условных обозначений и правила работы с ней. 

К. р. Д/и « Назови одним словом»

Упр. №

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

Урок введения новых знаний

С помощью наглядных примеров узнает, что речь является источником информации о человеке; научится употреблять в речи «вежливые» слова.

К.р.: Игра « Кто больше?»

Упр. №

3

Как отличить диалог от монолога?

Урок введения новых знаний

Научится различать монолог от диалога и поймет осознанность их употребления.

К.р. Развитие внимания « Найди ошибку»

Упр. №

4

Проверка знаний по теме «Наша речь»

Урок- контроль

Проверка и систематизация знания по теме «Наша речь»

К.р. Игра мышление « Найди сходство»

Упр. №

5

Текст (5 Ч)

Что такое текст?

Урок рефлексии

Повторит признаки текста. Научится определять тему текста.

К.р.:Игра на внимание : «Четвертый лишний»

Упр. №

6

Что такое тема и главная мысль текста?

Урок введения новых знаний

Научится определять тему и главную мысль текста.

К.р. Игра « Доскажи словечко»

Упр. №

7

Части текста.

Урок введения новых знаний

Научится выделять в тексте начало, основную часть и концовку.

К.Р. Игра «Пропало слово»

Упр. №

8

Диктант по теме «Текст»

Урок- контроль

Проверка умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

К.р. Игра « Доскажи словечко»

Упр. №

9

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

Научится исправлять ошибки, и разовьет  орфографическую зоркость.

К.Р. Игра «Пропало слово»

Упр. №

10

Предложение (12 ч)

Что такое предложение?

Урок рефлексии

Научатся определять признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.

К.р. Развитие Мышления « Что объединяет слова?»

Упр. №

11

Как из слов составить предложение?

Урок введения новых знаний

Научатся составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.

К.р. Игра « Найди лишнее слово»

Упр. №

12

Контрольное списывание.

Урок – контроль

Проверка умения грамотно списывать, и каллиграфически писать.

К.р. Игра « Найди лишнюю букву»

Упр. №

13

Что такое главные члены предложения?

Урок введения новых знаний

Познакомится с терминами «главные члены», «основа предложения»; научится находить главные члены предложения и его основу.

К.р. Развитие внимания « Найди ошибку»

Упр. №

14

Что такое второстепенные члены предложения?

Урок введения новых знаний

Познакомится с термином «второстепенные члены предложения»; научится находить второстепенные члены предложения.

К.р. Игра мышление « Найди сходство»

Упр. №

15

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Урок введения новых знаний

Познакомится  с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научится находить подлежащее и сказуемое в предложении.

К.Р. Игра «Пропало слово»

.

Упр. №

16

Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения?

Урок введения новых знаний

Познакомится с понятиями «и распространённое» и «нераспространённое» предложение; научится находить в предложении подлежащее и сказуемое.

К. р. Отгадывание загадок.

Упр. №

17

Как установить связь слов  в предложении?

Урок введения новых знаний

Научится задавать вопросы к словам в предложении.

К.Р.  Проговаривание   трудных слов

Упр. №

18

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.

Урок развития речи

Научится письменно излагать свои мысли.

К. р. Игра : « Цепочка слов»

Упр. №

19

Анализ сочинения.

Урок рефлексии

Научится выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении; проверять знания по теме «Предложение».

К.р. Развитие внимания « Найди ошибку»

Упр. №

20

Контрольный диктант по темеПредложение»

Урок – контроль

Научится писать слова с орфограммами, правильно оформлять работу.

Упр. №

21

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

Научится классифицировать и исправлять ошибки.

К. р. Развиваем внимание « Лабиринты с письмом».

Упр. №

22

Слова, слова, слова…(22 ч.)

Что такое лексическое значение слова?

Урок введения новых знаний

Познакомится с понятием « лексическое значение слова».

К.Р. Развитие восприятия «Дорисуй буквы»

Упр. №

23

Закрепление.

Что такое

Лексическое значение слова ?

Упр. №

24

Что такое однозначные и многозначные слова?

Урок введения новых знаний

Познакомится  с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнение словарного запаса.

К. р.  Развиваем мышление «Назови лишнее слово.

Упр. №

25

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Урок введения новых знаний

Познакомится с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнение словарного запаса.

К. р.  Развиваем внимание « Соедини точки по порядку»

Упр. №

26

Что такое синонимы?

Урок введения новых знаний

Познакомится с термином «синонимы»;  пополнение словарного запаса слов.

К. р: «Д/и « Распредели слова в две колонки»

Упр. №

27

Что такое антонимы?

Урок введения новых знаний

Познакомится с термином «антонимы»;  развитие речи; пополнит словарный запас.

К. р: «Д/и « Распредели слова в две колонки»

Упр. №

28

Синонимы и антонимы (обобщение).

Упр. №

29

Контрольный диктант.

Урок – контроль

Проверка навыка грамотного письма, умение правильно оформлять работу.

К. р: Произнеси правильно»

Упр. №

30

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

научится классифицировать и исправлять ошибки.

К.р. « Отгадывание загадок»

Упр. №

31

Что такое родственные слова?

Урок введения новых знаний

Познакомится с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов ;учится видеть и образовывать родственные слова;

К.р.: Игра « Кто больше?»

Упр. №

32

Различение  родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов.

Упр. №

33

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Урок введения новых знаний

Познакомится  с понятиями «корень», «однокоренные слова»; научится находить в словах корень, образовывать однокоренные слова;

К.р. Д/и « Исправь ошибки»

Упр. №

34

Выделение корня в однокоренных словах.

Упр. №

35

Какие бывают слоги?

Урок рефлексии

Научится делить слова на слоги.

К.р. « Произнеси правильно»

Упр. №

36

Как определить ударный слог?

Урок рефлексии

Научится ставить ударение.

 К.р. Д/и « Игра в слова»

Упр. №

37

Ударение. Словесное и логическое ударение в предложении

Упр. №

38

Как переносить слова с одной строки на другую?

Урок рефлексии

Научится правильно переносить слова.

К.р. Д/и « Определи на слух»

Упр. №

39

Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую. Слов. диктант

Упр. №

40

Обучающее сочинение по серии картинок

Урок развития речи

Научится излагать письменную речь.

К.р. Д/и « Превращение слов. Измени одну букву в словах»

Упр. №

41

Проверочная работа по теме «Слова..»

Урок-контроль

Проверка знаний по теме «Слово».

К. р. Игра « Третий лишний»

Упр. №

42

Контрольный диктант по теме «Слова..»

Научится проверять изученные орфограммы.

К.р. Д/и «Загадочное слово»

Упр. №

43

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

Научится  исправлять ошибки.

К.р. Игра « Четвертый лишний»

Упр. №

44

Звуки и буквы (34 ч)

Как различать звуки и буквы?

Урок рефлексии

Обобщение знаний о буквах и звуках; научится различать звуки буквы.

К.р. Игра « Подбери  слово»

Упр. №

45

Как мы используем алфавит?

Упр. №

46

Знание алфавита: правильность называния букв, знание их последовательности

Урок

рефлексии

Повторит порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке.

К.р. « Игра в слова»

Упр. №

47

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Урок

рефлексии

Обобщение знаний учащегося об употреблении большой буквы в именах собственных.

К. р. Игра « Подбери слово»

Упр. №

48

Как определить гласные звуки?

Урок

рефлексии

Научится различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

К.р.« Вставь пропущенную букву»

Упр. №

49

Контрольный диктант

Урок – контроль

Научится  писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами.

К.р.Игра « Вставь пропущенную букву»

Упр. №

50

Работа над ошибками.

Урок

рефлексии

Научится  исправлять ошибки.

К.р. Д/ и «Узнай по признаку»

Упр. №

51

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Урок

рефлексии

Научится находить безударные гласные в корне и проверять безударные гласные в корне;

К.р. Игра « Замени одним словом»

Упр. №

52

Правописание

слов с

безударным

гласным

звуком в корне.

Форма слова.

Упр. №

53

Правописание слов с безударным

Гласным звуком в корне

Однокоренные слова.

Урок

рефлексии

Научится находить безударные гласные в корне и проверять безударные гласные в корне;

К.р. « Подбери слово»

Упр. №

54

Слова с непроверяемыми

Безударными гласными в корне слова.

Упр. №

55

Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Научится находить безударные гласные в корне и проверять безударные гласные в корне;

К.р. Д/и « Подбери слова по смыслу»

Упр. №

56

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Уроки рефлексии

Научится проверять безударные гласные в корне;

К.р. Д/и « Подбери слова по смыслу»

Упр. №

57

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Упр. №

58

Развитие речи. Обучающее сочинение.

Урок развития речи

Научится оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

К. р: « Доскажи словечко»

Упр. №

59

Диктант. Проверочная работа

Урок – контроль

Научится видеть орфограммы и грамотно писать слова.

К. р. Игра : « Цепочка слов»

Упр. №

60

Работа над ошибками.

Уроки рефлексии

Научится работать над  ошибками.

К.Р.  Проговаривание   трудных слов.

Упр. №

61

Как определить согласные звуки?

Урок рефлексии

Повторение изученного материал по теме «Согласные звуки».

К.Р. Игра на внимание. «Лишнее слово»

Упр. №

62

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

Урок введения новых знаний

Познакомится  с особенностями буквы Й.

К. р. Игра « Доскажи словечко»

Упр. №

63

Способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

Упр. №

64

Слова с удвоенными согласными.

Урок введения новых знаний

Познакомится с правописанием слов с удвоенными согласными.

К. р. Игра « Собери ягоды в корзинку» на внимание

Упр. №

65

Развитие речи.

Работа с деформированным текстом

Урок развития речи

Научится выражать свою мысль письменно и устно.

К. р Игра на внимание: «Цепочка слов».

Упр. №

66

Наши проекты. И в шутку и в серьёз.

Проектная деятельность

Научится проектной деятельности; прививать интерес к русскому языку.

К.Р. Игра «Пропало слово»

Упр. №

67

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Уроки рефлексии

Повторит способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

К.р. Игра «Кто лишний»

Упр. №

68

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь

Упр. №

69

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

Урок рефлексии

Повторит способы обозначения мягкости согласных  на письме.

К. р. игра « Доскажи словечко»

Упр. №

70

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Уроки рефлексии

Повторит способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.

К. р.: Игра : « Волшебные яблочки»

Упр. №

71

Р.Р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Упр. №

72

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

Урок – контроль

Повторение усвоения изученных тем.

К.р.:Игра на внимание : «Четвертый лишний»

Упр. №

73

Проверочная работа по теме «Согласные звуки и буквы»

Урок – контроль

Повторение  усвоения  темы «Согласные звуки и буквы»

К.р. Проговаривание скороговорок.

Упр. №

74

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

Научится  видеть, анализировать и исправлять ошибки.

К.Р. Игра «Пропало слово»

Упр. №

75

Наши проекты. Пишем письмо.

Проектная деятельность

Познакомится с понятием «письмо», правилами его написания.

К. р Игра на внимание: «Цепочка слов

Упр. №

76

Обобщающий урок.

Урок рефлексии

Научится использовать полученные знания в нестандартных условиях.

К. р.Игра «Кто лишний»

Упр. №

77

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч.)

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Урок введения новых знаний

Научится правописанию слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

К. р:Найди лишнюю букву.

Упр. №

78

Развитие речи. Обучающее изложение.

Урок развития речи

Научатся определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана;  устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

К. р. Развитие мышления «Что объединяет слова?»

Упр. №

79

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

Урок –рефлексии

Обобщение знаний о написании мягких и твёрдых согласных;

К.Р. Развитие восприятия «Дорисуй буквы»

Упр. №

80

Контрольный диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные».

Урок –контроль

Повторение навыков грамотного письма

.К.р. Развитие внимания « Найди ошибку»

Упр. №

81

Закрепление знаний. Работа над ошибками.

Урок –рефлексии

Обобщение знаний о написании мягких и твёрдых согласных;

К.р. Игра мышление « Найди сходство»

Упр. №

82

Наши проекты. Рифма.

Проектная деятельность

Обучение проектной деятельности.

К.Р. Игра «Пропало слово»

Упр. №

83

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Уроки введения новых знаний

Научится правописанию слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; .

К. р. Отгадывание загадок.

Упр. №

84

Правописание буквосочетаний  жи—ши, ча—ща,чу—щу.

Упр. №

85

Проверь себя

«правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Урок –рефлексии

Научатся правописанию слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость.

К.р.Проговаривание скороговорок.

Упр. №

86

Как отличить звонкие согласные от глухих?

Урок –рефлексии

Систематизирование знаний учащегося о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащегося.

К.Р.  Проговаривание   трудных слов.

Упр. №

87

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков.

Упр. №

88

Проверка парных согласных в корне слова.

Уроки введения новых знаний

Знакомство со способом проверки парных  согласных в корне путём изменения формы слова и путём  подбора однокоренных слов.

К. р. игра « Доскажи словечко»

Упр. №

89

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

Урок –рефлексии

Научится  распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова.

К.р. Развитие внимания « Найди ошибку»

Упр. №

90

Изложение повествовательного текста.

Урок развития речи

Обучение умению правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова;

Упр. №

91

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Уроки введения новых знаний

Научится орфографической зоркости  парных согласных разными способами;

К.Р. Развитие восприятия «Дорисуй буквы»

Упр. №

92

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным

Упр. №

93

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Упр. №

94

Изложение повествовательного текста.

Урок развития речи

Научится правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова;

К. р. Развиваем внимание « Лабиринты с письмом».

Упр. №

95

Проверка знаний по теме «Парные согласные»

Урок – контроль

Научится правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость.

К. р.  Развиваем мышление «Назови лишнее слово.

Упр. №

96

Диктант по теме «Парные согласные»

Урок – контроль

Научится правильно писать и контролировать свои записи.

К. р. Развиваем мышление « Продолжи ряд»

Упр. №

97

Работа над ошибками . Обобщение изученного материала.

Урок –рефлексии

Научится выполнять работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях;

К. р. Развиваем внимание « Лабиринты с письмом».

Упр. №

98

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Уроки введения новых знаний

Познакомится  с употреблением разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком; на учится проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

К. р: «Д/и « Распредели слова в две колонки»

Упр. №

99

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Упр. №

100

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

Уроки введения новых знаний

Познакомится  с употреблением разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком ;на учится проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

К. р: Произнеси правильно»

Упр. №

101

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Упр. №

102

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

Урок –рефлексии

Научится  правописанию слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.

К.р.: Игра « Кто больше?»

Упр. №

103

Контрольное списывание по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Урок – контроль

Проверка каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажения букв; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.

К. р. Д/и « Назови одним словом»

Упр. №

104

Обучающее сочинение «Зимние забавы»

Урок развития речи

Обучение правильно излагать свои мысли на письме; способствовать развитию речи и мышления учащегося; развивать орфографическую зоркость.

К.р. Д/и « Исправь ошибки»

Упр. №

105

Проверка знаний.

Урок – контроль

Проверка правильного написания и переноса слов с разделительным мягким знаком, умение делать звуко-буквенный разбор слова, развивать орфографическую зоркость.

К.р. « Произнеси правильно»

Упр. №

106

Обобщение изученного материала.

Урок –рефлексии

Проверка умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова, развивать орфографическую зоркость.

К.р. Д/и « Игра в слова»

Упр. №

107

Части речи (47 ч)

Что такое части речи? Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Уроки введения новых знаний

Познакомится с тремя самостоятельными частями речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;

 К.р.Отгадывание кроссворда

Упр. №

108

Формирование умений работать с графической информацией.

Упр. №

109

Что такое имя существительное?

Урок

введения новых знаний

Познакомится с  понятием  об имени существительном;.

К.р. Д/и « Исправь ошибки»

Упр. №

110

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок

введения новых знаний

Научится отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов отвечающих на вопрос что?

К.р. Д/и « Определи на слух»

Упр. №

111

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Уроки введения новых знаний

Научится отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов с помощью учителя; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных.

К.р. Д/и « Превращение слов. Измени одну букву в словах»

Упр. №

112

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Упр. №

113

Заглавная буква  в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

Упр. №

114

Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.

Урок

введения новых знаний

Научится писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;

К. р. Игра « Третий лишний»

Упр. №

115

Заглавная буква в географических названиях.

Урок

введения новых знаний

Учится писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;

К.р. Д/и «Загадочное слово»

Упр. №

116

Обучающее изложение.

Урок развития речи

Учится составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащегося; развивать орфографическую зоркость.

К.р. Игра « Кто больше?»

Упр. №

117

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

Урок –рефлексии

Обобщение знаний учащегося об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепит навыки правописания изученных орфограмм;

 К.р. Игра « Четвертый лишний»

Упр. №

118

Диктант по теме «Заглавная буква в именах собственных»

Урок –контроль

Обобщение знаний учащегося об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм.

К.р. Игра « Подбери  слово»

Упр. №

119

Работа над ошибками.

Урок –рефлексии

Научится проводить работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение употреблять в письменной речи имена собственные.

К.р. « Игра в слова»

Упр. №

120

Единственное и множественное число имён существительных.

Уроки введения новых знаний

Познакомится с понятием об изменении имён существительных по числам; учится определять число имён существительных.

К. р. Игра « Подбери слово»

Упр. №

121

Изменение имен

существительных по числам.

Упр. №

122

Неизменяемые имена существительные

Упр. №

123

Обучающее изложение.

Урок

развития речи

Учится составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; развитию речи ; развитию орфографической зоркости.

 К.р.« Вставь пропущенную букву»

Упр. №

124

Проверка знаний.

Урок –контроль

Проверка умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные, изменять существительные по числам;

К.р. Д/ и «Узнай по признаку»

Упр. №

125

Диктант по теме «Имена существительные»

Урок –контроль

Обобщение знаний учащегося об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

К.р. Произнеси правильно.

Упр. №

126

Работа над ошибками.

Урок –рефлексии

Научится выполнять работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях.

К.р. « Игра в слова»

Упр. №

127

Что такое глагол?

Уроки введения новых знаний

Познакомится с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи;

К.р. Игра « Замени одним словом»

Упр. №

128

Словосочетания   с  глаголами

Упр. №

129

Роль глаголов в предложении

Упр. №

130

Единственное и множественное число глаголов.

Уроки введения новых знаний

Познакомится с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи.

К.р. Игра « Подбери подходящий признак»

Упр. №

131

Единственное и множественное число глаголов. Закрепление.

Упр. №

132

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Урок

 введения новых знаний

Учится правописанию раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить с отличительными признаками и ролью в речи;

К.р. « Подбери слово»

Упр. №

133

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

Урок –рефлексии

Учится правописанию раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь.

К р. « Исправь предложение»

Упр. №

134

Что такое текст-повествование?

Урок

 введения новых знаний

Познакомится с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками.

К.р. Д/и « Подбери слова по смыслу»

Упр. №

135

Проверка знаний.

Урок –контроль

Проверка знания по теме «Глагол».

К.р. Отгадывание загадок»

Упр. №

136

Что такое имя прилагательное?

Урок

введения новых знаний

Познакомится со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.

К.р. Загадки-складки. « Доскажи словечко»

Упр. №

137

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Урок

введения новых знаний

Познакомится со смысловым значением имён прилагательных;  связь имени прилагательного с именем существительным.

К.р. Игра « Третий лишний»

Упр. №

138

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

Урок

введения новых знаний

Получит представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи.

К.р. Игра « Подбери подходящий признак»

Упр. №

139

Единственное и множественное число имён прилагательных.

Урок

введения новых знаний

Научится  распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.

К.р. Игра «Вставь пропущенную букву»

Упр. №

140

Что такое текст – описание?

Урок

 введения новых знаний

Познакомится  с понятием текст – описание, с его отличительными признаками;

К.р. « Подбери слова по смыслу»

Упр. №

141

Проверка знаний.

Урок –контроль

Проверка знания по теме «Имя прилагательное».

К.р. Игра « Подбери нужное»

Упр. №

142

Общее понятие о предлоге.

Урок

 введения новых знаний

 

Познакомится с предлогом  как часть речи, его роли в предложении.

К. р. « Исправь предложение»

Упр. №

143

Раздельное написание предлогов со словами.

Урок –рефлексии

Учится  писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.

К.р. Д/и « Загадочное слово»

Упр. №

144

Восстановление предложений.

Урок –рефлексии

Учится анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. 

К.р. « Исправь ошибки»

Упр. №

145

Проверка знаний.

Урок –контроль

Проверка умения писать наиболее употребляемые предлоги.

К.р. Игра « Замени одним словом»

Упр. №

146

Диктант по теме «Правописание предлогов»

Урок –контроль

Проверка  умения писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила.

К.р. Игра « Распредели слова в две колонки»

Упр. №

147

Работа над ошибками.

Урок –рефлексии

Провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

К.р. « Исправь ошибки»

Упр. №

148

Что такое местоимение?

Уроки

 введения новых знаний

Получит  представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.

К.р. Игра « Определи на слух»

Упр. №

149

Закрепление. Что такое местоимение?

Упр. №

150

Что такое текст – рассуждение?

Урок

 введения новых знаний

Познакомится  с понятием текст – рассуждение, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

К.р.« Подбери слово»

Упр. №

151

Проверка знаний

Урок –контроль

Проверка умения писать местоимения.

К.р. Д/и « Перепутанница»

Упр. №

152

Контрольный диктант

Урок –контроль

Проверка правописания слов с изученными орфограммами.

.К.р. Игра « Загадочное слово»

Упр. №

153

Работа над ошибками.

Урок –рефлексии

Учится находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

К.р. « Поставь точки»

Упр. №

154

ПОВТОРЕНИЕ (17 Ч)

Повторение по теме «Текст». Типы текстов

Урок –рефлексии

Повторить изученный материал по теме «Текст».

К.р. « Допиши пословицы»

Упр. №

155

Сочинение по картине.

Урок развития речи

Формировать навыки описания картины.

К.р. Игра « Кто больше?»

Упр. №

156

Повторение по теме «Предложение».

Урок –рефлексии

Повторить изученный материал по теме «Предложение».

К.р. « Поставь точки»

Упр. №

157

Члены предложения.

Упр. №

158

Повторение по теме «Слово и его значение».

Урок –рефлексии

Повторить изученный материал по теме «Предложение».

К. р. Д/и « Третий лишний»

Упр. №

159

Повторение по теме : «Части речи»

Урок –рефлексии

Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение».

К.р. Игра « Распредели слова в две колонки»

Упр. №

160

Связь слов в предложении

Урок –рефлексии

161

Повторение по теме «Звуки и буквы».

Урок –рефлексии

Повторить изученный материал по теме «Звуки и буквы».

К.р. Игра « Определи на слух»

Упр. №

162

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Упр. №

163

Правописание слов с безударными гласными.

Упр. №

164

Правописание слов с шипящими.

Упр. №

165

Повторение по теме «Правила правописания».

Урок –рефлексии

Проверить знания учащегося о правилах правописания.

К.р. « Исправь ошибки»

Упр. №

166

Контрольное списывание.

Урок – контроль

Проверка  умения списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.

К.р. « Поставь точки»

Упр. №

167

Повторение и закрепление изученного материала.

Урок –рефлексии

Повторить  и закрепить изученный материал; проверка  знаний учащегося.

К. р. « Исправь предложение»

Упр. №

168

Итоговый диктант

Урок -контроль

Упр. №

169

Работа над ошибками

Упр. №

170

Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.

Урок –рефлексии

Обобщить знания , полученные в процессе изучения отдельных тем, установить связь между ними.

К.р. Игра « Подбери нужное»

Упр. №

План внеурочной деятельности

Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования - обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся АООП НОО предусматривает внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отраженным в образовательной системе «Школа России» учитывает особенности сложившейся воспитательной системы школы. Кроме этого, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

     Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно- нравственное   развитие   ребёнка   посредством   его  участия   в  том   или  ином   виде  деятельности.

     Воспитательный  эффект  внеурочной  деятельности  —  влияние  (последствие)  того  или иного духовно-нравственного воздействия на процесс развития личности ребёнка.

Все  виды  внеурочной  деятельности  обучающихся  на  ступени  начального  общего  образования  строго ориентированы на достижение личностных  результатов начального общего образования.

   

Направления

Цели

Внеурочные занятия по выбору учащегося

спортивно – оздоровительное

- формирование представления об основных компонентах культуры

здоровья и здорового образа жизни;

– оптимальное  развитие физических качеств, присущих человеку;

– укрепление и сохранение здоровья, - закаливание организма;

– совершенствование  телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

– многолетнее  сохранение высокого уровня общей работоспособности.

 

Ритмика, подвижные игры

Общекультурное

- раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно –

изобразительными средствами через развитие проектной

деятельности.

Юный исследователь

Танцевальный кружок

-приобщение школьников к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

формирование ключевых компетенций через развитие речи и познавательных способностей.

подготовка учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.

        

способствовать пониманию значения использования библиотеки в

развитии собственных знаний,  развитию умения слушать, понимать и добывать информацию.

Обще-

интеллектуальное

 создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Шахматы

Робототехника

развитие логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой  

формирование творческой личности, воспитание профессионального изобретателя с использованием когнитивных технологий. 

 развитие математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников 

-осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

-овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

-развитие его умственных способностей, фантазии, формирование  и совершенствование сильных черт личности, выработка усидчивости, учат упорства, терпения.

Духовно-нравственное

-воспитание свободной, творческой, всесторонней развитой, образованной, способной проявлять индивидуальность личности.

Истоки

-формирование достойного гражданина и патриота России, показать социальную значимость исторических событий

-формирование целостного представления о природном и социальном окружении.

Социальное

 коррекция устной и письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей с ОВЗ

Занятия с учителем-логопедом

Занятия с психологом

 Форма оценки планируемых результатов внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Знания по адаптивной физической культуре

Коррекционно-развивающие упражнения (ЛФК)

1.Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.

2.Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».

3.Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.

4.Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом вруках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).

5.Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

6.Упражнения на развитие двигательных умений и навыков построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», с помощью; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...

рабочая адаптированная программа по русскому языку для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

рабочая адаптированная программа по русскому языку разработана для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 1 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 2 класс ФГОС ОВЗ

Рабочая адаптированная программа по русскому языку 2 класс ФГОС ОВЗ разработана согласно методическим рекомендациям....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс в рамках реализации ФГОС 2021...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку в 1 классе (вариант 80.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по русскому языку (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...