Конспект урока по русскому языку по теме "Отзыв по картине В.М. Васнецова "Снегурочка" (УМК "Школа России") 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме "Отзыв по картине В.М. Васнецова "Снегурочка" (УМК "Школа России") 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 01.12.2022                                                                                         ФИО учителя: Щеткина Л.И.

Школа: МОУ СОШ №45                                                                            ФИ студента: Щетинина А.С.

Класс: 3 «Б»                                                                                         ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: отзыв по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова

Планируемые результаты:

Предметные

  1. знать особенности написания
  2.  знать биографию В. М. Васнецова
  3. отзыва по картине;
  4. уметь составлять план;
  5. уметь писать текст на заданную тему.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: «Школа России»; учебник: учебник по русскому языку, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 кл. (2 ч.), упр. 238, стр. 123, стр.128, презентация, раздаточный материал.

Челябинск 2022

Этап урока Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: учебный диалог.

1 мин

Здравствуйте!

-Наш урок я хочу начать с девиза:

Тот, кто хочет много знать,

 Должен сам всё постигать!

-Как вы думаете, какое главное слово в нашем девизе?

Что значит «сам всё постигаю?»

 

 

-Тогда давайте вспомним,  как же нужно вести себя на уроке?

 

-Верно! Сегодняшний  урок будет необычный и  познавательный.

 

Настраиваются на работу.

 

Это слово "Сам"

 

Это значит "понимать и уметь выполнять задание, данное учителем. Узнавать новое. Открывать новые знания"

 

 

Нужно внимательно слушать учителя,  не мешать другим.

 

Р: нацеливание на успешную работу.

Л: выражение положительного отношения к процессу познания

II. Актуализация знаний и мотивация.

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-поисковый: ответы на вопросы

Частично-поисковый: формирование затруднения

4 мин

-Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение. Вам нужно внимательно слушать, а потом ответить на вопрос: "О чем это стихотворение?"

 

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

-О чём это стихотворение?

 

-Какое время года наступило?

Зиму часто называют сказочным временем года .Почему?

К нам на урок пришла сказка, как когда-то она приходила к одному замечательному человеку, который создал огромное количество полотен (картин) на сказочные сюжеты. «Кто же этот незнакомец?» - спросите вы. А это, ребята, художник Виктор Михайлович Васнецов.

Скажите а кто такой художник ?

 

Чем же он рисует картины ?

 

А чем можно нарисовать картину на нашем уроке?

Слушают стих

 

 

 

Ответ: о временах года 

 

 

 

Ответ: зима ( объяснение учеников о чудесах зимы)

Заранее подготовленный стих рассказывает ученик .

Стихотворение

 

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

 

 

Это человек который рисует картины.

 

Красками, кистью

 

Словами

Л: развитие познавательных интересов.

 К: умение слушать и говорить

III. Постановка учебной задачи.

3 мин

-Раз речь зашла о художнике, предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

 

У нас сегодня есть возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной В. М. Васнецова, будем учиться "рисовать словами" -  писать сочинение по его картине.

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р: целеполагание

Р.-ориентирование в учебнике.

IV. Открытие нового знания

Словесный: работа с учебником, беседа

Наглядный : презентация

10 мин

- Ну и для начала давайте познакомимся с художником. В.М.Васнецов родился в Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе», - говорил художник, когда стал взрослым.

Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок - старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские игрушки, вышивка, резьба по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына.

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам: «Три богатыря», «Иван Царевич на сером волке»,  «Ковёр-самолёт», «Царевна-лягушка», «Снегурочка».

 

Какая картина вам не известна?

Да, это "Снегурочка"

А кто же такая Снегурочка ?

- Когда же и где появился образ Снегурочки?

Он формировался в сознании русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега людям на радость, и себе в утешение.

Образ Снегурочки мы находим в русских сказках.

 

Работаем сейчас по вариантам:

 

1 вариант читает на карточке  отрывок из РНС "Снегурочка".

2 вариант -  читают отрывок из сказки В.Даля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, вы заметили, что сказки очень похожи?

 

 

А в наше время Снегурочка ассоциируется у нас с Новогодними и праздниками. Снегурочка – это русский персонаж. И больше ни у одного народа в мире не встречается.

Откройте №5 картину в картинной галерее учебника.

Обратите внимание на картину. Кого вы видите на картине?

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка»

Давайте рассмотрим картину Виктора Васнецова.

Почему художник так назвал картину? Что на ней изображено?

Есть еще одна история про Снегурочку. Сказка, о том, что эта девушка - дочь Мороза и Весны.

Что вы узнали о Снегурочке нового?

Откуда она вышла?

 

Как выглядит природа на картине?

 

Во что одета снегурочка?

 

 

Можно ли сказать, что у снегурочки красивый наряд?

Чем украшена шуба?

 

По центру ли размещена фигура девушки?

 

Расскажите о позе снегурочки, как изображена голова, руки?

 

А как вы думаете, почему Снегурочка замерла в такой позе?

 

Что видно позади девушки?

 

Какой вы видите природу на картине? Какое время года и время дня изображено?

 

Куда пришла снегурочка?

 

Что вы можете сказать о снеге, его цвете?

 

Почему мы может сделать такой вывод, что поляна покрыта толстым слоем снега?

 

Какого он цвета?

 

Что раскинулось вокруг поляны?

 

А что падает от деревьев?

 

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

 

Ребята, вам понравилась картина В.М. Васнецова «Снегурочка»? Поделитесь своими впечатлениями.

 

 

- Образ Снегурочки символизирует настоящую красоту русской женщины.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают на слайдах картины.

Называют героев.

 

 https://documents.infourok.ru/2c693ad0-4726-41b7-b64a-83ab845243e9/0/image004.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/2c693ad0-4726-41b7-b64a-83ab845243e9/0/image005.jpg

 

 

 https://documents.infourok.ru/2c693ad0-4726-41b7-b64a-83ab845243e9/0/image006.jpg

 

 

 

 

 https://documents.infourok.ru/2c693ad0-4726-41b7-b64a-83ab845243e9/0/image007.jpg

 

 

Это внучка Дедушки Мороза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

Русская народная сказка “Снегурочка” (отрывок).

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе — не было у них детей.

Вот зима пришла снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.Старик говорит: А что, старуха, может и нам себе дочку из снега сделать? — Давай сделаем, — говорит старуха. Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный, приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой девочкой вышла.

“Девочка Снегурочка” ...старик со старухой смотрят, как чужие ребята “из снегу комочки катают, в снежки играют” и решают и себе дочку слепить. Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать.

 

 

 

 

Мы видим Снегурочку.

На ней изображена Снегурочка

 

 

Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

Она вышла из волшебного леса.

Наступила зима. Вокруг темный лес. Алмазные звезды освещают поляну

 

В длинную белую парчовую шубу, шапочка с меховой опушкой и теплые  варежки

 

Да

 

 

Шуба украшена узорами

 

 

Фигура девушки размещена не по центру, а немного сбоку.

 

Руки разведены, голова повернута немного вправо

 

 

Возможно, снегурочка путешествовала по лесу и вдруг что-то заметила и замерла на месте

 

Сзади видны следы на снегу

 

Изображена лунная зимняя ночь.

 

 

Снегурочка пришла на поляну.

 

На картине изображен глубокий снег, он искрится, синеет.

 

Девушка оставляет глубокие следы.

 

 

 

Сияющий, голубоватый цвет.

Вокруг поляны раскинулись пушистые елочки, тонкие березки.

 

От деревьев падают яркие тени.

 

Картина завораживает и пробуждает в душе самые светлые и теплые чувства

 

Мне картина очень понравилась. Она напоминает о празднике, о сказке.

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осмысленное чтение.

Р.- планирование своих действий в соответствие с задачей.

П.- построение речевого высказывания.

Л: развитие познавательных интересов.

К: умение слушать и говорить

П: логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

V. Первичное закрепление

Словесный: работа с учебником, беседа

Практический:  выполнение упражнения по плану

9 мин

-Сейчас каждый из нас выступит в роли автора своего сочинения.

 

-Давайте определим  задачи, т.е. какой текст мы будем создавать.

 

-Сначала нам надо ответить на вопросы:

По какой картине будем писать?

О чем мы будем писать? 

Надо назвать тему сочинения.

 

 Так какая же будет тема?

 

 

Вот и мы должны в своем сочинении передать красоту русской женщины и природы.

 

Работа с планом.

Ребята, подумайте, а без чего не сможем мы составить текст?

 

Значит, что нам нужно составить?

 

-У вас на партах лежит карточка с планом сочинения и вспомогательной информацией 

https://documents.infourok.ru/2c693ad0-4726-41b7-b64a-83ab845243e9/0/image008.jpg

Вопросы - помощники.

Как называется картина?

Кто расположен в центре картины?  Какое впечатление произвела на вас картина?

 Что в ней особенно красиво?

 Какое время суток изобразил В. Васнецов? Почему?

 

 

 

 

Снегурочка:(опишем её подробно) красивый наряд, длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки, руки разведены, голова повернута немного вправо.

 

Куда и когда пришла Снегурочка?

 

 

 

 

Чем покрыта поляна?

https://documents.infourok.ru/2c693ad0-4726-41b7-b64a-83ab845243e9/0/image009.jpg

 

 

 

 

Как ты относишься к картине?

 

 

 

 

 

 Сколько частей можно выделить?

 

 

 

 

-Какие пункты плана мы отнесем к первой части?

 

-Что к основной части?

 

-А что к заключению?

 

- Ребята, не  забудьте, что вы должны каждую  часть начинать с красной строки.

Ребята, чтобы написать сочинение, нам понадобятся слова – помощники. Которые  помогут нам сделать текс ярче, выразительнее.

 

 Словарная работа

Чтобы в нашем сочинении не повторялись слова, подберем синонимы.

 

- Нам придется очень часто употреблять слово «картина». Ребята, как еще можно  сказать, чтобы не было повторов?

 

Кто расположен в центре картины? Как одета Снегурочка на картине В.Васнецова?

Обратимся к слайду

 

https://documents.infourok.ru/2c693ad0-4726-41b7-b64a-83ab845243e9/0/image010.jpg

 

 

 

 

 

-Ребята, обратите внимание на опорные слова:

Вы можете ими пользоваться  при составлении текста.

 

-Прочитаем  их вместе: ПОЛОТНО, ПОЛЯНА, ШУБКА, ВАРЕЖКИ, БЕРЁЗА, ВОСХИЩЕНИЕ, ПРАЗДНИК

 

-Проверьте орфограмму в слове ПОЛОТНО.

Анализируют картину

Слушают учителя

 

 

 

 

Картина В.М. Васнецова «Снегурочка»

 

О красоте русской женщины и природы.

 

 

Мы будем составлять текст- описание по картине «Снегурочка»

 

 

Без плана

 

 

План

 

 

Работают с планом

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по картине

 Художник показал нам зимнюю январскую ночь.  Именно ночью при зыбком, изменчивом, призрачном свете луны происходят таинственные превращения и чудеса: выходит из леса или появляется волшебным образом на лесной заснеженной опушке русская красавица – Снегурочка.

 

 

 

 

Темный лес, дремучий лес, поляна, лунная зимняя ночь.

 

Снег: толстый слой, сияющий голубоватый снег, комья снега, хруст снега, жемчужно-серебристый цвет, следы.

 

 

 

 

 

 

Испытываю ...(восхищение, теплые светлые чувства, радость, праздник).

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полотно

 

 

Образ Снегурочки.

(Ее парчовая шубка и шапочка, отороченные мехом, написаны жемчужно-серебристыми красками и напоминают поблескивание снежного наста и мягкость только что выпавшего снега. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды)

 (В шубке, в сапожках, в рукавичках)

Как вы понимаете слово «парчовая»? Давайте обратимся к словарю.

 

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

Динамическая пауза

1 мин

-  Перед написанием вашей работы давайте немного отдохнем.

- Повторяйте движения за мной.

Повторяют упражнения за учителем

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

МЕТОДЫ:

Частично-поисковый: ответы на вопросы, решение задания

Частично-поисковый: формирование затруднения

14 мин

А теперь открываем тетради. Записываем число. Спинку держим ровно, тетрадка под наклоном, локоток не свисает.  На следующей строчке пишите Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

 Пишем сочинение, соблюдая  части текста. Опирайтесь на план. Каждую часть пишем с красной строки.

-Приступаем к написанию сочинения.

 

 

 

Сейчас может выйти желающий и прочитать свое сочинение. Мы постараемся, опираясь на памятку, оценить работу вашего одноклассника.

Пишут сочинение

(приблизительные варианты)

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

П.: ориентирование в предложенном материале, нахождение нужной информации.

VII. Включение в систему знаний повторение

2 мин

-На ваших столах лежат памятки. Передвиньте к себе листок и пользуйтесь рекомендациями.

Памятка

1 На все ли вопросы плана дан  полный ответ?

2.Сумел ли художник показать красоту русской женщины и красоту природы?

3.Не пропускал ли ты пункты плана?

4.Есть ли в тексте повторы? Как ты смог избежать повторов слов?

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

П.- построение речевого высказывания.

П.- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Р.- планирование своих действий в соответствии с задачей.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

1 мин

Что нового узнали сегодня на уроке?

-Что получилось хорошо?

-Что вызвало затруднения?

-О чем хотели бы узнать подробнее?

У каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха. Отметьте себя на этой лестнице

Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: осуществление итогового контроля;

оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России. Канакина В.П.

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России....

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...

Конспект урока по русскому языку «Повторение и уточнение представлений о глаголе. Словарный диктант», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление у учащихся  знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина глагол;- уметь отличать глагол от других частей речи.Личностные:- про...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее» 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности:  формирование у учащихся умения определять настоящее, прошедшее и будущее время глаголов, изменение глаголов по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать: времена глагол...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение нав...

Конспект урока по русскому языку "Устное сочинение по картине Клода Моне "Прогулка""

Разработка урока по развитию речи в 3 классе с презентацией  и индивидуальной карточкой...