Открытый урок по русскому языку по теме Распознавание значимых частей речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Банзарова Раиса Доржиевна

Тип урока: обобщение и ситематизация знаний.  Дети научатся выделять значимые части слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА

4 КЛАСС

«Распознавание значимых частей слова»

(УМК «Школа России»)

     

       Подготовила:

Банзарова Раиса Доржиевна

учитель начальных классов

Улан-Удэ

2019 г.

Урок русского языка.

Тема: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока:

Актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.

Планируемые предметные результаты

Научатся выделять значимые части слова; образовывать однокоренные слова; разбирать части слова ; находить в тексте неизменяемые слова; списывать текст, вставляя пропущенные орфограммы; правильно писать гласные и согласные в приставках и суффиксах

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; целенаправленно слушать учителя
(одноклассников), решая познавательную задачу;
регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечание

I. Организацион-ный момент

Распахнём глаза пошире

Раз, два, три, четыре.

Веселы, добры мы снова

И к занятиям готовы.

  • Ребята, что нам сегодня пригодится для успешной работы?
  • Запишите в тетрадях число, классная работа.

Наш девиз: С малой удачи начинается большой успех.

Взаимопроверка домашней работы.

Эмоциональный настрой на урок

II. Актуализация знаний, постановка целей урока

- Начнём урок.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Состав слова. Разбор слова по составу…)

- Мы впервые работаем по этой теме? (Нет)

- Поставьте перед собой цели на этот урок. (Закрепить знания о составе слова. Научиться разбирать слова по составу. Узнать новую информацию о составе слова и т. п.)

Стихотворение читает ученик

III.

Стадия вызова

- Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

1

2

3

4

5

6

7

8

- Верите ли вы, что корень – главная часть слова?

- Верите ли вы, что в слове может не быть корня?

- Верите ли вы, что приставка стоит после корня?

- Верите ли вы, что приставка помогает понять смысл слова?

- Верите ли вы, что суффикс может огромный предмет сделать маленьким и наоборот?

- Верите ли вы, что суффиксы обогащают словарный состав языка?

- Верите ли вы, что окончание служит для образования новых слов?

- Верите ли вы, что родственные (однокоренные слова) должны иметь только общий корень?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Приложение 1

Таблица нарисована и на доске

IV.

Стадия «Осмысления»

1) – Вчера на уроке вы познакомились с новым для вас понятием «морфема». Что такое «морфема»? (Наименьшая значимая часть слова)

- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Почему вы не назвали основу слова? (Основа может состоять из нескольких морфем, кроме окончания)

2) – Прочитайте самостоятельно первую часть статьи (на листочках), делая на полях знакомые нам пометы: «V» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал иначе, «?» - не понял.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Во всех словах есть корень.

В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует.

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

3) – Чтобы ответить на все непонятные вопросы, выполним практическую часть работы. Но сначала – «пальчиковая гимнастика».

А) Выпишите только однокоренные слова, выделяя в них корень.  

Горка, горе, горный; водица, подводный, водитель; храбрый, смелый, храбрец; белка, побелить, белый.

Б) Шуточная минутка.

- Вы кто такие?

- Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?

- Я ваша тётя – Гусеница.

- Назовите однокоренные слова.

- Родня ли Гусеница Гусю?

В) Сообщение учителем информации о глаголе «ВЫНУТЬ», в котором отсутствует корень.

Единственным исключением является глагол вынуть, в котором выделяется приставка ВЫ- (вы-нуть, вы-тащить, вы-нести), суффикс -НУ- (вы-НУ-ть, вы-дер-НУ-ть) и суффикс  -ТЬ*".

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4) – Прочитайте самостоятельно вторую часть статьи, делая пометы.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.

Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя?

- Что осталось непонятным?

А) Практическая работа (по рядам)

- Образуйте с помощью приставок при-, у-, с-, в-, вы- новые слова. Бэлигто работает с глаголом ЕХАТЬ, Алтана – с глаголом БЕЖАТЬ. Приставки выделите.

- Объясните значение приставок в образованных словах.

(приехать                  прибежать                 при- - приближение

уехать                       убежать                      у- - удаление

съехать                    сбежать                      с- - спуск

въехать                    вбежать                      в- - вовнутрь

выехать                   выбежать                   вы- - наружу)

- Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы? (Значение приставки помогает понять лексическое значение всего слова)

5) – Прочитайте самостоятельно третью часть статьи, делая пометы.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс обогащает словарный состав языка.

Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека…

- Что было для вас знакомым?

- Что нового вы узнали?

- Что осталось непонятным?

А) Практическая работа (в парах)

- Образуйте от данных слов с помощью суффиксов новые слова. В левом столбике должны получиться слова, обозначающие увеличение предмета, а в правом – уменьшение предмета.

котище – КОТ – котик

домина – ДОМ – домишко

ветрище – ВЕТЕР – ветерок

- С помощью каких суффиксов произошёл «рост» предметов?

- С помощью каких суффиксов мы сделали предметы маленькими?

ЗАРЯДКА ДЛЯ  ГЛАЗ

 

- Прочитайте самостоятельно последнюю часть статьи, делая пометы.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении.

Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.

Окончание помогает определить грамматические признаки слова.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

А) Практическая работа (фронтальная)

- Из данных слов составьте предложение, изменяя, если необходимо, окончание.

под, шуршат, ноги, листья, сухой

(Под ногами шуршат сухие листья.  Сухие листья шуршат под ногами. Шуршат под ногами сухие листья.)

- Запишем предложение: Шуршат под ногами сухие листья.

- Почему нам пришлось изменить окончания некоторых слов? (Для связи слов в предложении)

- Дайте характеристику этого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, неосложненное однородными членами предложения)

7) Закрепление пройденного (дифференцированные задания)

- Для закрепления материала выполним задания на карточках. Уровень задания выберите для себя сами.

- Выполним проверку.

Приём «Инсерт»

Приложение 2

Учащиеся самостоятельно работают с первой частью статьи, делая в ней пометы

Идёт обсуждение прочитанного

«Пальчиковая гимнастика»

Работа с комментировани-ем

Двое учащихся читают по ролям

Идёт обсуждение

Работа со второй частью статьи

Идёт обсуждение прочитанного

Самостоятельная работа

Проверка

Приводят устно свои примеры

Работа с третью частью статьи

Идёт обсуждение прочитанного

Учащиеся в парах обсуждают задание, записывают в тетрадь.

Проверка.

Работа с четвертой частью текста.

Обсуждение прочитанного

Слова записаны на доске

Запись с комментированием

Приложение 3

Самостоятельная работа

Проверка

V.

Стадия «Рефлексии»

1) – Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.

2) Итог:

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?

4) Самооценивание: 

- Оцените свою работу на уроке. Выберите для себя смайлики.

Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, артистичными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.

Вы старались, не ленились

И чему-то научились.

Знайте все, что части слова

Вам всегда служить готовы.

- Спасибо за урок!

Идёт обсуждение

Приём «тонких» и «толстых» вопросов

Сигнальные карточки

Литература

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие.  4 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Приложение 1

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Приложение 2

1. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Во всех словах есть корень.

В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует.

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

2. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.

Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.

       

      3. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

       Суффикс обогащает словарный состав языка.

       Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека…

       4. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и     предложении.

      Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.

      Окончание помогает определить грамматические признаки слова.

Приложение 3

       «Одень слово». Образуй с помощью приставок и суффиксов новые слова:

                              сад                                      лес

                              сад                                      лес

                              сад                                      лес

                 Составь схемы данных слов:

                   

                           снежок                       

                           подводная

                           трава

                           подарок

        К каждому слову подбери однокоренные слова, разбери их по составу:

                               школьница                                                            море                                                                 мороз

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Междометие как часть речи"

Данный урок составлен по программе развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.Урок постановки и решения учебной задачи...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение о частях речи»

Цель: 1) обобщить знания  о частях речи2) повторить правописание безударных гласных в корне  слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность3) воспитывать бережное отношение к...

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"....

Открытый урок по русскому языку на тему "Что такое части речи»?" (2 класс, УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект и презентация к уроку "Что такое части речи?"Данный конспект предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа России"."....