Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Светлана Татьянина

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о глаголе как части  речи

Цель:     Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.

Задачи:

  • Формировать  представления о функциях глагола в речи.
  • Повторить  и обобщить  знания об уже известной части речи – имени существительном.
  • Развивать  логическое мышление, внимание, память, устную речь .
  • Воспитывать  чувство товарищества, взаимопомощи.

Ход урока.

Организационный момент

Слайд № 1

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.

- Каким   бы вы хотели видеть этот урок?

Дети. Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

Учитель. Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с

ними!

2.Актуализация знаний.

        .    

Слайд №2

(Самостоятельная работа, с последующей самопроверкой)

Слайд № 3

Учитель.Предлагаю приступить к выполнению словарной работы

   Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.

В.Р.БЕЙ

П.НАЛ

М  ЛИНА

ЖУЖЖ.Т

Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов  в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)

-  Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

 - Почему оно лишнее?

Дети. 

Слова воробей, малина, пенал  – существительные. Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.

Учитель. Что вы знаете об имени существительном?

- Что такое имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?

- Какие морфологические признаки имеет?

Учитель показывает схему

- Правильно, ребята, им. СУЩ. – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

3.Постановка учебной задачи

Слайд №4.   

Учитель. Ребята осталось слово ЖУЖЖИТ. К какой части речи его можно отнести  и какая тема нашего сегодняшнего урока ВЫ назовёте сами, когда решите  «ФИЛВОРД»

(Работа в парах)

«ФИЛВОРД»

(Самопроверка)

Учитель. Будете работать в парах.

На каждой парте лежит «Филворд»

Ф

Л

Г

О

Т

В

Ь

Н

А

А

А

Л

С

И

Л

О

В

Г

Л

Щ

Е

Т

Е

Е

И

Т

С

У

Ь

Ч

Е

Р

Слова в «филвордах» могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Слушайте внимательно!

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

  • Тридцать три родных сестрицы,
    Писаных красавицы,
    На одной живут странице,
    А повсюду славятся. (
    Алфавит)

- Ищем второе слово:

  • Кто спешит так рано в школу?
    Все спешат ученики!
    Что несут они в портфелях?
    Книги, ручки, дневники.
    Как вы сделали открытие
    Это удивительное?
    Помогло нам всем ответить
    Имя… (
    существительное).

- Следующее слово:

  • Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.  (Она бывает письменная и устная). (Речь).

- Сейчас проверим правильно ли вы справились с заданием.

Учитель. Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)

4.Открытие нового знания (темы и цели урока)

- Учитель. Да, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи -  глаголом.

- и узнаем что же такое глагол? 

Запишите тему урока в тетрадь

(фронтальная работа)

(знакомство с правилом)

Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.

-  Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-ЧТО ДЕЛАЕТ?

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним  с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети. читают правило в учебнике.

Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

(Мальчик моет посуду.)

Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

5. Физкультминутка

Слайд № 5

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

Учитель. Ребята, что сейчас делали?

Дети. Мы выполняли действия.

Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?

Дети. Глаголы.

6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.

Слайд № 6

(работа в парах)

(самопроверка)

(Слайд № 7)

(работа в тетрадях)

(проверка

зачитает 1 уч-ся)

(Слайд № 8, правило)

Учитель.

  • Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.

Итак, что же обозначает глагол? (действие предмета)

- Глядя на весёлого человечка составьте словосочетания с глаголами.

Молодцы!

  •  Продолжаем с вами работу в парах.

Учитель. У вас на парте находится лист с творческим заданием.

- Вставь слова так, чтобы получилась рифма.

Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________

Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,

Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______

                                                                                                      Д.Хармс

- Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания.

-Молодцы!

-Внимательно посмотрите на слова, которые вы вставили.

- Запишите в тетрадь, только те слова, которые обозначают действия предметов.

Откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.

Как назовём эти слова? (глаголами)

- Что такое глагол? (ответы детей)

- Какое слово не записали? (пирог)

- Почему? (это имя существительное, оно обозначает предмет.)

Физкультминутка для глаз  (Слайд № 9)

(включить отдельно)

Творческая работа

(фронтальный опрос)

  • Творческая работа

Физкультминутка для глаз.

Ребята, наблюдая за движением предметов, опишите картину, используя глаголы, самостоятельно записывая словосочетания в тетрадь.

(Ответы детей)

Дополнительное разноуровневое задание по карточкам.

(если хватит времени)

7. Индивидуальная работа.

(На выполнение этого задания даётся 3 минуты)

ИЛИ

8. Игра “Найди пару синонимов”. (Индивидуальная работа у доски)

(Слайд № 10)

Следующее задание носит разноуровневый характер.

- Кто будет выполнять 1 уровень поднимите синию карточку.

- 2 уровень – зелёную карточку.

- 3 уровень – красную.

- Задания лежат на столах.

Каждый берёт карточку с выбранным уровнем и самостоятельно выполняет в тетради.

- Оставьте карточки в тетрадях я потом проверю.

Цель игры – развитие речи.

 

Найти и соединить пары синонимов линиями.

        

Бояться

Трусить

Бранить

Ругать

Спешить

Торопиться

Плакать

Рыдать

Работать

Трудиться

Радоваться

Веселиться

9. Подведение итогов.

(Слайд № 11)

Самооценка.

Оценивание учителем.

- Ребята, оцените свою работу на уроке, поднимине:

«Солнышко» - мне всё удалось, и всё было понятно.

«Солнышко с тучкой» - я затруднялся,  мне не всё удалось.

«Тучка» - требуется помощь учителя.

10. Рекомендации по выполнению домашнего задания.

(Слайд № 12)

1 уровень – учебник с. 68 - правило,  с. 69, упр. 118. Назвать правильно действия животных и записать в тетрадь.

2 уровень -  учебник с. 68 – правило, с. 69, упр. 118. Назвать правильно действия животных, записать в тетрадь и надписать части речи.

 

3 уровень – учебник с. 68, правило, упр. 117. Составит рассказ на тему «Домашние обязанности» и записать в тетрадь. (4-5 предложений).

(Слайд № 13)

  • Закончен урок, и выполнен план,
  • Спасибо, ребята, огромное вам
  • За то, что упорно и дружно трудились,
  • Что на уроке вы не ленились!

(Слайд № 14)

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Тема: Глагол.

На уроке использованы инновационные средства обучения по ФГОС....

Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов" 4 класс

Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов" 4 класс...

Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов"

Урок и карточка к уроку "Спряжение глаголов"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Повторение"

Урок русского языка по теме "Времена глаголов. Пвторение." предназначен для учащихся 4 класса. Проводится как урок обобщения знаний по изученной теме....

Открытый урок по русскому языку. Изменение глаголов по временам. 3 класс

Открытый урок по русскому языку с презентацией урока и раздаточным материалом по теме " Изменение глаголов по временам"...