Тема урока "Чтение слов и предложений с буквами С, З. Знакомство с признаками «опасных мест» при письме гласных"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лариса Анатольевна Юнашева

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

1 класс

Чтение

Тема урока "Чтение слов и предложений с буквами С, З. Знакомство с признаками «опасных мест» при письме гласных"

Цель урока:  Формировать умения чтения слов, предложений с буквами С, З.

                     Познакомить с признаками «опасных мест» при письме гласных.

                     Создать условия для формирования умения чтению слов,

                      предложений с буквами С, З.

                     Способствовать ознакомлению с признаками «опасных мест»  

                      при обозначении гласных звуков буква

                      Содействовать закреплению знания об ударении, ударных и

                      безударных гласных,

                      Способствовать развитию фонематического слуха, внимания,

                       мышления, памяти.

                      Содействовать воспитанию уважительного отношения друг к другу.

                      Способствовать предупреждению утомляемости.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Улыбнемся друг другу.

Мы погружаемся в фантастический мир урока.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

  1. Повторение пройденного.

На доске буквы.

А  М  О  Л   У  Н  Э  Р  Ю  

Й   Я  З  Е  С  Ё  Х  ы  И

  1. -Назвать, спросить

-Назвать буквы гласных звуков

- сколько букв гласных звуков?

-сколько звуков

Почему?

Назовите звуки, которые обозначаются 2 буквами  (а,о,у,э)

Какие буквы будем писать после твердых? После мягких?

Назовите хитрые буквы? Почему?

Какие звуки произносим, когда говорим букву Е, Ю?

  1. Назовите буквы согласных звуков?

Среди согласных найдите лишнюю?

Найдите буквы, которые обозначают звонкие звуки? Глухие?

  1. Угадайте, о какой букве я говорю:  - согл звук, глухой, есть в слове мухомор? (звук х, буква ха)

-согл, звон, мягк, есть в слове Зина

-согл, глух,твер, есть в слове бусы

5.  дайте характеристику звука с, сь, з, зь.

  1. Физминутка

Игра «Поймай звук»

С,сь –хлоп, з, зь- топ

Сахар, звезды, слива, листок, свисток, Незнайка

  1. Игра «Договори слово»

Бу …

Ча…

Гро ..                    зы?

Зано..                  сы?

Рель…

Поло..

Ко…

У…

  1. Работа с учебником

Азбука   с. 77

Прочитаем слова, определим количество слогов

Как определили? Какой слог ударный? Какой слог безударный?

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

     Мы  играли, повторяли

     А  теперь  мы дружно встали.

    Помахали мы крылами,

   Покружились над полями,

   А теперь мы стали львами-

  Покачали головами

  Зарычали друг на друга-

 Замолчали от испуга.

  1. Знакомство с признаками «опасных мест» при письме гласных

Ребята, давайте вспомним сказку «Кот, петух и лиса»

Послушаем песенку:

                                           Несёт меня лиса

                                           За тёмные леса.

-  Кого несут?  Кто несёт? Куда несут?

   -  Какие слова звучат одинаково?

- Это одно и тоже слово или разные слова?( Разные, т.к. называют разное.)

-  Давайте составим звуковые схемы слов: ЛИСА и ЛЕСА.( [л´и с а],  [л´и с а])

     Какой первый слог в слове ЛИСА´? (ЛИ) Второй (СА)

     Какой слог ударный? (второй)

     По такому же плану  проводится анализ слова ЛЕСА´.

     На доске перед закрытыми от детей словами ЛИСА-ЛЕСА появляются схемы слов  

     [л´и с а],  [л´и с а]

Что вы скажете о первых гласных звуках в этих словах?

Д. Они одинаковые.

У. Могу я показать этот вывод вот так?

Учитель накладывает карточки друг на друга и помещает на доску. Появляется начало будущей схемы:

http://nsc.1september.ru/2006/18/1.gif

– А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. Сначала – название животного.

Открывается первая запись на доске: лиса. Второе слово пока закрыто.

– Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем звук [и]?

Д. Буквой и.

У. Покажем это в схеме.

Учитель берет из разрезной азбуки карточку с нужной буквой и подставляет в схему.

На доске:

http://nsc.1september.ru/2006/18/2.gif

– Читаем второе слово.

Оно открывается: леса.

– Какая в нем буква на месте звука [и]?

Д. Буква е.

У. Покажем это в схеме.

Запись на доске дополняется.

На доске:

http://nsc.1september.ru/2006/18/3.gif

– Посмотрите на схему и скажите: какими же буквами может обозначаться звук [и] при письме?

Д. Буквами и или е.

У. Смотрите, какой хитрый звук [и]: он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы – и или е. Как вы считаете, можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышишь?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Можно не ту букву написать...

У. А какому же это такому звуку [и] нельзя доверять? Что мы о нем не сказали?

Учитель привлекает внимание детей к звуковой схеме слов, где стоит ударение.

– Ударный он или безударный?

Д. Безударный.

У. Так какому же звуку [и] при письме нельзя доверять?

Д. Безударному.

У. Сделаем важный вывод: на месте безударного гласного звука [и] при письме есть опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву – получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Вот почему безударный гласный звук при письме – это «опасное место».
Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните, как обозначить, что звук, о котором мы говорим, безударный.

Д. Надо под ним поставить точку.

У. Правильно, я ставлю точку. Не кажется ли вам, что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность»? (Ребята соглашаются.) Но тогда покажем «опасности» письма еще и под буквами безударных гласных в записанных словах.

Схема дополняется «маячками», лучше красными.

На доске:

http://nsc.1september.ru/2006/18/4.gif

– Настало время открыть главный секрет урока. Что мы раньше показывали точкой под значком гласного звука или его буквой?

Д. Что этот гласный безударный.

У. А что еще теперь будет обозначать такая точка?

Д. Что на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность». Что безударному гласному, когда пишешь, нельзя доверять. Что нельзя писать, как слышишь.

У. Теперь, когда мы будем ставить точку под буквой безударного гласного, мы будем помнить, что отмечаем «опасное при письме место».

7.  Первичное закрепление.

     С. 77 учебника. Нахождение на слух опасных мест в заголовке сказки «Кот, петух и лиса» в песне петуха.

  1. Самостоятельная работа.

        Карточки со словами по вариантам.

Задание: поделить на слоги, поставить  ударение, поставить точку под безударной гласной.

                    1-в                                           2-в

          зима      слоны                         осёл           носы      

          коса       звонок                        роса           гроза

  Самоконтроль по образцу. Дети ставят +, если правильно поделили, - , если нет

  1. Итог

- Мы сегодня поднялись еще на одну ступеньку выше в знаниях.

            - Какой секрет открыли?

- А зачем нужно находить “опасные места”?

             На партах у вас тоже лежат пирамидки, но одно кольцо не раскрашено:

  • если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,
  • если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,
  • если вам многое не понятно, то в красный цвет.

Дети, вы сегодня достойны похвалы. Я благодарю вас за работу и хочу сделать вам комплимент. Какие вы умные, внимательные, старательные ученики и гостеприимные хозяева!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обучению письма в 1-м классе по УМК "Школа России". По теме: Письмо слов и предложений с буквами Я я.

Урок по обучению письма в 1-м классе по УМК "Школа России". По теме: Письмо слов и предложений с буквами Я я....

Презентация по теме "Чтение слов и предложений с буквой Л"

В данной презентации содержатся разные виды заданий по отработке навыка чтения с буквой Л....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...