Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».
материал по русскому языку (1 класс)

Яблочкова Надежда Сергеевна

Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:     Яблочкова Надежда Сергеевна

ОУ:   ГБОУ СОШ №414 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Класс:  1 «Б»

УМК  «Школа России»

Предмет:  Русский язык

Тема: « Гласные в ударном и безударном слогах и их обозначение на письме»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Цель урока: Создать условия для формирования умения находить в слове букву ударного и безударного гласного звука.

Задачи:

  1. Образовательные: создать условия для совершенствования знаний о гласных звуках; формировать умение распознать гласные среди других звуков в слове;
  2. Развивающие: развивать память, устную речь;
  3. Воспитательные: воспитывать умение оценивать свою деятельность на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать ударные и безударные гласные звуки; соотносить звучание и написание слов; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Ресурсы урока:

  1. Основные: Русский язык 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М., «Просвещение», 2021г., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
  2. Дополнительные: презентация, лист самооценки, карточки с буквами и словами

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент (1 мин.)

Приветствие учителя, проверка готовности учеников.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Актуализация необходимых знаний (10 мин.)

Формирует задание с помощью вопросов.

     - Ребята, назовите буквы, представленные на доске.

-Какие это буквы?

- Какая буква лишняя? Почему?

- А остальные буквы какие?

Отвечают на вопросы. Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи.

Организация познавательной деятельности (20 мин.)

  1. Мотивация к учебной  деятельности.

Формулирует задания, с помощью загадки объясняет, какое слово и какие буквы нужно прописать  в тетради. Контролирует задания.

Формирует тему и цель урока, подводит к постановке задач урока.

-Ребята, к нам на урок прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку.

Всю ночь летает –

Мышей добывает

А станет светло

Спать летит в дупло.(Сова)

- Правильно! Это мудрая сова. Что вы знаете об этой птице?

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Запишем слово «сова» в тетрадь.

- Разделите на  слоги.

-Обозначьте ударение.

-Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

Формирует цель и тему урока.

- Ребята как вы догадались,  сегодня на уроке нам предстоит научиться искать безударный гласный в словах и подбирать слова, в которых этот гласный становиться ударным.

- Тема нашего урока: « Обозначение ударного и безударного гласного буквой на письме».

 

  1. Поиск решения («открытие» нового знания).

Организует проблемный диалог.

Организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся при работе со словом.

- Мудрая сова очень любит русский язык и особенно, она любит делиться своими знаниями, чтобы мы становились умнее и грамотнее! А какие гласные буквы есть в слове «Сова»?...... В данном слове есть опасные места, опасные они потому, что некоторые гласные звуки мы произносим без ударения и можем допустить ошибку.

- Гласным звукам очень обидно, если их обозначают другой буквой! Также как и нам было бы обидно, если бы нас называли чужим именем! Несмотря на то, что их часто путают, они очень дружные, поэтому давайте напишем, красиво  гласные буквы оа.

- А сейчас ребята, измените слово «сова», так чтобы оно обозначало несколько (Совы). Поставьте ударение в данном слове, назовите безударный слог.

- В каком слоге можно допустить ошибку при написании безударной гласной?

 - Сравните первый слог в слове СОВА и первый слог в слове СОВЫ. Одинаковые ли звуки в этих словах? Какой буквой обозначены эти звуки?

 Сделаем вывод, в ударном и безударном слогах у тех же слов пишутся одинаковые гласные буквы!

Сегодня на урок Сова прилетела не с пустыми руками, она доставила нам письмо от гласных звуков, так давайте же прочитаем, о чем они хотят нам рассказать!

Уважаемые ребята!

Мы, безударные гласные, в словах поизносимся неотчётливо. Для проверки слово надо ставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударные – большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и пишут.

А как же быть нам, бедняжкам безударным? Мы очень обижены.

Помогите нам, друзья, ставьте нас под ударение, и мы бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучим, что правильно написать нас уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

Физкультминутка.

Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, проводит контроль.

- А сейчас сова приглашает нас к себе в гости, чтобы мы немного отдохнули, скажите, пожалуйста, где живет сова?

Кустик гнётся на ветру,

И роняет он листву.

Ветерок его качает,

Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок-

Кустик ветками взмахнет.

  1. Первичное закрепление.

Формирует задание (составляют скороговорку из набора слов).

- Сова предлагает продолжить работу в наших учебниках, откройте, пожалуйста, стр. 63. Прочитайте, пожалуйста, вопрос, над которым мы сегодня работаем.

- Сова подготовила для вас интересное задание. На ваших партах лежат карточки со словами. Ребята, вам нужно собрать из данных на карточках слов скороговорку.

Формирует задание (упр. 3, с. 64).

Управляет первичным закреплением.

Создаёт условия для самоконтроля и самооценки.

- Откройте стр. 64 учебника, упр.3. Проверьте, правильно ли у вас получилось собрать скороговорку. Запишите скороговорку в тетрадь. Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

 - Прочитайте, пожалуйста, правило от мудрой совы в учебнике на стр. 63.

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

Запомните это сообщение и выучите его дома.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Ищет способы включения в работу каждого. Организует игру.

- Мудрая сова подготовила для вас ещё одну игру. На ваших партах лежат карточки с гласными буквами (о, а). На интерактивной доске будут появляться слова с пропущенной гласной. Ваша задача поднять карточку с безударной гласной, которую нужно вставить в место пропуска и изменить каждое слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. (слова: волна, трава, гора, дома, глаза, моря, поля, кольцо, слоны, роса).

-

Разгадывают загадку, выполняют задание, отвечают на вопросы.

Выдвигают гипотезы. Работают с информацией. Устанавливают причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы, выполняют задание по чистописанию гласных букв оа, сравнивают ударный и безударный слоги, делают выводы.

Выполняют упражнения.

Работают в группе, выполняют задание.

Решают задание на новый способ действия.

Выполняют задание. Осмысливают возможность применения нового знания в практической и жизненной ситуации.

Рефлексия деятельности (4 мин.)

Проводит беседу по вопросам:

- Какие звуки называют ударными?

- Какие звуки называют безударными?

- Как можно проверить написание безударного гласного звука?  Как это можно сделать?

Продолжи высказывания……

-У меня получилось….

- Мне было трудно…..

- На этом уроке я похвалил бы себя за …..

- Закрасьте звездочку  желтым цветом, если вам не было трудно выполнять задания. Если вам было трудно – зелёным цветом.

Отвечают на вопросы. Соотносят цель и результат учебной деятельности. Осмысляют личностные результаты урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс

Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" (2 класс)

В технологической карте урока представлены задачи, содержание и описание УМК по указанной теме. Также описаны ожидаемые результаты изучения темы учащимися....

Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо" 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа" Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"...