Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Понькина Ирина Николаевна

Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме: «Правописание  слов  с  гласными  после  шипящих»  (повторение)

                                                                                                             

По предмету: русский язык (3 класс)  

Тип урока:  повторение  изученного  материала  по  теме:  «Правописание  слов  с  гласными  после  шипящих».                                                    

Цель  урока: повторение  изученного  материала  по  теме:  «Правописание  слов  с  гласными  после  шипящих».

Задачи урока:

Образовательная:

 - повторить  и  систематизировать  знания,  полученные  ранее  по теме:    «Правописание  слов  с  гласными  после  шипящих»;

- формировать  навыки  правописания  и  самоконтроля.

Коррекционно - развивающая:

- развивать  орфографическую  зоркость;

 - коррекция  аналитико – синтетической  деятельности  на  основе  упражнений  в  составлении  целого.

Воспитывающая:

 - воспитывать  доброе  отношение  друг  другу,  окружающим  людям;

  мотивацию  учения.

Средства  обучения:

Карточки – рассыпушки (пословицы), сигнальные карточки,  индивидуальные карточки, в форме жёлудя, предметные картинки, конверты с предложениями, цветы из бумаги; мультимедийная  презентация  к  уроку.

Методы: словесный, проблемный, наглядный, практический.

Форма  организации  учебной деятельности: фронтальная,  групповая форма, работа в парах.

Прогнозируемый результат:

          Учащиеся должны:

          Знать \ понимать:

  • понимать  представленную  информацию  по  теме:  «Правописание  слов  с  гласными  после  шипящих»;
  • знать  правила  правописания  слов  с  гласными  после  шипящих.

                 

           Уметь:

  • находить  изученные  орфограммы,  объяснять  алгоритм  правописания  слов  с  гласными  после  шипящих;
  • составлять  предложения  из  данных  слов;
  • писать  предложения   по  памяти.

                                                                   

                                             Ход  урока.

I. Организационный  момент.   Слайд 1.

Психологический  настрой.  

(Звучит  спокойная  музыка)

Слайд  2.

Учитель:

    - Ребята,  давайте  представим,  что  каждый  из  вас  держит  в  руках  шар.  Это  шар – доброты.  От  тепла  ваших  рук,  шар  становится  всё  больше,  больше  и  больше.  Давайте  отпустим  его  и  вместе  с  ним  передадим  всем  окружающим  свою  теплоту  и  доброту.

Дети  (хором):

Всем  здоровья  мы  желаем,

Никого  не  обижаем.

Хватит  места  на  земле.

Людям  всем,  животным.

Чтоб  земля  моя  цвела,

Мы  желаем  всем  добра.

Учитель:

 - Давайте  улыбнёмся  друг  другу  и  нашим  гостям.

II. Сообщение  темы  и  целей  урока.

Постановка  познавательной  задачи.

- На  столах  карточки – рассыпушки  с  пословицами.  Соберите  и  прочитайте  пословицы.

Работа  в  парах.  

Учитель: Хотите  узнать  тему  урока?

Её  вы  сможете  определить,  выполнив  задание.

Литературоведческая часть.

Работа с пословицами.

Пословицы:

Сам  не  отставай  и  товарищу  помогай.

Жизнь  без  ошибки  не  прожить.

От  добра,  добра  не  ищут.

Своё  береги,  а   чужого  не  бери.

Спеши  делать  добро.

Добрая  слава  лежит,  а  худая  бежит.

Жизнь  дана  на  добрые  дела.

Слайд 3.

- Прочитайте пословицы.

(Дети читают пословицы)

Учитель просит прочитать пословицу, записанную на доске:

 Жизнь  дана  на  добрые  дела.

 - Чему  учит нас эта  пословица?

(Ответы детей)

Слайд 4.

-Эта  пословица  будет  именем  нашего  урока.

Доброта – вещь  удивительная.  Это  человеческое  качество  ценилось  всегда,  во  все  времена.  Без  которого  человек  не  может  называться  человеком.

 Учитель:  Итак, продолжим наш урок.

На  какое  правило  встретились  слова в этих пословицах?

(Ответы детей)

 - Сегодня  на  уроке  мы  закрепим  правила  написания  слов  с  гласными  после  шипящих,  потренируемся  в  написании  слов  с  этими  орфограммами.

III. Чистописание.

  1.  Пальчиковая  гимнастика.

Учитель: Чтобы красиво писать, выполним гимнастику для пальчиков.

  1.        Пальцы  в  гости  приходили

Тук,  тук,  тук – стучались  в  дверь.

Только  дверь  им  не  открыли.

Думали,  что  страшный  зверь.

       

  1.       Две  весёлые  лягушки

Ни  минуты  не  сидят.

Ловко  прыгают  подружки.

Только  брызги  вверх – летят.

Учитель: Возьмите ручки. Чем и кем мы всегда представляем ручку?

Дети: Лёгким пёрышком птиц.

 Бабочкой в моей руке.

Капелькой росы в ладошке.

2.Подготовительная  часть – разминка  для  ума.

Учитель: Все посмотрите на доску. Сейчас мы будем разгадывать  кроссворд.  Я буду загадывать  загадки,  вы должны  внести  

слова – отгадки, по горизонтали, в  соответствующий ряд клеток.

( На доске кроссворд, дети отгадывают загадки, вписывают отгадки).

Слайд  5.

 Загадки:

  1. Захотели  малыши

      Поточить  …         (карандаши.)

Слайд  6.

  1.  Ты  к  обеду  положи

       Ложки,  вилки  и  … (ножи.)

 Слайд  7.

  1. Она  встречается  при  неверном  написании  слов.

                                                                                        (Ошибка.)

 Слайд  8.

  1. Он  ходит,  голову  задрав,

       Не  потому,  что  важный  граф,

       Не  потому,  что  гордый  нрав,

        А  потому,  что он  …   (жираф.)

  Слайд  9.

  1.  Если  дождик,

       Мы  не  тужим –

       Бойко  шлёпаем

       По  лужам,

       Будет  солнышко

       Сиять –

       Нам  под  вешалкой

       Стоять.                                      (Галоши.)

Слайд  10.

-Прочитайте  слово  по  вертикали.                

  (Добро)

Учитель:

 - Чтобы  каждый   день   был  прожит  незря,  мы  должны  спешить  делать  добро.    

Ведь  жизнь  дана  на  добрые  дела.

 - Что  общего  в  правописании  этих  слов?

Вспомните  правило  с  сочетаниями  жи – ши.

 - Что обозначают  эти слова?

Какое слово лишнее?  Почему?

(Лишнее слово  «добро», оно не относится к правописанию  

жи – ши.  Лишнее слово  «жираф» - это одушевлённый  предмет,  отвечает на вопрос  кто?   Остальные слова отвечают на  вопрос  что?)

 - Подумайте,  какое  слово  можно исключить?  Почему?

(Карандаши – это  словарное  слово)

 3.Исполнительная  часть.

 - Кто  догадался,  что  мы  сегодня  будем  писать  на  чистописании?

(Дети:  сочетания  жи- ши)

Учитель  открывает запись  на  доске:

Жи ши

Учитель:

В  этот  гладкий  коробок.

Бронзового  цвета

Спрятан  маленький  дубок

Будущего  лета.

(Учитель  показывает  карточку,  в  форме  жёлудя)

 - У  вас  на   партах  карточки  по  чистописанию,  в  форме  жёлудя.

Обведите  показ,  выполните   задание.

 ФНН  (формирование  навыков  написания).

 - При  написании  буквы  «ж»,  обратите  внимание   на  расстояние  между  полуовалами  и  их  высоту.

 - Мы  снова  возвращаемся  к  имени  нашего  урока.

Прочитайте  пословицу.

Найдите  «опасные»  места,  объясните  правописание.

Жизнь  дана  на  добрые  дела.

 - Спешите  пословицу.

(Дети  списывают  пословицу,  подчёркивают  орфограммы. )

IV. Работа  по  теме  урока.

Слайд  11.

  1.  Упражнение.  Вставить  в  слова  пропущенные  буквы.

(Работа  сигнальными  карточками:  гласные  буквы)

Задание: прочитать  слово,  показать  карточку  с  гласной  буквой,  которую  нужно  вставить, объяснить  орфограмму.

Словарный   материал:

Душ..стый,   пищ…,   ч..лан,    пруж..на,   добыч..,   ч..гун,  щ..пальца.

 V. Активная  физминутка.

Дифференциация  сочетаний  жи – ши.

Учитель:

-Я  буду  называть  слова  с  сочетаниями  жи – ши.  

Если  услышите  в  слове  сочетание  «жи» - нужно  присесть.

Если  услышите  сочетание  «ши» - подпрыгнуть.

Словарный  материал:

Шило,  жиры,  стрижи,  шипы,  гаражи,  шишки,  ландыши,  рыжики.

  1. Картинный  диктант,  с  проверкой.

Слайды:  12,  13,  14,  15,  16,  17.

Учитель:

1.Записать  название  - предмета  с  последующим  объяснением  изученной  орфограммы.

Словарный  материал:

Жираф,  машина,  часы,  ежи,  щука,  чулок.

2.Сосчитайте  количество  допущенных  вами  ошибок,  поставьте  на  полях  отметку.

 3.Составьте  с  любым  из  этих  слов  предложение.  

  1. Физминутка.  Гимнастика  для  глаз.

(На  магнитную  доску  повесить  картинку)

             Прилетела  бабочка,

             Села на  указку.

  Попытайтесь  вслед  за  ней.

  Пробежаться  глазками.

(На  указку  приколоть  бабочку)

  1.  Письмо  по  памяти.

 Работа  в  парах.

Учитель:На  каждой  парте  лежит  маленький  конверт  с  полосками  внутри.  На  полосках  записаны  строчки из  загадки Михаила Пляцковского. Нужно  восстановить  его  в  памяти  и  собрать  строки  в  правильной  последовательности.

Будильник  ходит  под  окном.

качает  клювом  и  хвостом.

Живёт  будильник  во  дворе,

всех  будит  рано  на  заре.

Проверка:

  1.  Чтение  загадки  по  строчкам.
  2. Чтение  загадки   целиком,  одним  учеником  из  пары.
  3. Чтение  загадки – хором.

  - О  ком  говорится  в  этой  загадке?  (  О  петухе)

Слайд  18.

Учитель: 

-Как  вы  догадались?

-Какое  доброе  дело  совершил  петушок?

 - Сколько  предложений  в  этом  четверостишие?

- Прочитайте  первое  предложение.

 - Прочитайте  второе  предложение.

Письмо по памяти второго предложения.

Запись  на  доске:

Живёт  будильник  во  дворе,

Всех  будит  рано  на  заре.

Учитель: Прочитайте  предложение, найдите  «опасные»  места, запишите по памяти.

 Работа  в  группах.(Взаимопроверка работ)

Слайд  19.

 Учитель:  Возьмите  карточки  с  текстом.  Прочитайте.

(Один  ученик  читает  вслух)

                                                            Кот  Фока.

    Жил  у  дяди  Паши  кот  Фока.  Фока  был  жирный.  Часто  кот  ходил  в  чулан.  Там  были  мыши.  Фока  ложился  в  тёмном  углу.  Тут  он  сторожил  добычу.  Мыши – любима  пища  Фоки.

Работа в группах

  1. группа – выписать  слова  с  сочетаниями  ча – ща.

(Часто,  пища)

  1. группа – выписать  слова  с  сочетаниями  чу – щу.

(Чулан,  добычу)

  1. группа – выписать  слова  с  сочетаниями  жи – ши.

(Жил,  Паши,  жирный,  мыши,  ложился,  сторожил)

Проверка:

Каждая  группа   читает  слова,  озвучивает  правило.

VI. Итог  урока.

 - Вот  и  подошёл  конец  нашему  уроку.

- Чему  мы  учились  на  нашем  уроке?

 - Что  вам  понравилось  на  уроке?

 - Молодцы,  вы  работали  дружно.

- Благодаря  дружбе  вы  справились  со  всеми  трудностями  на  уроке.

 - Вспомните  имя  нашего  урока.

 Жизнь  дана  на  добрые  дела.

Слайд  20.

Учитель: Будьте  добры  с  теми,  кто  вас  окружает.  Делайте  людям  добро.  Помните,  что  без  добрых  дел  нет  доброго  имени.

Дети:

Добрым  быть  совсем  непросто,

Не  зависит  доброта  от  роста,

Не  зависит  доброта  от  цвета,

Доброта  не  пряник,  не  конфета.

Доброта  приносит  людям  радость.

И  в замен  не  требует  награды.

Доброта  с годами  не  стареет,

Доброта  от  холода  согреет,

Если  доброта,  как  солнце,  светит.

Радуются  взрослые  и  дети.

Слайд  21.

Учитель: Я  предлагаю  «вырастить»  «Волшебный  сад – доброты».  И  мы  узнаем,  какими  качествами  должен  обладать  добрый  человек.

На  партах  лежат  цветы.   Вы  должны  прочитать  записанное  слово и   прикрепить  на  доску.

(Звучит  «Вальс  цветов»  П. И.  Чайковского)

Дети  читают  слова,  прикрепляют  цветы.

Учитель: 

Какая  чудесная  получилась  цветочная  поляна!

Заботьтесь  о  своём  саде,  не  позволяйте  ему  зарастать  сорняками,  наполняйте  его  солнечным  светом,  добрыми  словами  и  делами!

Жизнь  дана  на  добрые дела.

Спешите  делать  добро. Дай  бог  вам  здоровья! Спасибо  за  урок.

На  доске:

Составляющие  доброты:

Забота.

Любовь.

Сострадание.

Радость.

Милосердие.

Сочувствие.

Трудолюбие.

Благодарность.

Уважение.

Нежность.

Скромность.

                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по программе v вида.

Тема: Предлог - это слово и пишется раздельно с другими словами в предложении. Цель:Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении Формирование навыков правописания предл...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока: «Имя существительное" (обобщение) - Школа России....