открытый урок по русскому языку 3 класс "Корень слова.Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Углова Надежда Витальевна

Открытый урок 3 класс с целью обмена опытом и распространения методики обучения ( мастер - класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_3_klass_rus._yaz.docx47.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Предмет:____ русский язык     класс____3_____

Учитель_:___Углова Надежда Витальевна

Учебное учреждение:_ ____Елнатская средняя общеобразовательная школа

Тема урока

Корень слова. Однокоренные слова

Тип урока  - урок изучения нового материала

Целевые установки урока

(для учителя)

предметные: актуализировать знания о понятии « корень слова» с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней,

метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем., участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи, самостоятельно определять последовательность изучения материала, опираясь на план работы.

Планируемые результаты

(для ученика)

Педагогические технологии

Методы  и приемы:

Учебно-методическая литература

1. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык 3 класс. в 2 частях. ч.  1.  Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.,  «Просвещение»2011.  

Предметные

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные)

Личностные

  • различать однокоренные слова;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • подбирать примеры однокоренных слов;
  • группировать однокоренные слова

Научатся:                                                              

 - выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

Получат возможность  -формировать представление о корне слова как главной части слова и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы;  овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

информационно-коммуникативные, игровые, системно -

деятельностный подход

деятельностный, наглядный, словесный

Материально - техническое обеспечение урока

Регулятивные

 -формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

 - уметь договариваться в паре,   в ходе работы над текстом;

исследовать условия учебной задачи

осуществлять самоконтроль

Познавательные

использовать знаково-символические средства для решения учебных задач

определять наиболее эффективные способы достижения результата

Коммуникативные

      сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы.

                                                                     

                     ресурсы

Компьютерные слайды

( презентация), карточки на партах для групповой и парной работы, карточки для самостоятельной работы

 - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

 - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Деятельность учителя

Методы, приемы, формы работы

 Содержание педагогического взаимодействия

Цель этапа

предметная

            Универсальная учебная деятельность

Основные этапы организации учебной деятельности

познавательная

коммуникативная

Регулятивная

1.Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности.

  5 мин.

2.Совместное исследование проблемы

    5 мин

3.Моделирование

(составление плана действий)

      3 мин

4.Конструирование нового способа действия (реализация построенного проекта)

     7 мин

5. Переход к этапу решения частных задач

7 мин

 

6.Применение общего способа действий для решения частных задач

    10 мин.

7.Контроль на этапе окончания учебной темы. Рефлексия

7 мин

Д.З.

1 мин.

Придумайте как можно больше родственных слов с любым корнем и оформите их (в виде дерева, солнца и т. д.)

Цель:

создать необходимый уровень мотивации  у учащихся ,готовность к учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний

Фиксация новой учебной задачи.

а

к

ц

ы

м

в

ч

к

р

й

к

п

ф

д

с

а

о

ю

к

я

создание проблемной ситуации.

Цель:поиск решения учебной задачи

Корень

Многозначное

Главная часть слова

Однокоренное

Общий смысл(значение)   корень

Цель:фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

Поиск решения учебной Составление плана действий

проекта выхода из затруднения)

Цель:построение ориентированной основы нового способа действий

Реализация построенного проекта

Цель: контроль за правильностью выполнения способа действия

Цель: распознавание родственных  слов  

Коррекция отработки способа

Рефлексия Контроль

Цель: контроль

Создает эмоциональный настрой на урок

- Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 

Девизом нашего урока будет выражение«Зри в корень»( слайд3)

 - Как называется такое выражение?

(фразеологический оборот)

 - Что значит зри?

 - Где можно узнать? ( словарь)

 - Зри – значит смотри, гляди.

 - Что значит смотри в корень? ( находи главное, важное, суть происходящего)

 -  Вы хотите узнать что – то новое, важное на уроке?

 - Можете вы сами находить, добывать знания? А для чего вам это нужно?

Пальчиковая гимнастика

Каллиграфическая минутка.

 - Посмотрите на таблицу, ответьте, какая буква повторяется в каждой строчке? (к) ( слайд 4)

 Охарактеризуйте ее. 

Каллиграфическая минутка.

Кка/Ккб//Ккв///

 - Найдите закономерность и продолжите ряд.

 -Из букв мы создаем слоги, из слогов – слова. Как называются слова с непроверяемыми написаниями?

( словарные)

- Я приготовила вам  кроссворды для словарной работы

 - Вы должны по значению слова определить о чем идет речь и записать это слово по горизонтали (слайд5)

1. Год кончает, зиму начинает( декабрь)

2.Зимой на улице очень….(холодно, холод)

3.Как по – другому сказать, зимой на улице лютый….(мороз)

4.Ночью на небе светит..(месяц)

5. как называется второй месяц зимы (январь)

6.Самый короткий месяц (февраль)

 - Какое слово – лишнее. Почему? Объясни.

  - Какое слово получилось по вертикали?)

 ( Корень)

             Организует устный коллективный анализ учебной задачи. фиксирует выдвинутые гипотезы, организует обсуждение

 

-  Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем?

( Корень есть у любого растения  (подземная часть), у зуба, волоса, корень есть у слова

 -  Для чего они нужны? Какой вывод можно сделать?

(Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Это очень важная часть дерева, зуба, волоса.)

Главная часть слова.

 - Это главная часть родственных, однокоренных слов.

 - Какие слова мы называем родственными?

(общее значение, одинаковый корень)

 - Именно в корне содержится лексическое значение слова.

 - Как распознать родственные слова?

 

проблема

 

 Тема урока: Корень .Родственные слова

Цель урока: учиться распознавать родственные слова

Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей

 - Давайте вспомним, что мы уже знаем о корне.

Организует учебное исследование для выделения понятия

- Кто по модели сможет рассказать, что такое корень? (правило)

уч. с95 правило в учебнике читает ученик

 - Хотите узнать что – то новое ?

 -  Послушайте одну историю

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - Гусыня, а это наши дети - Гусята.

-А ты кто? А я ваша родственница - Гусеница!

                (по С. Иванову) (слайд)

 - Родня ли гусеница гусю? Кто как считает? Объясни.

Для дальнейшей нашей работы нам нужно составить  план  работы.

 -1.Выделить группу однокоренных слов

2.Находить и исправлять ошибки

3.Применять знания

4. Вывод (алгоритм)

Контролирует выполнение каждой операции  (пошаговый контроль)

Откройте учебник на с. 95 упр. 159

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень

Как найти корень слова?

Памятка (алгоритм):

1 шаг: смотрю значение слова

2 шаг: подбираю родственные (однокоренные) слова

3 шаг: выделяю общую часть – корень.

Оцените свою работу (прогноз)

 - Проверим по эталону ( самооценка)

 -По какому признаку вы выделили слова в группы? (имеют одинаковую общую часть, близкие, схожие по смыслу)

 - Проверьте по эталону ( слайд 7)

 - У кого оценка совпала с реальной?

 - Кому нужно поработать над темой?

Физкультминутка

Организует коррекционную работу

-  Для следующего задания предлагаю вам поработать в паре

1 вариант: нос ,носильщик, носатый, носик

2 вариант: смелость, смелый, храбрый, осмелел

 - Найдите лишнее слово и зачеркните его.

 - Проверьте у соседа по парте. Оцените работу.

  - Объясните ваш выбор.

Физкультминутка для глаз

  - Для работы в группе я приготовила вам следующие задания.

 - Давайте вспомним правила работы в группе

 -  Всем группам предлагаю одинаковые

 правила работы с заданиями:

1. Прочитайте задание.

2.Выполните задание.

3.Сделайте отчет группы.

Задание для группы №1. 

  1. Подберите родственные слова с корнем – сад
  2. Напишите их и приклейте к дереву.
  3. Докажите правильность своего ответа.

Задание для группы №2.

  1. Подберите однокоренные слова к корню  мороз-.

2.Напишите их и приклейте к снежинке.

3.Докажите правильность своего ответа.

            Задание для группы №3.

  1. Найдите однокоренные слова к слову гора (возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью):
  2. Приклейте их на рисунок.
  3. Докажите правильность своего ответа.

 - Где мы сможем применить свои знания? ( образовывать новые слова, разбирать по составу, при написании сочинений, составлении текстов, быть грамотными…)

( в самостоятельной работе)

 Контрольно – оценивающая деятельность

1. Определите, какой уровень трудности вы выберете.( слайд9)

2. Запишите слова.

 3.Оцените работу.

                  1 уровень -2б

-Запиши однокоренные слова в 2 столбика.

Лист, хвостик, хвостатый, листочек, хвост, листопад.

2 уровень -3б.

Запиши слова, подчеркни лишнее слово:

а) домашний, дом, домино, домовой;

б) водить, водица, водяной, вода;

в) говор, разговор, воришка, говорит.

3 уровень -4б.

-Подберите однокоренные слова в таком порядке:

существительное, прилагательное, глагол.

а) холод- ..., ..., ... .

б) свет- ..., ..., ... .

в) лень - ..., ..., ...

-Оцените свою работу. Сколько баллов поставили?

 - Проверьте по эталону.

 - На все вопросы  нашего плана мы ответили и сейчас нам предстоит сделать вывод.

Вывод:  как распознать родственные слова? Построим алгоритм:

 1. Близкие по смыслу

 2.Имеют общую часть – корень

 ( образовывать новые слова, разбирать по составу, при написании сочинений, составлении текстов, быть грамотными…)

Рефлексия: - Кому на уроке было интересно узнать что – то новое?

 - Какие трудности вы испытывали на уроке?

 - Какое задание показалось самым трудным?

За что ты можешь себя похвалить?

Оцените свою работу на уроке.(светофор)

 - Спасибо за урок!

-

.

фронтальная

Игра  «Отгадай слово»

Коллективная

 

Коллективная

Индивидуальная

( у доски) – 2 ученика

парная

Работа в группах

Вовлеченность учащихся в учебную деятельность

Выполняют задании е, находят закономерность

Пробуют применить прежние знания в новой ситуации, ищут способы решения проблемы, анализируют, делают выводы, самостоятельно выводят тему урока, делают логические умозаключения по теме урока

Фиксируют в модели выделенные связи и отношения

На основе практических действий учащиеся выбирают способ решения учебной задачи, выводят алгоритм.

Проговаривают правило вслух

Дети анализируют и находят правильный выход. Отработка операций , в которых допущены ошибки

 выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

- постановка и решение проблемы;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов моделирование,схемы

Конструируюи новый способ действий,формируют понятия

Осуществляют работу по выполнению

заданий упр.

Отработка операций, в которых допущена ошибка

Выполняют, контролируют, оценивают результат

формирование  умения слушать и слышать.

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Участвуют в обсуждениисодержания материала

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Используют речь для регуляции своего действия

Рефлексия своих действий

  нацеливание на успешную деятельность

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно

Осуществляют самоконтроль;

принимают и сохраняют учебную цель и задачу

- составление плана и последовательности действий.

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.,осуществляют самоконтроль

Осуществляют самоконтроль

Осуществляют самоконтроль

Пошаговый контроль по результату

Самопроверка

Контроль по результату

Пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО  Л.В. Занкова...

Открытый урок по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 3 класс

Урок интересный. На протяжении всего урока учащиеся повторяют и обобщают правописание слов с безударной гласной в корне слова. Учатся распознавать на слух безударные гласные.Основные моменты урока и з...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Корень слова"

Формирование умения находить корень в однокоренных словах....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Корень слова"

Формирование умения находить корень в однокоренных словах....