Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных в единственном числе» (УМК: «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сахарова Екатерина Валерьевна
Мои методические разработки:

Цель урока: систематизация знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе, закрепление умения правильно определять и графически обозначать окончание прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать особенности склонения имен прилагательных.

  2. Уметь правильно определять и выделять окончания прилагательных в соответствии с правилами.

Личностные:

  1. Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении.

  2. Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 10.03.2023

Школа: Академический лицей №95

Класс: 4-5

Урок: 4

Время: 10:35-11:15    Кабинет: 220

Студент: Сахарова Екатерина Валерьевна

Группа: 33

Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Склонение имён прилагательных в единственном числе»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: систематизация знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе, закрепление умения правильно определять и графически обозначать окончание прилагательных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Повторить и структурировать знания обучающихся об именах прилагательных.

2. Учить обучающихся умению переходить от частного к общему: находить имена прилагательные, правильно определять их окончания в соответствии с падежом и числом.

Предметные:

1. Знать особенности склонения имен прилагательных.

2. Уметь правильно определять и выделять окончания прилагательных в соответствии с правилами.

Развивающие:

1. Развивать навыки самостоятельной работы за счёт самостоятельного выполнения заданий.

2. Развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

1.        Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении.

2.        Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Перспектива», учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2ч./Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. - М.: Просвещение, 2014.-Ч.2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

М: демонстрация

П: презентация

М: репродуктивный

П: письмо

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на ваших партах лежали учебник, пенал и дневник.

- Занимайте свои места.

Устанавливает эмоциональный контакт.

- Как вы думаете, какое нужно настроение, чтобы урок прошёл успешно?

- Совершенно верно! Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Для этого давайте посмотрим на своего соседа и улыбнёмся.

- Представьте, что сейчас вы стали старше на 20 лет. И что люди, находящиеся рядом с вами, это ваша семья. Чтобы успешно справиться с заданиями, нам необходимо будет работать в этих семьях на протяжении всего урока. За отличное выполнение заданий самые активные из вас будут получать алмазы. Эти алмазы будут показывать, что вы приблизились на 1 шаг к тому, чтобы стать самой лучшей семьей! Та семья, которая соберет за урок больше всего алмазов, получит сертификат! Давайте постараемся!

Организует работу по записи числа и классной работы.

- Открываем тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (десятое марта), классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся на места.

- Хорошее.

Записывают число в тетради.

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р:  проявлять готовность подчиняться

Проектор с презентацией

Рабочие тетради

Доска

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф
М:  репродуктивный

П: минутка чистописания

М: работа с книгой

П: нахождение сложных слов

М: беседа

П: ответы на вопросы

Организует минутку чистописания.

- А начнём мы наш урок с минутки чистописания. Посмотрите на эти сочетания. На что похожи эти буквосочетания?

АЯ ОГО ОМУ УЮ ЫМ ОМ

- Верно.

- Посмотрите на слайд. Сегодня мы с вами будем писать вот такое буквосочетание. Посмотрите внимательно, как я пишу его на доске, далее вы будете писать его самостоятельно в своих тетрадях.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/8e/4e/04c550fc06db405eb319f449c25505d231.jpg

- Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги под прямым углом.

- Запишите данное буквосочетание до конца строки. Когда закончите, руку на локоть.

- А теперь обратим внимание на слайд. Что изображено? Верно, это «хлеб_роб». Прочитайте его. В чем его особенность?

- Кто сможет объяснить написание пропущенной буквы?

- Сейчас в течение 2-х минут вам необходимо найти в словаре все сложные слова и выписать их. Не забывайте выделять орфограммы.

(автомобиль, агроном, великолепие, великолепный, километр, путешествие)

- А теперь назовите лишнее слово из этого списка.

- Почему именно это слово? Докажите.

- Хорошо.

Повторение материала с прошлого урока.

- Обратите внимание на слайд. Это письмо для нас.

«Самой добрай семье»

- Что в нем не так? Как будет правильно? Почему?

- Верно! Но, видимо, тот, кто отправил это письмо, не до конца разобрался в теме. Поэтому и нам стоит тоже потренироваться, чтобы не допускать такие ошибки.

Отвечают на вопросы.

- На окончания имен прилагательных

Прописывают соедение в тетрадях.

- Оно сложное, состоит из двух корней

Выписывают слова из словаря.

Отвечают на вопросы.

- Великолепный.

- Потому что это единственное прилагательное

- Ошибка в окончании. Самой доброй семье. Потому что прилагательное в ж.р. в дательном падеже.

Р:  проявлять готовность подчиняться

П:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

Р:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проектор с презентацией

Доска

Рабочие тетради

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

С

М: беседа

П: инструктаж

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Какая же тема сегодняшнего урока?

- Эта тема уже вам знакома?

- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? Поставьте цели на урок, используя фразы-подсказки на слайде.

Составляет план урока вместе с детьми.

- Для того, чтобы наш урок был продуктивным, и мы всё успели, давайте составим план нашего урока.

- На слайде представлен уже готовый план. Но порядок этапов изменился. Давайте составим правильный порядок.

- Итак, кто может прочитать готовый план?

1. Семейное чистописание.

2. «Повторение – мать учения».

3. Работа с письмом.

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Сделаем выводы.

Что мы уже с вами сделали?

- Склонение имен прилагательных.

- Да.

- Повторить падежные окончания имен прилагательных. Закрепить умение определять падеж и выделять окончание.

Составляют план урока.

1. Семейное чистописание.

2. Работа с письмом.

3. «Повторение – мать учения».

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Сделаем выводы.

- Выполнили семейное чистописание.

Оценивают свою деятельность.

П: с помощью учителя формулировать цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Проектор с презентацией

Обобщение и систематизация знаний и умений (12-13 мин)

Структуризация полученных знаний, развитие умения переходить от частного к общему и наоборот

Ф
М: беседа

П: инструктаж

П

М: упражнение

ВК

С

Ф
М: решение грамматико-орфографических задач

П: упражнение

М: беседа

П: ответы на вопросы

И

М: решение грамматико-орфографических задач

П: упражнение

С

Ф

М: языковой синтез

П: восстановление пропусков

Повторение и структуризация знаний.

- Откроем загадочное письмо. И узнаем, кто таинственный отправитель.

«Внимание! Пропала собака! Её зовут Кики, длинныя шерсть, большые уши, очень быстрая и добрая. Была в синям поводке у парка Пушкина».

- Хозяин не может найти свою собаку, потому что неправильно написал объявление. Нужно ему помочь!

- В каких словах мальчик допустил ошибки?

- Что мы знаем о них? Что такое имя прилагательное? Какова роль имен прилагательных в нашей речи?

- Верно! Надо и с мальчиком этой информацией поделиться. Но сначала поможем ему заново написать объявление.

- Мне нужен один доброволец. Все остальные работают в тетрадях. Найдите слова с ошибками и выпишите верно, выделите окончания. Обозначьте падеж и род.

- Отлично! Теперь мы уверены, что мальчик найдет своего питомца. Какой пункт плана мы выполнили?

Организует работу по выполнению упражнения.

- Сейчас откройте учебник на странице 59 и найдите упражнение 102.

- Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать?

-  Кто желает прочитать пословицы вслух?

- Скажите, что значат эти пословицы?

- А теперь прочитайте задание перед пословицами.

- Что вам нужно сначала сделать?

- Верно. На следующей строке в тетради напишите упражнение 102 и приступайте к заданию. Та семья, в которой все сделают это быстро и красиво, получит алмаз. Не забудьте указать род и падеж.

- Кто прочитает вслух с объяснением?

- Какие пословицы вы еще знаете? Как часто люди, окружающие вас, используют их в речи?

- Посмотрите, снова тот мальчик. Кажется, он нашел свою собаку. Придумала! Давайте подарим ему алгоритм. Чтобы у него больше не возникло трудностей.

- Составим алгоритм определения падежа.

- Что такое алгоритм? У нас есть три шага для выполнения алгоритма. Нужно заполнить пропуски.

- Сейчас вы поработаете в семьях (командах). В чем суть правила 3-х «П»?

- Ваша задача заполнить пропуски и написать 3 самых необычных словосочетания в пример для алгоритма. Я придумала вот такое словосочетание (сногшибательной походкой (ж.р., в Т.п.)). Сделайте по образцу. У вас 2 минуты.

1 шаг – найти (существительное), связанное с именем (прилагательным);

2 шаг – определить падеж у (имени существительного);

3 шаг – по падежу (существительного) определить (падеж) прилагательного.

- Прочитайте алгоритм и назовите пример.

- Отлично несколько алмазов я могу подарить семьям.

- Молодцы!

- Что мы с вами сделали?

- В именах прилагательных 

- Порядок действий

Выполняют задание в тетради.

- Длинная (в ж.р., в И.п.), большие (во мн.ч., в И.п.), (в) синем (в м.р., в Д.п.).

- Работа с письмом.

Открывают учебник.

- худого (в ср.р., в Р.п.), доброго (в м.р., в В.п.), чужого (в м.р., в Р.п.), старого (в м.р., в В.п.)

Читают пословицы.

Отвечают на вопросы.

- Если дело изначально плохое, вряд ли конец будет хорошим. Не важно, где, важно с кем. Гость должен быть скромным. Помогай пожилым, потом и ты будешь нуждаться.

Читают задание.

- Записать пословицы, вставляя пропущенные окончания.

Списывают текст.

Отвечают на вопросы.

- Принять, понять, поддержать.

Выполняют задание в группах.

  

- Выполнили пункт «повторение – мать учения»

П:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

К:  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии

К:  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

К:  корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: выстраивать последовательность выбранных действий

Р:  сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4)

Проектор с презентацией

Учебник с упражнением

Рабочая тетрадь

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

- Сейчас попробуем немного отвлечься и размять пальцы. Смотрите на экран и повторяйте движения вместе со мной.

Выполняют динамическую паузу.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф
М: беседа

П: инструктаж

И

М: упражнение

П: самостоятельная работа

В

С

Организует самостоятельную работу.

- А сейчас мы с вами выполним серьёзную работу.  Перед серьезной работой, семьи делают вот так.  Многие считают, что это помогает передать друг другу положительные эмоции. Давайте попробуем.

- Сейчас у вас есть возможность показать, свои знания по теме нашего урока. На распечатках задания, которые вы выполните самостоятельно. На это у вас есть 3 минуты. В 5 задании не забудьте определить падеж.

 

- Ваше время вышло. Давайте проверим. Для этого обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и сверьтесь с доской.

Организует взаимопроверку.

- Если правильно +, неправильно –.

- Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями:

5 – нет ошибок

4 – 1-2 ошибки

3 – 3 ошибки

2 – больше 3 ошибок

- Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, у кого 5; 4.

- Молодцы! Вы хорошо помните правила. Те, кто сегодня получил дургую оценку, не расстраивайтесь. Надеюсь в следующий раз, вы подтянете свои знания и получите хорошие оценки.

- Что мы сейчас с вами выполнили?

- А это значит, что пора раздавать алмазы семьям.

Берутся за руки.

Выполняют самостоятельную работу.

- 1. Какой? Какая? Какое? Какие?

2. Определением. 3. Маленький, шустрый, смелый. 4. Красивая, яркая, солнечная. 5. Ранняя, быстрые, дальних, перелетные, долгожданной.

Взаимопроверка.

Взаимооценивание.

Поднимают руку.

- Самостоятельную работу.

П:  проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р:  соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц

Р:  сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Раздаточный материал (карточки с самостоятельной работой)

Проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф
М: беседа

П: опрос

ВК

Повторяет материал урока.

- Напоследок проведём игру «Кто больше». Не меняя окончаний имен прилагательных, составьте с ними словосочетания так, чтобы прил. Были употреблены или в разных падежах, или в разных родах.

- Например, родной край (в м.р., в И.п.) – у родной матери (в ж.р., в Р.п.)

- Работаете вы семьями, ответы принимаются только по поднятой руке. На экране сейчас появятся слова. Как только они появятся, игра начинается.

 Далёкой, стальной, чужой, важной

- Отлично! Теперь самых активных я награждаю алмазами.

Работают в группах.

К:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Проектор с презентацией

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

С

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок заканчивается. Давайте вспомним какую цель мы поставили на урок?

- Хлопните раз, если считаете, что достигли цели урока. А теперь хлопните два, благодаря соседа. Хлопните 3, благодаря семью.

Оценивает деятельность детей.

- Итак, а сейчас мы с вами выясним, какая семья стала самой лучшей. Подсчитайте свои алмазы. У кого 5 алмазов? 4? 3?

- Итак, сертификат учёного и оценку 5 за урок сегодня получают…

- Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

-   Повторить окончания прилагательных. Закрепить умение определять падеж и выделять окончание

Аплодируют.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией

Раздаточный материал («алмазы» стимулирования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе» Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существите...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по числам» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: обобщение знаний об изменении имен прилагательных по числамЗадачи урокаДидактические:Знать число имен прилагательных, изменять прилагательные по числам;Уметь определять число имени прилага...

Технологическая карта урока русского языка - "Роль имён прилагательных в тексте-описании" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Роль имён прилагательных в тексте-описании» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление понятий об отличительных признаках т...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (3 класс)

Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного....

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных во множественном числе." 4 класс Школа России

Цель:отрабатывать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе....

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование представления об изменении имён прилагательных по родам, развитие навыков правописания родовых окончаний.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать, что такое род имени прилаг...