Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных в единственном числе» (УМК: «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: систематизация знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе, закрепление умения правильно определять и графически обозначать окончание прилагательных.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать особенности склонения имен прилагательных.
Уметь правильно определять и выделять окончания прилагательных в соответствии с правилами.
Личностные:
Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении.
Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 10.03.2023 Школа: Академический лицей №95 Класс: 4-5 Урок: 4 Время: 10:35-11:15 Кабинет: 220 | Студент: Сахарова Екатерина Валерьевна Группа: 33 Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока «Склонение имён прилагательных в единственном числе»
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель урока: систематизация знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе, закрепление умения правильно определять и графически обозначать окончание прилагательных.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Повторить и структурировать знания обучающихся об именах прилагательных. 2. Учить обучающихся умению переходить от частного к общему: находить имена прилагательные, правильно определять их окончания в соответствии с падежом и числом. | Предметные: 1. Знать особенности склонения имен прилагательных. 2. Уметь правильно определять и выделять окончания прилагательных в соответствии с правилами. |
Развивающие: 1. Развивать навыки самостоятельной работы за счёт самостоятельного выполнения заданий. 2. Развивать коммуникативные умения посредством парной работы. | Личностные: 1. Проявлять познавательные интересы, в том числе, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его изучении. 2. Осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
УМК: «Перспектива», учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: в 2ч./Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. - М.: Просвещение, 2014.-Ч.2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой М: демонстрация П: презентация М: репродуктивный П: письмо | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на ваших партах лежали учебник, пенал и дневник. - Занимайте свои места. Устанавливает эмоциональный контакт. - Как вы думаете, какое нужно настроение, чтобы урок прошёл успешно? - Совершенно верно! Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Для этого давайте посмотрим на своего соседа и улыбнёмся. - Представьте, что сейчас вы стали старше на 20 лет. И что люди, находящиеся рядом с вами, это ваша семья. Чтобы успешно справиться с заданиями, нам необходимо будет работать в этих семьях на протяжении всего урока. За отличное выполнение заданий самые активные из вас будут получать алмазы. Эти алмазы будут показывать, что вы приблизились на 1 шаг к тому, чтобы стать самой лучшей семьей! Та семья, которая соберет за урок больше всего алмазов, получит сертификат! Давайте постараемся! Организует работу по записи числа и классной работы. - Открываем тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (десятое марта), классная работа. | Проверяют готовность к уроку. Садятся на места. - Хорошее. Записывают число в тетради. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность подчиняться | Проектор с презентацией Рабочие тетради Доска |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф П: минутка чистописания М: работа с книгой П: нахождение сложных слов М: беседа П: ответы на вопросы | Организует минутку чистописания. - А начнём мы наш урок с минутки чистописания. Посмотрите на эти сочетания. На что похожи эти буквосочетания? АЯ ОГО ОМУ УЮ ЫМ ОМ - Верно. - Посмотрите на слайд. Сегодня мы с вами будем писать вот такое буквосочетание. Посмотрите внимательно, как я пишу его на доске, далее вы будете писать его самостоятельно в своих тетрадях. - Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги под прямым углом. - Запишите данное буквосочетание до конца строки. Когда закончите, руку на локоть. - А теперь обратим внимание на слайд. Что изображено? Верно, это «хлеб_роб». Прочитайте его. В чем его особенность? - Кто сможет объяснить написание пропущенной буквы? - Сейчас в течение 2-х минут вам необходимо найти в словаре все сложные слова и выписать их. Не забывайте выделять орфограммы. (автомобиль, агроном, великолепие, великолепный, километр, путешествие) - А теперь назовите лишнее слово из этого списка. - Почему именно это слово? Докажите. - Хорошо. Повторение материала с прошлого урока. - Обратите внимание на слайд. Это письмо для нас. «Самой добрай семье» - Что в нем не так? Как будет правильно? Почему? - Верно! Но, видимо, тот, кто отправил это письмо, не до конца разобрался в теме. Поэтому и нам стоит тоже потренироваться, чтобы не допускать такие ошибки. | Отвечают на вопросы. - На окончания имен прилагательных Прописывают соедение в тетрадях. - Оно сложное, состоит из двух корней Выписывают слова из словаря. Отвечают на вопросы. - Великолепный. - Потому что это единственное прилагательное - Ошибка в окончании. Самой доброй семье. Потому что прилагательное в ж.р. в дательном падеже. | Р: проявлять готовность подчиняться П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы Р: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Проектор с презентацией Доска Рабочие тетради Проектор с презентацией |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: моделирование П: составление плана С М: беседа П: инструктаж | Формулирует тему и цель урока вместе с детьми. - Какая же тема сегодняшнего урока? - Эта тема уже вам знакома? - Значит, чем мы будем заниматься на уроке? Поставьте цели на урок, используя фразы-подсказки на слайде. Составляет план урока вместе с детьми. - Для того, чтобы наш урок был продуктивным, и мы всё успели, давайте составим план нашего урока. - На слайде представлен уже готовый план. Но порядок этапов изменился. Давайте составим правильный порядок. - Итак, кто может прочитать готовый план? 1. Семейное чистописание. 2. «Повторение – мать учения». 3. Работа с письмом. 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Сделаем выводы. Что мы уже с вами сделали? | - Склонение имен прилагательных. - Да. - Повторить падежные окончания имен прилагательных. Закрепить умение определять падеж и выделять окончание. Составляют план урока. 1. Семейное чистописание. 2. Работа с письмом. 3. «Повторение – мать учения». 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Сделаем выводы. - Выполнили семейное чистописание. Оценивают свою деятельность. | П: с помощью учителя формулировать цель К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Проектор с презентацией |
Обобщение и систематизация знаний и умений (12-13 мин) | Структуризация полученных знаний, развитие умения переходить от частного к общему и наоборот | Ф П: инструктаж П М: упражнение ВК С Ф П: упражнение М: беседа П: ответы на вопросы И М: решение грамматико-орфографических задач П: упражнение С Ф М: языковой синтез П: восстановление пропусков | Повторение и структуризация знаний. - Откроем загадочное письмо. И узнаем, кто таинственный отправитель. «Внимание! Пропала собака! Её зовут Кики, длинныя шерсть, большые уши, очень быстрая и добрая. Была в синям поводке у парка Пушкина». - Хозяин не может найти свою собаку, потому что неправильно написал объявление. Нужно ему помочь! - В каких словах мальчик допустил ошибки? - Что мы знаем о них? Что такое имя прилагательное? Какова роль имен прилагательных в нашей речи? - Верно! Надо и с мальчиком этой информацией поделиться. Но сначала поможем ему заново написать объявление. - Мне нужен один доброволец. Все остальные работают в тетрадях. Найдите слова с ошибками и выпишите верно, выделите окончания. Обозначьте падеж и род. - Отлично! Теперь мы уверены, что мальчик найдет своего питомца. Какой пункт плана мы выполнили? Организует работу по выполнению упражнения. - Сейчас откройте учебник на странице 59 и найдите упражнение 102. - Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать? - Кто желает прочитать пословицы вслух? - Скажите, что значат эти пословицы? - А теперь прочитайте задание перед пословицами. - Что вам нужно сначала сделать? - Верно. На следующей строке в тетради напишите упражнение 102 и приступайте к заданию. Та семья, в которой все сделают это быстро и красиво, получит алмаз. Не забудьте указать род и падеж. - Кто прочитает вслух с объяснением? - Какие пословицы вы еще знаете? Как часто люди, окружающие вас, используют их в речи? - Посмотрите, снова тот мальчик. Кажется, он нашел свою собаку. Придумала! Давайте подарим ему алгоритм. Чтобы у него больше не возникло трудностей. - Составим алгоритм определения падежа. - Что такое алгоритм? У нас есть три шага для выполнения алгоритма. Нужно заполнить пропуски. - Сейчас вы поработаете в семьях (командах). В чем суть правила 3-х «П»? - Ваша задача заполнить пропуски и написать 3 самых необычных словосочетания в пример для алгоритма. Я придумала вот такое словосочетание (сногшибательной походкой (ж.р., в Т.п.)). Сделайте по образцу. У вас 2 минуты. 1 шаг – найти (существительное), связанное с именем (прилагательным); 2 шаг – определить падеж у (имени существительного); 3 шаг – по падежу (существительного) определить (падеж) прилагательного. - Прочитайте алгоритм и назовите пример. - Отлично несколько алмазов я могу подарить семьям. - Молодцы! - Что мы с вами сделали? | - В именах прилагательных - Порядок действий Выполняют задание в тетради. - Длинная (в ж.р., в И.п.), большие (во мн.ч., в И.п.), (в) синем (в м.р., в Д.п.). - Работа с письмом. Открывают учебник. - худого (в ср.р., в Р.п.), доброго (в м.р., в В.п.), чужого (в м.р., в Р.п.), старого (в м.р., в В.п.) Читают пословицы. Отвечают на вопросы. - Если дело изначально плохое, вряд ли конец будет хорошим. Не важно, где, важно с кем. Гость должен быть скромным. Помогай пожилым, потом и ты будешь нуждаться. Читают задание. - Записать пословицы, вставляя пропущенные окончания. Списывают текст. Отвечают на вопросы. - Принять, понять, поддержать. Выполняют задание в группах.
- Выполнили пункт «повторение – мать учения» | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение Р: выстраивать последовательность выбранных действий Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям | Проектор с презентацией Раздаточный материал (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4) Проектор с презентацией Учебник с упражнением Рабочая тетрадь |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. - Сейчас попробуем немного отвлечься и размять пальцы. Смотрите на экран и повторяйте движения вместе со мной. | Выполняют динамическую паузу. | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф П: инструктаж И М: упражнение П: самостоятельная работа В С | Организует самостоятельную работу. - А сейчас мы с вами выполним серьёзную работу. Перед серьезной работой, семьи делают вот так. Многие считают, что это помогает передать друг другу положительные эмоции. Давайте попробуем. - Сейчас у вас есть возможность показать, свои знания по теме нашего урока. На распечатках задания, которые вы выполните самостоятельно. На это у вас есть 3 минуты. В 5 задании не забудьте определить падеж.
- Ваше время вышло. Давайте проверим. Для этого обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и сверьтесь с доской. Организует взаимопроверку. - Если правильно +, неправильно –. - Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями: 5 – нет ошибок 4 – 1-2 ошибки 3 – 3 ошибки 2 – больше 3 ошибок - Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, у кого 5; 4. - Молодцы! Вы хорошо помните правила. Те, кто сегодня получил дургую оценку, не расстраивайтесь. Надеюсь в следующий раз, вы подтянете свои знания и получите хорошие оценки. - Что мы сейчас с вами выполнили? - А это значит, что пора раздавать алмазы семьям. | Берутся за руки. Выполняют самостоятельную работу. - 1. Какой? Какая? Какое? Какие? 2. Определением. 3. Маленький, шустрый, смелый. 4. Красивая, яркая, солнечная. 5. Ранняя, быстрые, дальних, перелетные, долгожданной. Взаимопроверка. Взаимооценивание. Поднимают руку. - Самостоятельную работу. | П: проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников | Раздаточный материал (карточки с самостоятельной работой) Проектор с презентацией |
Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф П: опрос ВК | Повторяет материал урока. - Напоследок проведём игру «Кто больше». Не меняя окончаний имен прилагательных, составьте с ними словосочетания так, чтобы прил. Были употреблены или в разных падежах, или в разных родах. - Например, родной край (в м.р., в И.п.) – у родной матери (в ж.р., в Р.п.) - Работаете вы семьями, ответы принимаются только по поднятой руке. На экране сейчас появятся слова. Как только они появятся, игра начинается. Далёкой, стальной, чужой, важной - Отлично! Теперь самых активных я награждаю алмазами. | Работают в группах. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей | Проектор с презентацией |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия С | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок заканчивается. Давайте вспомним какую цель мы поставили на урок? - Хлопните раз, если считаете, что достигли цели урока. А теперь хлопните два, благодаря соседа. Хлопните 3, благодаря семью. Оценивает деятельность детей. - Итак, а сейчас мы с вами выясним, какая семья стала самой лучшей. Подсчитайте свои алмазы. У кого 5 алмазов? 4? 3? - Итак, сертификат учёного и оценку 5 за урок сегодня получают… - Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | Отвечают на вопросы. - Повторить окончания прилагательных. Закрепить умение определять падеж и выделять окончание Аплодируют. Самооценка собственной деятельности на уроке. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Проектор с презентацией Раздаточный материал («алмазы» стимулирования) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений склонять имена прилагательные женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"
Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе» Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существите...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по числам» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: обобщение знаний об изменении имен прилагательных по числамЗадачи урокаДидактические:Знать число имен прилагательных, изменять прилагательные по числам;Уметь определять число имени прилага...
Технологическая карта урока русского языка - "Роль имён прилагательных в тексте-описании" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Роль имён прилагательных в тексте-описании» Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление понятий об отличительных признаках т...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (3 класс)
Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного....
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных во множественном числе." 4 класс Школа России
Цель:отрабатывать навыки правописания падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе....
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе» ( УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование представления об изменении имён прилагательных по родам, развитие навыков правописания родовых окончаний.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать, что такое род имени прилаг...