Литературная игра "По произведениям Эдуарда Успенского"
план-конспект занятия по чтению (2, 3, 4 класс)

Сметанина Юлия Александровна

  Внеклассное мероприятие позволит  обощить знания детей по произведениям Э.Успенского,  расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_igra_uspenskiy.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «По произведениям  Эдуарда Успенского»

Цели и задачи:
1) обобщить знания детей по произведениям Э.Успенского;
2) расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам;
3) формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа;
4) развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей.
Ход игры:

- Здравствуйте, дорогие зрители. Мы рады приветствовать вас на нашей литературной игре, посвящённой известному детскому писателю Эдуарду Николаевичу Успенскому.

     Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937г в г. Егорьевске Московской области. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1961г. В студенческие годы начал заниматься литературным творчеством, печатается с 1960г. Творческий путь Эдуард Николаевич начинал как юморист, выпустив несколько юмористических книг. По собственному призванию в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».  Эдуард Успенский получил широкую известность благодаря детским книгам «Крокодил Гена и его друзья», «Чебурашка и его друзья», «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Фёдор, пёс и кот». Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любит не одно поколение зрителей.  Произведения писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Франции, Японии, США.

-   Правила нашей игры очень просты: за каждый правильный ответ команда получает жетон. Итак, начинаем!

КОНКУРС «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД»

Сегодня мы разделились на 3 команды, поприветствуем их!
- команда дяди Федора;
- команда кота Матроскина;
- команда пса Шарика.

КОНКУРС «РАЗМИНКА»
-  Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить правильно. На размышление 5 секунд
1. Какая польза была от картины, которая висела в квартире у Дяди Федора?
(Загораживала дырку в стене.)
2. Какой головной убор носил Печкин летом? (Шапку.)
3. Кого предлагал продать кот Матроскин, чтобы купить корову? (Шарика.)
4. При помощи каких инструментов герои откопали клад? (При помощи лопаты и
кирки.)
5. Какие первые слова сказал Галчонок? («Кто там?»)
6. Чем писали письмо родителям Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик?
(Чернилами.)
7. Как зовут корову кота Матроскина? (Мурка.)
8. Почему Печкин не отдавал посылку героям? (У них документов не было.)
9. Какие документы предъявлял кот Матроскин Печкину? (Усы, лапы, хвост.)
10. Как зовут теленка в мультфильме? (Гаврюша.)
11. Чему учил Шарик теленка Гаврюшу? (Собачьим командам.)
12. Где работал дядя кота Матроскина? (На гуталиновой фабрике.)
13. За кем на охоте гонялся Шарик? (За зайцем.)
14. Назовите имя и отчество почтальона Печкина. (Игорь Иванович.)
15. Что, по мнению Шарика, должны давать умные коровы вместо молока?
(Газированную воду.)
16. Каким вареньем лечили Дядю Федора? (Малиновым.)
17. Какое вещественное доказательство вложил Печкин в письмо для родителей дяди Фёдора? (пуговицу)
18. Как, по мнению кота, нужно есть бутерброд? (колбасой вниз)
19. Какой журнал решил выписывать дядя Федор? (Мурзилка)
20. Назовите топливо, которым заправлял свой трактор Дядя Фёдор (продуктами)

21. Какой журнал выписывал пес Шарик? («Про охоту»)

22. Кто знает, сколько лет почтальону Печкину? (пятьдесят с хвостиком)
- А теперь трудный вопрос ко всем командам. Как звали Печкина? (Игорь Иванович)
КОНКУРС «ВЫБЕРИ МЕНЯ»

У команд лежат литературные герои Крокодил Гена, Чебурашка, Почтальон Печкин, домовенок Кузя, малыш, дядюшка Ау, дядя Федор, Баранкин, Винни-Пух, Карлсон,  Пятачок, старуха Шапокляк, кот Матроскин, ослик Иа.

- Выберите  героев из произведений Эдуарда Успенского.

КОНКУРС «ПИСЬМА»
-  Работаю я почтальоном в деревне Простоквашино. Разношу письма по домам. Однажды приключилась у меня беда. Кто-то ворвался на почту и разорвал письма. А я даже не знаю, кому их отнести. 
Соберите, милые детки, письма, прочитайте и скажите, кому их надо отправить.
1.  Уважаемый дядя Федор Мальчик!
Ты просил прислать тебе трактор не совсем настоящий и не совсем игрушечный и чтоб он веселый был. Посылаем тебе такой. Самый веселый на заводе. Это опытная модель. Бензин ему не нужен. Работает он на продуктах. 
Отзывы о тракторе просим присылать к нам на завод. С большим уважением – инженер Тяпкин (изобретатель трактора).
2.  Дорогие мои родители! Папа и мама!
Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать и буду вам писать. А в школу мне еще не скоро. Только на будущий год.
До свидания. Ваш сын – дядя Федор.
3.  Уважаемые папа и мама!
Вы пишите, что от вас ушел дядя. Ну и пусть. Но при чем здесь мальчик? Или он ушел мальчиком, а вырос в дядю? Тогда не понятно, кому подарки.
Напишите нам со старухой, чтобы мы знали. Только побыстрее, а то мы собираемся в дом отдыха во вторую смену. Мы очень хотим знать ответ на эту загадочную тайну.
Почтальон Ложкин со старухой.
КОНКУРС «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

-   В русском языке немало выразительных предложений, которые очень точно, метко характеризуют душевное состояние, настроение человека, позволяют выразить отношение к другим людям. Такие крылатые выражения есть и произведениях Э. Успенского.  Многие из них становятся настолько привычными, что мы даже забываем о том, что это фразеологизмы. А Успенский, как и многие другие писатели, стремится оживить их, вернуть им первоначальную выразительность.

  -Вспомните крылатые  выражения со словами кот, кошка, Объясните их значение. Поможет вам в работе фразеологический словарь русского языка. (Кот наплакал- очень мало; купить кота в мешке- приобрести что-то неизвестное; как кошка с  собакой- находиться в постоянной ссоре; как угорелая кошка- бессмысленно бегать, метаться и др.)

  -    Объясните значение выделенных фразеологизмов.

  1. ( Шарик) – Он в Африку уехал. В командировку, Язык слонов изучать. А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись. Я люблю, когда  у человека характер веселый – колбасно- угощательный. А у нее наоборот – тяжелый характер. Венико- выгонятельный.

                      2.   -   А ты, мальчик, чей? Ты откуда к нам в деревню попал? Дядя Федор  отвечает: - Я ничей. Я сам по себе . Свой собственный. Я из города приехал.

                        3.- Шарик на ногах не удержался от неожиданности и с телеги полетел вверх тормашками.  

 4. Ничего себе охота начинается.

 5. Потом они домой пошли по тропинке под солнышком. А навстречу им какой-то дядька бежит. Лет пятидесяти с хвостиком.

6. (Дядя Федор) – Надо дать ему что-нибудь поесть. А то он нас на тот свет отправит. Гудит, как пароход.

КОНКУРС «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
-  Нужно отгадать, какой предмет из произведения лежит в черном ящике. (Это лопата)
Подсказка Загадка

Рядом с дворником шагаю
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
КОНКУРС «НАБОРЩИКИ»
За 1 минуту из слова «Простоквашино» составить другие слова, буквы не должны повторяться. Выигрывает команда, которая последней назвала слово.
КОНКУРС «ТЕЛЕГРАММЫ»
-  На почту пришли телеграммы. Кто их отправил?
ЗАМЕРЗАЮ. СРОЧНО ВЫШЛЕТЕ СОЛНЦЕ. (кот Матроскин)
ЖИВУ В ДЕРЕВНЕ. ВСЕ ХОРОШО. НЕ ИЩИТЕ. (дядя Федор)
НАШЕЛ ВАШЕГО СЫНА. ГОТОВЬТЕ ВЕЛОСИПЕД. (почтальон Печкин)
КОНКУРС «НАЙДИ ОШИБКИ»
В журнале печатают письма читателей. К нам в редакцию пришло три письма: от дяди Федора, кота Матроскина, пса Шарика.
- А скажите, дядя Федор учится в школе? (нет, на будущий год). Звери тоже в школе не учились, поэтому в письмах допущено очень много ошибок. Найдите их, чтобы не стыдно было напечатать письма в нашем журнале.
1. Мои папа и мама!
Я жыву хорошо. Просто замечательно. У меня ест свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клат нашли и карову купили. И трактор-тр-тр Митю. трактор харошый, толко он бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучяю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и шарик пропадут.
2.  А ещё у нас печька есть тёплая. Я так люблю за ней отдыхать! здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жызнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас всё по-другому. И колбаса у меня есть, и малоко парное стоит в мисочке на палу. Пей – не хочю. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочьку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днём я люблю на крышу вскарабкаться. И там глоза вытаращю, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюс и сохну.
3.  А на днях я линять начял. Старая шерст с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растёт – чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да ещё охрип я немножечько. Прохожых много, на всех лаять приходится. Чяс полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получяется и бульканье.
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючьком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно земой даже на снигу спать. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо – ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. за красоту и сообразительность.
КОНКУРС «ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ»
- Сейчас я прочитаю объявление, а вы должны сказать, кто дал это объявление
1. Ищу хозяина. Могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть – языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать. (пёс Шарик)
2. Взял корову. Назвал Муркой в честь бабушки. Была последняя. Никто ее брать не хотел. А я взял: очень она мне понравилась. Приходите за молоком. (кот Матроскин)
3. Куплю трактор. Только совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтобы бензина ему надо было поменьше, а ездил он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. (дядя Фёдор)
4. Работаю спасателем. Разных собак из воды вытаскиваю. (бобр)
5. Хочу узнать, как будет на кошачьем языке: «Не подходите ко мне, я вас оцарапаю?» (профессор Семин)
6.  Куплю радио маленькое. Я буду в будке передачи слушать. И еще киноаппарат. Я буду кино про зверей снимать. (пёс Шарик)
КОНКУРС  «КРОССВОРД»
- Кто быстрее и правильно отгадает кроссворд.

По горизонтали:
2. Имя отца дяди Фёдора. (Дима)
6. Страсть собаки. (охота)
9. Любимая корова кота. (Мурка)
10. Профессия Печкина. (почтальон)
11. Название деревни. (Простоквашино)
13. Чем заправляли трактор? (продукты)
14. Кличка собаки. (Шарик)
15. Из-за кого пришлось покупать новый стол? (галчонок)


По вертикали:
1. Куда прятал галчонок украденные вещи? (на шкаф)
3. Кличка кота. (Матроскин)
4. Журнал, который выписывал дядя Фёдор. («Мурзилка»)
5. Кличка телёнка. (Гаврюша)
7. Кличка галчонка. (Хватайка)
8. Любимый напиток кота. (молоко)
12. Что было под картиной в доме дяди Федора? (дырка)
КОНКУРС «ЗАГАДКИ»
-  Попробуйте по отрывку узнать героя.
"…Он с кровати встал и видит ужас что. Не дом у них, а столярная мастерская. Кругом стружки, щепки да опилки лежат. А стола обеденного нет как не было. В куче стружек …….. сидит".
Кто сидит в куче стружек ? (Бобренок)
"А потом он пошел по деревне хулиганить. Сорняки окучивать и за курами гоняться. И песни гудеть всякие. Под конец он даже купаться полез…"
О ком идет речь? (ТР - ТР Митя)
"И где только я не жил! И у одних хозяев; и у других, и в библиотеке, и даже в сберегательной кассе. Я, может, столько в жизни видел…"
О ком идет речь? (кот Матроскин)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Вот и подошла к концу наша игра. Давайте определим победителя, подсчитаем, сколько жетонов заработала каждая команда.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник по творчеству Эдуарда Успенского

Цель: познакомить с творчеством детского писателя Эдуарда Успенского и привлечь внимание к его произведениям....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского.

Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского....

План-конспект урока по литературному чтению на тему: Эдуард Успенский «Всё в порядке».

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...

Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения в Литературной стране» с героями книг Эдуарда Успенского.

Методический материал для учителя в проведении занятия днеурочной деятельности....

Викторина по произведениям Эдуарда Успенского

Викторина состоит из 18 вопросов. Все вопросы по произведениям Э.Успенского...

Эмблема "Лучший читатель произведений Эдуарда Успенского"

Дети 3 "а" класса посещают  кружок "Юный книголюб", на котором знакомятся с произведениями отечественной и зарубежной литературы. По результатам работы над  произведениям...