Методическая разработка театрализованного представления "Театральный урок. Театральная азбука"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Мария Владимировна Кузнецова

Методическая разработка игрового урока-занятия, где старшие дети разыгрывают под руководоством педагога театральные термины, объясняя их для младших. Интерактивные игры и неформальное игровое общение дает возможность раскрепостить детей и запомнить сложные театральные понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка театрализованного представления

«Театральный урок. Театральная Азбука»

Разработчик и постановщик: Кузнецова Мария Владимировна, педагог дополнительного образования ГБУДО ДТЦ «Театральная Семья» Невского района Санкт-Петербурга

Актеры: детская театральная студия «СОФИТ» ГБУДО ДТЦ «Театральная Семья» Невского района Санкт-Петербурга, педагог дополнительного образования, руководитель студии «СОФИТ» Кузнецова Мария Владимировна

Цель: познакомить учеников начальной школы с театральными названиями и понятиями, которые используются в театре.

Задачи:

Обучающие:

- научить применять и знать смысловую нагрузку театральных терминов

Развивающие:

- развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

- развить образное мышление, творческие способности

Воспитательные:

- воспитать культуру общения и поведения в социуме;

- воспитать активную гражданскую и духовно-нравственную позицию учащихся.

Театральный урок

Действующие лица: ученики и учительница (она же ведущая) необычного театрального класса.

Перемена. Звучит веселая музыка. На сцене класс, но только стулья или пуфики, которые стоят полукругом и вдоль стены так, чтобы было игровое пространство для игры. Справой стороны – учительский стол и стул.

Ученики появляются в классе: кто-то вбегает, кто-то дергает девочку за косичку, кто-то что-то пытается выучить, кто-то играет в телефон и не замечает, как натыкается то на одного ученика, девчонки о чем-то шепчутся на ушко и т.д. Одним словом, зарисовка обычной жизни школьника.

Звенит звонок. Дети рассаживаются на стулья. Перед собой складывают руки, как будто сидят за партой. Входит учительница с журналом. Дети встают.

Учительница: Здравствуйте, садитесь. (Открывает журнал. Смотрит на класс.)

Кто сегодня отсутствует?

(Дети выкрикивают пару фамилий. Учительница отмечает в журнале.)

Учительница: И так. Сегодня у нас не простой урок, а театральный. Мы будем изучать театральную азбуку. Я просила всех подготовиться к уроку. И так, дети, театр – это искусство и в этом искусстве есть очень много разных профессий, специфических названий и самое главное, своя театральная азбука. И первая буква в алфавите – это буква А. А какие вы знаете слова на букву А? Слова, которые связаны с театром.

Класс: выкрикивает слова (ананас, арбуз, актриса…)

Учительница: Замечательно! Кто сказал: «актриса». К доске.

Ученица: читает стих:

Актриса

Не ради успеха актриса играет –

На сцене она чью-то жизнь проживает.

И потому на каждой афише

С буквы заглавной “АКТРИСА” напишем.

Учительница: Кто еще хочет выступить? (Дети тянут руки. Учительница называет очередность)

Ученик:

Амфитеатр

О помоги нам, Гомер,

Из поэтов поэт величайший,

Амфитеатр воспеть и восславить cтихами достойно.

Его полукружье распахнуто гостеприимно,

И плавно стекают ступени под небом бессмертной Эллады.

Ученица:

Антракт

“При Мольере в канделябрах свечи

Освещали театральный акт,

Их меняли – свечи ведь не вечны,

Зрителя в Версаль, на променад

Приглашали, чтоб не суетился…”

Аплодисменты

На свете лучше нет момента,

Когда гремят аплодисменты

И долго зрители по- праву

Кричат актеру “Бис” и “Браво”!

Ученик:

Афиша

“Афиша – первый шаг в театр,

Должна внимание привлечь,

Чтоб узрев, с театром встреч

Приятных, спорных и желанных

Ты с нетерпеньем постоянным

К афишам взгляд стал обращать!

Афиша – тоже ведь искусство?”

Учительница: Достаточно. А следующая буква – это буква Б. Без чего вы не сможете пропасть в театр? Правильно! Ну, конечно же, без билета.

Ученица:

Билет

В театре аншлаг, и билетов нет

Тут Интернет не поможет.

Даст негативный, бездушный ответ…

Но Вам по- старинке, быть может,

Билет счастливый отыщет

В кассе фея - кассирша.

Бутафор

Способы почти что из мусора – сора

Живые картины создать бутафоры.

Точный расчет, глазомер и кураж –

На сцене из “хлама” готов Эрмитаж

Думают думу Левша и Кулибин:

“А мы на их месте так же смогли бы?!”

Буфет

Лицо театра – н фасад

И не фойе, где в ряд

Со степ с улыбками глядят

Актеры. Вовсе нет!

Духовной пищею богат,

Спешит народ в буфет!

Ученица: А можно мне, Мария Владимировна! (Учительница кивает). Есть такой вид искусства, как Балет.

Балет

Написано все про балет –

Ни слов и ни букв больше нет!

И нет ничего совершенней

Звездных прыжков и вращений!

Учительница: А ну-ка, давайте все встанем и представим, что мы актеры балета. (Все ученики встают. Обращается в зрительный зал). Может быть кто-то хочет присоединиться и тоже представить себя актером балета. Тогда вставайте с места и на своих местах повторяйте вместе с нами.

Звучит классическая музыка в рок обработке с выраженным ритмом. Учительница показывает, а дети повторяют.

Встали прямо, плечики опустили, животы втянули, ручки в подготовительную позицию. И ручки вздохнули и в первую позицию, во второю, третью, четвертая, четвертая, пятая и подготовительная. И еще раз повторили. Хорошо. А теперь ручки в пятую и на поднялись на носочки. Постояли. Молодцы. Опустились и ручки тоже. Поклон. Вам всем на минутку удалось стать актерами балета. Молодцы. Ну, а мы продолжаем. И следующая буква – буква В.

Ученица:

Водевиль

Лукавый водевиль

С улыбкою задорной

Жизнь украшает ноткою мажорной.

Он как бы поцелуй воздушный –

Всерьез воспринимать не нужно.

И чувств кокетливый обман

Искрится весело… Шармам!

Учительница: А кто знает какая следующая буква? (Класс и из зала раздаются ответы)

Правильно – это буква Г. А какие слова вы знаете на эту букву? (Ответы из зала и класса). Хорошо. А кто готов выйти к доске? Хорошо, Аня, потом Оля.

Ученица:

Гардероб

“Театр начинается с вешалки” –

Как- то великий сказал.

Это он по- приятельски

Так гардероб обозвал.

Улыбчивы гардеробщицы,

Доверив одежду им,

В зал отправляется зритель

На встречу с искусством большим.

Ученица:

Гример, Гримерка

В чертогах гримерки

Движеньями легкими

И осторожными, как у сапера,

Наносят грим на лицо актера

Руки искуснейшего гримера.

Последний грим еще впереди –

И главное здесь – не навреди!

Чтоб грим подобрать,

Надо образ прочувствовать,

Гример – не ремесленник,

Это – искусство!

Учительница: Следующая буква – это Д.

Ученик: (выходит на авансцену)

Декорации

Декорации – это одежда для сцены –

Должны идеально сидеть непременно.

Талантливо сделаны декорации –

И зал мастеров награждает овацией.

Ученик: (сменяет его на авансцене)

Диалог

Взвивается занавес, как увертюра,

Не скоро еще эпилог.

На сцене – интриги, любовь, авантюра –

Зла и добра диалог.

Ученица: Мария Владимировна! Я знаю следующую букву! Это буква – З!

Учительница: Правильно.

Ученица:

Занавес

Занавес – путь из жизни реальной

К жизни загадочной – театральной.

Вот он опущен – и ты в предвкушении,

“Какие на сцене преображения

И что за роскошной тканью таится?”

Складки трепещут – это начало,

Движенье, как музыка, зазвучало.

Занавес поднят – и сцена тотчас

Чудом становится, пусть и на час.

Учительница: А без чего не может начаться спектакль?

Ученица: Звонок!

Учительница: Верно.

Ученица:

Звонок (ТЕАТР)

В любом театре есть звонок

И подает он голосок

В ритме вальса – раз, два, три.

Первый раз – в фойе внутри.

Несколько минут побудь

И програмку не забудь,

Звонок второй – и в зал пора

Не ждать начала до утра.

Третий – баста, и без шуток,

Отговорок, прибаудок

Молча должен ты сидеть

И на сцену лишь глядеть.

Учительница: А какие еще вы знаете слова связанные с театром?

Ученица:

Злодей

Героев преследует в пьесе злодей –

Мошенник отпетый и прелюбодей –

Антигерой во всей красе,

Плут, интриган – он головы всем

Морочит – и зрителям и персонажам…

Но как его образ для фабулы важен!

Учительница: Следующая буква – И. И нам всем пришло время поиграть. Давайте все встанем и поиграем в пантомиму. Я показываю и объясняю, а вы повторяете. (Пантомима на окно, закрытая дверь, цветок)

Все большие молодцы. И мы продолжаем. Следующая буква – К. Карнавал, кукла, кулисы. Кто знает что-нибудь про кулисы? (Вызывает ученика)

Ученик:

Кулисы

А за кулисами – море волнуется

Ведь здесь особенный мир средиземья,

Невидимый, но фантастический труд

- О нет не всегда в программах прочтут.

Учительница: А дальше у нас буква – Л! Кто готов? Пожалуйста.

Ученик:

Ложа

Зритель, себя уважающий, в ложу

Купит билет, пускай и дороже.

Раньше сидели там знать и вельможи…

Но наш театрал разве хуже вельможи?!

Учительница: Буква – М!

Ученица:

Маски

Театр – древнее искусство,

Но так же властвуют на сцене

И лишь острее стали чувства

Под скорбной маской Мельпомены.

К лицу Эсхила - горькая правда:

Героям его трагедии не сладко!

А Талия – комедии муза

К плутовству скорее склонна,

Страданье для нее – обуза,

В стремленье к счастью – непреклонна.

Для Гоцци с Гольдони выберем маску

С улыбкой вечной, полной плутовства.

Учительница: Буква Н!

Ученица:

Народный артист

В суете репетиций, в ярости спора

Роли рождаются у актера.

Роли великие и рядовые.

Но мы благодарны ему за любые.

Народным артистом может быть тот,

Кого уважает и любит народ.

Может, он Гамлета и не сыграл

- Но наше признание – его пьедестал!

Учительница: Буква О! А какие слова вы знаете на букву О? (Зал и класс выкрикивают.)

Я слышу Оркестр! Выходи.

Ученица:

Оркестр

Пуста оркестровая яма –

Спектакль закончен уже.

Но музыка громко, упрямо

Звучать продолжает в душе!

Пусть это теперь саундтреком

По- импортному зовут,

Согласье аккордов при этом

По- прежнему ценят и ждут.

Находит оркестр единственный,

Нужный к спектаклю ключ –

Как будто в ненастный вечер

Ворвался солнечный луч.

Лад и гармония вечны:

Музыки стройный фок,

Актеров страстные речи

Всегда звучат в унисон.

Учительница: Небольшая театральнее минутка. Упражнение на воображаемый инструмент. Какие вы знаете инструменты в оркестре? (Перечисляют) А теперь представьте, что он у вас в руках. Попробуйте поиграть.  (Ученики на сцене изображают игру на воображаемых инструментах). Так хорошо. А кто хочет присоединиться к нам из зала. Давайте, вставайте около своих мест и вместе с нами. А я буду дирижёром. Пусть ручка будет дирижерской палочкой. И по моему взмаху вы все заиграете. (Учительница взмахивает палочкой и звучит классическая музыка. Дети изображают игру на инструментах. По жесту музыка прекращается). Все большие молодцы и заслужили аплодисменты. Поаплодируем!

А следующая буква – П!

Ученица:

Пальчиковый театр

Что еще труднее, чем флейте

Водосточных труб ноктюрн сыграть?

Ну, а если пальцами одними,

Без актеров роли исполнять?!

А в театре пальчиковом можно

Сделать это как бы и не сложно!

Ученик:

Пантомима

Есть поэзия тишины –

Пантомима – ее обитель.

И слова, даже музыка – не нужны

Лишь с душою наивной зритель.

И в молчании неутомимом,

Звуки речи в котором излишни,

Короли пантомимы – мимы

Могут все рассказать о жизни.

Да, язычники, да, лицедеи,

Лишь ранимые сердце имея,

Гомерический хохот и слезы

Вызывают без слов виртуозы.

Учительница: Буква – Р!

Ученица:

Режиссер

Станиславским и Додиным

Может гордиться Родина,

Искусству сродни дирижера

Профессия режиссера.

В театр ведь самое важное,

Чтоб труппа играла слажено.

Ученица:

Реквизит

Традиционно театр хранит

Сокровище главное – свой реквизит.

Дотошность вполне здесь уместна

Каждая вещь знает место

Залог успешной премьеры –

Удачные интерьеры!

Учительница: Хорошо! А следующая буква – С! Кто готов?

Ученица:

Софит

Каждый в юности мечтает стать артистом.

Ну, а кто становится софистом?

Не философом, а прометеем сцены,

Где софитами рулит отменно,

Хоть его не замечает зритель.

Ученик:

Сцена

Вот Фигаро вытворяет, что хочет –

И вместе с залом сцена хохочет.

Вот губят любовь коварство и власть –

И сцена с залом поплачут всласть.

Дает бесплатный, но ценный совет:

Не стойте часами к врачу в кабинет.

Если у Вас меланхолия, сплин,

Рецепт существует только один.

В театр без раздумий топайте смело –

Сцена Вам вылечит душу и тело!

Ученица:

Сценарий, сценарист

Вряд ли узнают в толпе сценариста:

Не так популярны они, как артисты.

Но если сценарного дела не станет,

То «мертвый сезон» в театрах настанет.

Хоть сценарист – не писатель, но в тексте

О каждом движении, чувстве и жите

Должен подробно он так написать,

Чтобы из слов на каждой странице

«Зримая песня» могла бы родиться.

У сценариста задача своя:

Усердье плюс искра таланта –

И вот он блокбастер готов изваять

Даже из строк прейскуранта!

Учительница: Буква Т!

Ученица:

Театр теней

Театр теней, таинственный, туманный,

Нас переносит в мир иной и странный,

Где силуэты плоскости черны,

Движенья их отточенного верны.

Учительница: Может кто-то назовет следующую букву?

Ученица: Буква Ф!

Фойе

Ну-ка, в театре места назовите,

Где Вы и актер, и придирчивый зритель?

Смешенье духов, разговоров и взглядов:

Как будто на выставке модных нарядов.

В просторном фойе, щедро залитом светом,

Фланирует публика, и при этом

Себя показать, на других посмотреть,

Носик припудрить надо успеть

И обсудить (между прочим),

Кто commeil faut, кто не очень.

Но вот и звонок – антракт окончен…

Учительница: Буква Ч!

Ученица:

Чарли Чаплин

Он поразил, наверное, всех

Смехом сквозь слезы, слезами сквозь смех.

Универсальный мастер кино –

Не один человек, а оркестр – в одном.

Бросал он в лицо унылого критика;

«Клоун любой всегда выше политики!».

Неповторимой своей походкой,

Нелепый, смешной до икоты, неловкий

Без лишних слов – гений жеста и мимики

Идет Чарли маленький – Чаплин великий.

(Дети под регтайм показывают небольшую зарисовку-пантомиму «Шаг Чарли Чаплина»)

Учительница: Вы молодцы! И у нас буква – Э!

Ученица:

Эстрада

Эстрада – жанр великолепный,

Оптимистичный и бессмертный.

Каскады шуток, юмор, смех –

Всё обрекает на успех.

И  юмористов все подряд

Цитируют – и стар, и млад.

Слова куплетов и хитов

Вам повторить любой готов.

Не легкомыслие, а лёгкость,

Лиричных песен окрылённость…

Её мелодии звучали –

И грохот пушек заглушали!

И мы готовы вновь и вновь

К ней проявлять свою любовь.

Учительница: Буква Ю!

Ученица:

Юбилей (актрисы)

Нервы стальные надо ковать,

Чтоб в юбилей во всём блеске предстать

Перед лавиной речей, поздравлений,

Тостов, признаний высоко елейных.

И пробирает волненье до дрожи.

Сама на себя совсем не похожа.

Но хочется верить в искренность всех –

Ведь путь был тернист и заслужен успех!

Учительница: Ну и последняя буква в алфавите – буква я!

Ярус

Влюбленный в театр без эгоизма,

раздумий и гванства (иначе – снобизма)

Готов на галёрке с другими тесниться,

Плечом к их плечу, так сказать, разместиться.

Так пусть ему ярус станет оплотом.

И примет в объятья с достойным комфортом!

 

Звенит звонок.

Учительница: Вот и закончился наш театральный урок!

(Рефлексия)

Давайте немного подведем итог нашего занятия. Какое слово, ребята, вы услышали впервые? (ответы из зала)

А какое вам показалось трудно запомнить?

Будете ли вы использовать полученные знания?

Теперь когда вы пойдете в театр, вы точно будете знать как и что называется!

Всем спасибо. Всем ставлю за сегодняшний урок «отлично»! Но я с вами не прощаюсь и жду снова на занимательных театральных уроках! До новых встреч!

Звучит фоновая музыка. Дети и учительница собираются и покидают класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария праздника "Прощание с азбукой"

Этот материал поможет учителям первых классов провести с их ребятами весёлый праздник....

Методическая разработка родительского собрания на тему "Азбука дорог для родителей".

Родительское собрание по ПДД с участием старшего инспектора дорожно-патрульной службы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прощание с Азбукой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прощание с Азбукой"...

Методическая разработка сценария проведения праздника "Прощай, Азбука!"

Материал методическая разработка сценария проведения праздника "Прощай, Азбука!" может пригодиться учителям начальной школы как готовое мероприятие. Разработка для учащихся 1 класса, окончивших изучен...

Методическая разработка театрализованной игры "По тропинке мы пойдем"

Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически  все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как ж...

Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы». 4 класс

Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опрос...

Методическая разработка занятия кукольного кружка "Театральная мастерская"

Поддержать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности помогают занятия кукольного кружка "Петрушка". Вырабатываем исполнительские умения детей перевоплощаться, развиваем выразитель...