Лепка и роспись дымковских коней. Сказка о дымковском чуде.
план-конспект урока (технология, 3 класс) на тему

Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Lepka_i_rospis_dymkovskih_koney.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Лепка и роспись дымковских коней.

Сказка о дымковском чуде».

(Урок технологии в 3-м классе)

Цели и задачи урока:

1. Знакомство  с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой.

2. Развитие и укрепление мелких мышц руки; развитие навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией; развитие чувства цвета и пропорции.

3. Воспитание любви к родному народу через творчество народных умельцев.

Материалы и оборудование: наглядность: постановка из дымковских игрушек на столике; набор открыток; таблицы с крупным изображением игрушек; пластилин; белая гуашь, водоэмульсионная краска или побелка; стеки; деревянные ножички, пилочки; тряпочки для обтирания; пластиковые подставки или фанерки, краски гуашевые.

Ход урока.

Учитель – Сегодня у нас необыкновенный урок, мы будем создавать небольшую скульптуру маленького чудо-коня. Работать будем внимательно и аккуратно, чтобы он получился действительно сказочным.

Посмотрите: какие инструменты нам подходят для работы? Особенно будьте осторожны с деревянными и пластмассовыми стеками и ножичками; нельзя взмахивать рукой с инструментом – это может нанести травму соседу. Посмотрите, как дружно мы сидим, -  у нас скульптурная мастерская.

(Столы поставлены по кругу; в центре на отдельном столике наглядность – образцы игрушек; на доске – схемы и таблицы по дымковской росписи.)

- А сейчас, когда мы уже готовы к лепке, я расскажу вам сказку о том, откуда взялся и откуда прискакал к нам вот этот конек.

(В руках у учителя игрушка – дымковский конь. Звучит музыка, детская песенка о лошадках.)

Учитель – Изготовление глиняных  игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки в виде фигурок, близких к природе: кони, птицы, козлы, бараны, а также в виде сказочного существа – полкана. (Идет показ натуры и таблиц). Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормильцев» («кормилок»), «водоносок», «птичниц».

Народные игрушки  поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы – Масленице. Многие  игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля игрушками, выпечкой, шум, свист, гармонь и пение.

(Включается музыка, можно организовать хоровод вокруг стола, в центре которого игрушки.)

- Все это символизировало приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему веселью взрослых людей.

(Все садятся, и учитель продолжает свой рассказ)

- Дымковская игрушка имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная  из красной глины она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водоэмульсионные белила. (Показать их детям). По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовалось даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.

 Мы будем пользоваться гуашевыми красками, а чтобы они не пачкались:

  • их смешиваем в палитре не с водой, а с яйцом;
  • взбиваем яйцо;
  • капаем каплю в чашечку палитры;
  • добавляем нужный цвет гуаши;
  • перетираем;
  • рисуем этой наведенной краской;

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное.  Посмотрите на игрушечного конька; он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.

(Примеры росписи можно посмотреть в таблицах).

Приступаем к работе в нашей скульптурной мастерской.

  • Вместо глины мы используем пластилин.
  • Давайте его согреем.
  • Берем палочку пластилина светлого цвета (белого, желтого, бежевого) и сгибаем его, делаем яичко. Мнем двумя руками, катаем на дощечке.

Вот яичко готово.

  • Отделяем деревянным ножичком или стекой третью часть яичка – это для головы и груди. Из остальной части делаем полоску с двух сторон колбаску.
  • Затем разрезаем стекой колбаску с двух сторон на 1/3 длины и загибаем вниз получившиеся две ножки передних и две ножки задних.
  • Округляем ножки, утончаем копытца.
  • Сзади прилепляем крученый из двух коротких тонких колбасок хвостик. Туловище готово.

Теперь голова с шеей и грудкой.

  • Раскатываем колбаску и с одного края утончаем и изгибаем – это голова.
  • К ней приделываем уши.
  • С утолщенного края слегка приплющиваем конец и подводим между передними ножками, приглаживаем, придаем гордую посадку голове. Конь гордый, богатырский, он помощник человека и в труде, и в бою. Он должен быть гордым и красивым, как и люди, которым он служит, которые навеки запечатлели его красоту в игрушке и донесли её до нас.
  • Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву; её сделаем их двух жгутиков, скрученных между собой.

Вот и готов наш конь!

Прочесть стихотворение А. С. Пушкина «Колокольчики мои...» и изобразить, как скачет сказочный конь (момент игры), дети тоже могут откликнуться и показать, как скачет их конь.

- Теперь украсим коня. Покроем его белилами.

  • Крупной кистью №5-7 каждый покрывает своего коня, стоящего на подставке.
  •  Пока игрушка высыхает, учитель рассказывает, как расписать его, какие краски и цвета взять, показывает, как это сделать, и  дает задание на дом – украсить конька самостоятельно.

Можно сказать при этом: «Чей конь будет наряднее, того ждет сказочный приз».

(Учитель может подготовить в качестве сказочных призов самодельные сувениры, выполненные учителем собственноручно).

 Советы по росписи.        

1. Грунтовка игрушки состоит из водоэмульсионных белил: они хорошо лягут на пластилин. Если же у вас есть возможность выполнить работу из глины, то грунтовку лучше составить из мела,  разведенного на молоке до густоты сметаны.

2. Грунтовать игрушки можно погруженным в раствор, но чаще всего их делают мягкой широкой кистью №10.

3. После высыхания грунта игрушки расписывают темперными красками или же красителями для шерсти – синими, голубыми, оранжевыми, желтыми, зелеными, малиновыми, розовыми, коричневыми. Расписывать игрушки можно и гуашевыми красками, смешанными с куриным яйцом.

4. Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске, заканчивают черной, в нашем случае – это черные копытца у лошадки. Желтая краска самая светлая (после белой) по тональности, с неё и нужно начинать расписывать фигурку лошади.

5. Если вы работаете одной кистью, то её следует хорошо промыть в банке с водой, прежде чем набирать другую краску.

6. Желательно применять для росписи яркие, теплые краски: желтую, малиновую, красную. Вслед за теплыми красками используется холодная краска – голубая, синяя, зеленая. Хотя в росписи дымковских игрушек преобладают яркие, открытые цвета, мастера все же не обходятся без таких сумрачных красок, как коричневая и черная. Правда, коричневая применяется совсем мало, а черная и того меньше.

7. Можно украсить игрушку ромбиком или квадратиком из серебристой или золотой фольги.

- Игрушка готова! Чудо – кони начали жить!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.  Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...

"Театр - это сказка, театр - это чудо. Когда я вырасту большой, я здесь работать буду."

Внеклассное мероприятие с презентацией, посвященное Международному Дню театра, знакомит учащихся с театром, правилами поведения в театре; формирует первоначальный опыт самореализации в творческой деят...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Технологическая карта урока Технологии «Пластилинография» Изделие: «Дымковский конь» (3 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Познакомить учащихся с народной дымковской игрушкой. Научить навыкам лепки характерных особенностей внешнего вида дымковского коня....

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...


 

Комментарии

Ситникова Наталья Валерьевна

Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Ознакомилась с Вашей разработкой урока. Вы - молодец! Обязательно воспользуюсь ей. Надеюсь Вы не против?