Речевое развитие первоклассников на уроке технологии
план-конспект урока по технологии (1 класс) по теме

Создание первоклассниками коллективной работы на основе анализа репродукции картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_pervoklassnikov_na_uroke_tehnologii.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по технологии

Тема: Речевое развитие первоклассников на уроке технологии

Цель: создание условий для речевого развития первоклассников на основе личных наблюдений, восприятия произведений художественной культуры, совместного творчества.

Задачи:

- учить первоклассников принимать и сохранять учебную задачу;

-формировать умение строить грамотное речевое высказывание в устной форме;

- формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Оборудование:

мультимедиа, авторская презентация к уроку, компакт-диск МР3 «Звуки природы», карточки для индивидуальной работы детей, а также для работы в парах и группах, листы картона и наборы геометрических фигур из цветной бумаги

Ход урока:

-Прозвенел звонок – начинается урок.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (1-2 человека от группы)

-Какую установку мы сделаем для себя, чтобы урок получился именно таким?

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

-Сегодня нам предстоит сделать много открытий. Чтобы их совершить, мы будем дружно и слаженно работать всем классом, а также в группах и парах.

И вот первое задание: открываем слова – тему урока

Слайд 2 и карточка №1.

-Первое слово спряталось в ребусе, во втором слове перепутались буквы.

Работая в парах, откройте оба слова.

(Знак готовности пары).

Проверка: Слайд 3.

- Работая в парах, составьте предложение, где бы встретились оба эти слова.

- А ещё оба эти слова есть в народной примете. Попробуйте её составить.

Карточка №2 грача  весну   увидел    встречай

-Сегодня, обобщая наши наблюдения, мы вновь будем говорить о красоте родной природы. Результатом нашего обсуждения будет коллективная творческая работа.

-Итак, «Увидел грача – весну встречай». Слайд 4

Если весну в это время надо встречать, то о какой весне идёт речь? (о ранней)

-Назовите приметы ранней весны.(…, возвращаются перелётные птицы)

-Что вы знаете о граче?

-Поработайте в парах с карточкой №3 и подчеркните сведения, о которых мы не упомянули.

Карточка№3

Грач

         Первыми возвращаются в наши края грачи. Они – вестники весны. Ещё во многих местах лежит снег, ещё нередки ночные заморозки, а они уже прилетели. Грачи радостно принимаются за дело: строят новые, ремонтируют старые гнёзда. На нескольких деревьях может разместиться целый грачиный городок. Шум и гам слышны издалека.

        Грач – полезная птица. Он уничтожает личинок, гусениц и других вредных насекомых.

Слайд 5

-Радость прихода весны в своих произведениях выражали очень многие поэты. Давайте сейчас вспомним строки стихов лишь одного из них. Послушайте, как рассказывал о приходе весны известный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Слайд 6

Зима недаром злится                    Ещё в полях белеет снег,

 Прошла её пора -                        А воды уж весной шумят –

Весна в окно стучится               Бегут и будят сонный брег,

И гонит со двора…                     Бегут и блещут, и гласят…

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

-Какое настроение объединяет все эти строки?

-Приходом весны любовались и многие художники.

О каких картинах мы уже говорили?

-Вот ещё одна. Слайд 7

Кто уже когда-то видел эту репродукцию?   Кто написал картину?

-Автор картины – известный русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Слайд 8

-Перечислите всё, что вы видите на картине. Слайд 9

-Какое время года изображено художником?

По каким признакам вы это поняли?

-Какой образ является главным в картине? (Грачи)

-Что делают грачи?

-Как они это делают?

-По карточке №4 поработайте в парах и попробуйте описать грачей: какие они? Подчеркните.

радостные – печальные

спокойные – крикливые

шумные – смирные

счастливые – грустные

беспечные – трудолюбивые

-Представьте себе, что мы оказались в картине. Что бы мы почувствовали? (Лёгкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

-Какие звуки бы услышали? (Птичьи крики, гомон, шум, журчание воды, стекающей в пруд.)

-Давайте вместе послушаем эти звуки. (Звучит запись «Весёлый гомон грачей» с диска «Звуки природы»)

-Какие чувства вы испытываете, находясь в этой картине? (Радость - грачи вернулись!)

-Возвращаемся на урок.

-Как бы вы озаглавили картину?

Слайд 10

-Сейчас и нам предстоит выполнить работу, которая называется «Грачи прилетели». Выполнять мы её будем из тех геометрических фигур, которые заготовили на предыдущем уроке.

Из чёрных фигур создаём грачей, из коричневых полосок – гнездо. Если останется время – дополните работу другими деталями-образами.

Договоритесь в группе, кто какую работу выполняет и приступайте.

Выставка детских работ.

Итог урока:

-Что учились делать на уроке?

-С картиной какого художника познакомились?

-Что особенно понравилось на уроке?

Список используемой литературы:

Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие первоклассника

Хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его ...

Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра...

Речевое развитие будущих первоклассников

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1...

Обследование речевого развития первоклассников

Готовность к обучению в школе складывается из разных составляющих, в том числе и речевого развития. Используя данную презентацию, можно определить, готов ли ребёнок к обучению в школе и узнть, что у н...

Разработка индивидуального образовательного маршрута речевого развития первоклассника

Представляю пример индивидуального образовательного маршрута младшего школьника, в котором отразила запланированные  направления работы и их содержание....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...