Рабочая программа по трудовому обучению 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Цыганова Ольга Александровна

Рабочая программа составлена на основании общеобразовательной программы «Трудовое обучение» Н.Н. Павловой, опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 1-4 классы.Под редакцией В.В.Воронковой  - М.: «Просвещение», 2010. Программа включает календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Починковская коррекционная школа-интернат».

Утверждено приказом

МКОУ

«Починковской школы-интерната»

№____от___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по трудовому обучению

Классы: 2

Учитель:  Цыганова Ольга Александровна, первая  квалификационная категория

Починки 2016 го

1.Пояснительная записка

Программа создана на основе:

1.Приказа министерства образования Нижегородской области № 1830 от 31.07.2013 г. «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года».

2. Общеобразовательной программы «Трудовое обучение» Н.Н. Павловой, опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 1-4 классы.Под редакцией В.В.Воронковой  - М.: «Просвещение», 2010

3. Адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Починковская школа-интернат».

Сроки освоения программы: 1 год

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

  • Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
  • Уважение к людям труда;
  • Сообщения элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развития самостоятельности в труде, привития интереса к труду;
  • Формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекции умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • Ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • Предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • Контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправления недостатков познавательной деятельности:

  • Наблюдательности;
  • Воображения;
  • Речи;
  • Пространственной ориентировке;
  • Недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроке носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

При оценке знаний и умений по ручному труду учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку заданий, планирование, практическое изготовления объекта, качество готового изделия, организация рабочего места). В целях ознакомления младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии мастерские школы.

2. Общая характеристика учебного предмета

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Предусмотрены следующие виды труда:

·         работа с глиной и пластилином;

·         работа с природными материалами;

·         работа с бумагой и картоном;

·         работа с текстильными материалами;

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений обучающихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления обучающихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с природным материалом; с пластическими материалами и растворами.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

·         значение производства товаров для жизни людей;

·         сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

·         демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

·         соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

·         знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений обучающихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа обучающихся, подбирается изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется обучающимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности обучающихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

   Предмет «Трудовое обучение» входит в образовательную область «» учебного плана МКОУ Починковская школа – интернат

   Рабочая программа рассчитана:

2 класс -  68 часа, 2 часа в неделю, 33 учебных недель

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

5. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Предметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в задании по вопросам и самостоятельно;
  • сравнивать образцы с натуральными объектами, иллюстрациями, муляжами по вопросам учителя и самостоятельно;
  • самостоятельно составлять план работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно;
  • выполнять самостоятельно несложные изделия;
  • придерживаться планирования при изготовлении изделия;
  • осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя;
  • употреблять в речи техническую терминологию;
  • выполнять словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно;
  • делать подробный анализ своего изделия по вопросам учителя;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • уметь на глаз и с помощью линейки определять высоту, длину и ширину изделия;
  • обозначать размеры в сантиметрах;
  • соблюдать пропорции и размеры; правильно располагать детали;
  • узнавать и называть геометрические тела;
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: высокий - низкий, широкий— узкий, равны ; пространственные отношения предметов: впереди— сзади, справа— слева, рядом.

Критерии оценки обучающихся

Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

Требования к оценке: оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого, оценка должна выполнять стимулирующую функцию, оценка должна быть всесторонней. При оценке знаний нужно учитывать: объем знаний по учебному предмету (вопросу), понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач. При оценке навыков и умений учитываются: содержание навыков и умений, точность, прочность, гибкость навыков и умений, возможность применять навыки и умения на практике, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводятся различные подходы к выставлению отметок: «выполнил» или «не выполнил» требования;«усвоил» или «не усвоил» программные требования; по уровням – низкий, средний, высокий; 1-й, 2-й, 3-й, 4-й уровни; При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). За основу оценивания в 2 классе следует брать характеристику цифровой отметки:

1.Организация труда.

Отметка «5»- высокий уровень- ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4»- средний уровень - ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» -ниже среднего уровня -ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2»- низкий уровень - ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

2. Приемы труда.

Отметка «5»- высокий уровень - ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4»- средний уровень - ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» - ниже среднего уровня-ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2»- низкий уровень – ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

3. Качество изделий (работы).

Отметка «5» - высокий уровень- ставится, если изделие выполнено точно по образцу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4»- средний уровень - ставится, если изделие выполнено по образцу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»- ниже среднего уровня- ставится, если изделие выполнено по образцу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» - низкий уровень - ставится, если изделие выполнено с отступлениями от образца, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

4. Норма времени (выработки).

Отметка «5»- высокий уровень - ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4»- средний уровень - ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» -ниже среднего уровня- ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» - низкий уровень – ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

6. Содержание учебного курса

Первая четверть

Работа с глиной и пластилином

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).

Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой,

кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы:

киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.

Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля.

В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму.  

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Назначение глины и применение этого материала в

промышленности. Глина – стоительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянка, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.

П р и е м ы   р а б о т ы. обработка материала с применением резака. Обработка стекой

плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.

Работа с природными материалами (многодетальные изделия).

Экскурсия в природу с целью сбора материала.

Изготовление по образцу птички из желудей палочек, крылаток ясеня и проволоки.

Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки,бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.

Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки,

еловой шишки, палочек и бумажных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу.

Т е х н и ч е с к и е    с в е д е н и я. Свойства материалов, используемые при работе:цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

П р и е м ы   р а б о т ы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток,

палочек. Соблюдение пропорций.

Работа с бумагой и картоном

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.

Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников,

кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Применение и назначение картона.

Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитываетвлагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

П р и е м ы   р а б о т ы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей

поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.

Работа с текстильными материалами

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.

Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков

нитей, шпагата, тесьмы.

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверхвниз). Завязывание узелка.

Экскурсия в швейную мастерскую.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата,тонкой веревки, сутажа.

Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются(повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

П р и е м ы   р а б о т ы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание,

разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.

Вторая четверть

Работа с глиной и пластилином                                                                                    

Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей.

Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение спомощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса икруга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Применение глины для изготовления посуды.

Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

П р и е м ы   р а б о т ы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенокизделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.

Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)

Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов,трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).

Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.

Т е х н и ч е с к и е   с в о й с т в а. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха,

перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.

П р и е м ы   р а б о т ы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы,

коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.

Работа с бумагой  и  картоном

Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной

конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных

стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром (по заделу).

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон.

Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.

П р и е м ы   р а б о т ы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону,

рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли.

Третья  четверть

Работа с глиной и пластилином

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся.

Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки.

Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых

учащихся лепка по образцу.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Пропорции лепных фигур птиц и животных.

Понятие о динамике в скульптурных изображениях.

П р и е м ы   р а б о т ы. Расчленение формы изображения на простые геометрическиеформы. Нахождение пропорций в изделии.

Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций.

Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.

Работа с природными материалами

Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняютпростейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке.

Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. Слабые

учащиеся выполняют более простые детали макета.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Правила составления макета. Свойства и

применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

П р и е м ы   р а б о т. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке.

Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.

Работа с бумагой  и  картоном

Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке,

резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.

Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей полинейке.

Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов

поздравительных открыток, сувениров.

Экскурсия в картонажную мастерскую.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Правила склеивания картона бумагой с двух сторон.

Клеящие составы. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций.

П р и е м ы   р а б о т ы. Разметка бумаги и картона по линейке способом

откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.

Работа с текстильными материалами

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или

прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.

Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумагив клетку.

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.

Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадратаиз двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Применение и назначение тканей в жизни людей.

Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.

П р и е м ы   р а б о т ы. Составление выкройки по заданным размерам под

руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.

Четвертая   четверть

Работа с глиной и пластилином

Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и

медведь»,«Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Пространственное положение деталей на макете.

Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.

П р и е м ы   р а б о т ы. Закрепление деталей макета на подставке способом

примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.

Работа с бумагой

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной

бумаги.

Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.

Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы»,

используя изделия учащихся.

Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Применение различных материалов (ткань, вата) ипредметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

П р и е м ы   р а б о т ы. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей.

Работа с текстильными материалами

Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание

закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.

Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиесявыполняют вышивку сметочными стежками.

Т е х н и ч е с к и е   с в е д е н и я. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и

«шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

П р и е м ы   р а б о т ы. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала

выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.

Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий— короче, длинный— длиннее, выше, ниже и т.д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко — далеко.

Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке.Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа — слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела.

Межпредметные связи

М а т е м а т и к а. Счет в пределах 20. Разметка по линейке.

И з о б р а з и т е л ь н о е   и с к у с с т в о. Расчленение объекта на простые

геометрические формы. Понятие о декоративных узорах.

Р а з в и т и е   у с т н о й   р  е ч и   н а   о с н о в е   и з у ч е н и я   п р е д м е т о в   и  я в л е н и й   о к р у ж а ю щ е й   д е й с т в и т е л ь н о с т и. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.

7.Тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Работа с глиной и пластилином

12

Сборка изделий

Слушание объяснений учителя.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Работа с раздаточным материалом

Работа по шаблону

Вырезание деталей

Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске

Скатывание кругообразными движениями в ладонях( шар)

Вдавливание на поверхности шара

2.

Работа с природными материалами

14

Сбор и классификация коллекционного материала.

Сборка изделий

Вырезание деталей

Работа по шаблону

Вырезание деталей

Соединение деталей

Составление простейших композиции из листьев и цветов

Сборка  поделок  из готовых деталей и конструкций.

Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги

3.

Работа с бумагой

19

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Работа по шаблону

Вырезание деталей

Соединение деталей

Постановка опытов для демонстрации классу.

Сборка  поделок  из готовых деталей и конструкций.

Упражнение в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям

Складывание с угла на угол и по средней линии

Хватка инструментов

Приёмы резания ножницами по прямым и кривым линиям

4.

Работа с текстильными материалами

21

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Сборка изделий

Измерение величин.

Работа по шаблону

Вырезание деталей

Соединение деталей

Постановка опытов для демонстрации классу.

Сборка  поделок  из готовых деталей и конструкций.

Связывание ниток, наматывание на клубок

Составление коллекции ниток

Связывание ниток и завязывание бантиком,

петлёй.

8. Календарно-тематическое планирование

п\п

Кол.

ур.

Тема урока

Дата

Словарь

Учебное пособие

Наглядность

1 четверть (18 часов)

1

1

Вводный урок. Повторение пройденного в 1-м классе.

Правила поведения, ручной труд

Учебник – с. 4-9

Презентация, таблицы

Образцы материалов, инструментов, изделий

2

1

Работа с пластилином. «Брус».

глина, пластилин, форма, брус

Учебник – с. 10-15

Образец, иллюстрации

3

1

Работа с пластилином. «Ворота».

брус

Учебник – 7-9

Образец, иллюстрации

4

1

Работа с пластилином. «Молоток».

молоток, ручка, боёк

Учебник – 16-17

Образец, иллюстрации

5

1

Работа с природными материалами. Беседа о разнообразии растительного мира.

деревья, кустарники, травянистые растения

Учебник – 18-21

Презентация, иллюстрации

6

1

Работа с природными материалами. Игрушки «Птичка», «Собачка».

жёлуди, ветка, шишка, листья, цветы

Учебник – 22-23

Образец, иллюстрации

7

1

Работа с природными материалами. Игрушки «Зайчик», «Поросенок».

жёлуди, ветка, шишка, листья, цветы

Учебник – 22-23

Образец, иллюстрации

8

1

Работа с природными материалами. Игрушка «Кораблик».

орех, скорлупа

Учебник – 24-25

Образец, иллюстрации

9

1

Работа с природными материалами. Игрушка  «Черепаха».

орех, скорлупа

Учебник – 24-25

Образец, иллюстрации

10

1

Работа с природными материалами. Игрушка «Рыбка».

орех, скорлупа

Учебник – 24-25

Образец, таблицы

11

1

Работа с бумагой и картоном. «Подставка для кисти».

бумага, подставка

Учебник – 26-28

Образец

12

1

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Дерево осенью».

дерево, осень, аппликация

Учебник - 29

Образец, открытки

13

1

Работа с бумагой и картоном. «Маска собачки».

квадрат, треугольник, верх, низ, угол, сторона, согнуть

Учебник – 30-31

Образец, иллюстрации

14

1

Работа с картоном и бумагой. «Пакет».

пакет, шаблон

Учебник – 35-37

Образец, иллюстрации

15

1

Работа с текстильными материалами. «Ягоды».

хлопок, вязание.шитьё, плетение, связывание в пучок

Учебник – 38-41

Образец, иллюстрации

16

1

Работа с текстильными материалами. «Ягоды».

хлопок, вязание.шитьё, плетение, связывание в пучок

Учебник – 38-41

Образец, иллюстрации

17

1

Работа с текстильными материалами. «Пуговица с двумя сквозными отверстиями».

застежка, одежда, петля, пуговица

Учебник – 42-43

Образец, презентация

18

1

Работа с текстильными материалами. «Пуговица с двумя сквозными отверстиями».

з, одежда, петля, пуговица

Учебник – 42-43

Образец, презентация

2 четверть (14 часов)

19

1

Работа с пластилином.  «Кружка».

банка, карандаш, кружка, кастрюля

Учебник – 44-47

Образец, иллюстрации

20

1

Работа с пластилином. «Чашка из пластилиновых жгутиков».

конус, чашка, жгутик, колечко

Учебник – 48-51

Образец, иллюстрации

21

1

Работа с природными материалами. Аппликации из листьев: «Мальчик», «Девочка».

дерево, листья, береза, ива, клен

Учебник – 52-54

Образец, иллюстрации

22

1

Работа с природными материалами. «Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями».

разметка, сгибание, наклеивание

Учебник – 55

Образец, иллюстрации

23

1

Работа с бумагой и картоном. «Машина».

контур, силуэт

Учебник – 56

Образец, иллюстрации

24

1

Работа с бумагой и картоном. Ёлочная игрушка «Яблоко».

бумажная мозаика

Учебник – 56-57

Образец, иллюстрации

25

1

Работа с бумагой и картоном. Ёлочная игрушка «Рыба».

бумажная мозаика

Учебник – 56-57

Образец, иллюстрации

26

1

Работа с текстильными материалами. «Девочка».

брошка, сувенир, украшение, нитки

Учебник – 58-59

Образец, иллюстрации

27

1

Работа с текстильными материалами. «Мальчик».

брошка, сувенир, украшение, нитки

Учебник – 58-59

Образец, иллюстрации

28

1

Работа с пластилином. «Чайник для заварки».

шар, чайник, носик, крашка, ручка

Учебник – 60-61

Образец, иллюстрации

29

1

Работа с бумагой и картоном. «Шар из кругов».

круг, шар, симметрия

Учебник – 62-63

Образец, иллюстрации

30

1

Работа с бумагой и картоном. «Шар из полос».

круг, шар, симметрия

Учебник – 64

Образец, иллюстрации

31

1

Работа с текстильными материалами. «Шарики из ниток разной величины».

нитка, шар, клубок, виток

Учебник – 65

Образец, иллюстрации

32

1

Работа с текстильными материалами. «Шарики из ниток разной величины».

нитка, шар, клубок, виток

Учебник – 65

Образец, иллюстрации

3 четверть (20 часов)

33

1

Работа с пластилином. «Медвежонок».

скульптура

Учебник – 66-67

Образец, иллюстрации

34

1

Работа с пластилином. «Утка».

пластилин, раскатать, вытянуть, прищипнуть

Учебник – 68-69

Образец, иллюстрации

35-36

2

Работа с природными материалами. «Человечек из шишек».

дерево, ель, сосна, ветки, иголки, шишки

Учебник – 70-71

Образец, иллюстрации

37

1

Работа с природными материалами. «Сова», «Утка».

сова, утка

Учебник – 72

Образец, иллюстрации

38

1

Работа с природными материалами. «Журавль», «Лебедь».

журавль, лебедь

Учебник – 72

Образец, иллюстрации

39-40

2

Работа с природными материалами. Композиция «Пальма».

пальма

Учебник – 73

Образец, иллюстрации

41

1

Работа с бумагой и картоном. «Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Квадрат 7х7 см».

горизонтальные, вертикальные, наклонные, линии, линейка

Учебник – 74-77

Образец, презентация

42

1

Работа с бумагой и картоном. «Измерение длины и ширины прямоугольника». «Прямоугольник 10х8 см».

сантиметр, деление, измерить, отрезок, длина, ширина

Учебник – 74-77

Образец, презентация

43-44

2

Работа с бумагой и картоном. «Грузовик».

грузовик, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал

Учебник – 78-79

Образец, иллюстрации

45-46

2

Работа с текстильными материалами. «Коллекция тканей».

коллекция, ткани

Учебник – 80-88

«Коллекция тканей», презентация

47-48

2

Работа с текстильными материалами. «Квадраты ткани 5х5».

ткань, иголка, булавка, наперсток, ножницы, деталь

Учебник – 88-89

Образец, иллюстрации

49-50

2

Работа с текстильными материалами. «Игольница».

игольница

Учебник – 90-91

Образец, иллюстрации

51-52

2

Работа с бумагой и картоном. «Поздравительная открытка «Сказочный цветок».

открытка, оформление

Учебник – 92-93

Образец, иллюстрации

4 четверть (16 часов)

53-54

2

Работа с пластилином. «Лиса». «Колобок».

сказка, изображение

Учебник – 94-95

Образец, иллюстрации

55-56

2

Работа с пластилином. «Композиция к сказке «Колобок».

композиция, иллюстрация, макет

Учебник – 94-95

Мультфильм, иллюстрации

57-58

2

Работа с бумагой и картоном. «Колобок». «Волк».

композиция, иллюстрация, макет

Учебник – 96-97

Образец, иллюстрации

59-60

2

Работа с бумагой и картоном. «Модель дорожного указателя «Переход».

дорожные знаки, назначение, форма

Учебник – 98-99

Образец, презентация

61-62

2

Работа с текстильными материалами. «Закладка из канвы».

шитье, вышивка, стежок.

Учебник – 100-102

Образец, иллюстрации

63-64

2

Работа с текстильными материалами. «

шитье,

Учебник – 103

Образец,

65-67

3

Работа с текстильными материалами. «Салфетка, украшенная тесьмой».

салфетка, аппликация

Учебник – 104-105

Образец, иллюстрации

68

1

Итоговый урок. Выставка работ за год.

Выставка работ

9. Описание материально-технического обеспечения

1.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

2.Детская справочная литература

3.Методические пособия для учителя М.И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 год

4.И Черныш « Поделки из природного материала». Основы художественного ремесла. Москва «Аст-пресс», 1999 год

5. А Зайцева «Бумажное кружево». Традиционная техника вырезания. Москва «Эксма»2012 год

6. Таблицы в соответствии с программой обучения

7. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

8. Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса, аудиозаписи соответствующие содержанию обучения, видеофильмы соответствующего содержания, слайды соответствующего содержания.

9.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

10.Настольные развивающие игры по тематике предмета  (лото, игры – путешествия и т.д.)

11.Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

Информационное  обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению з класс по программе Т.Н.Просняковой

Данная рабочая программа  используется педагогами в развивающей системе Л.В.Занкова....

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс

Рабочая программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под редакцией В.В....

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...