Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из ткани: «Украшение фартука". 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс)

Кадигробова Анастасия Алексеевна

Аппликация из ткани: «Украшение фартука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashenie_fartuka_23.10.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 3 «А» классе

 Тема

Аппликация из ткани: «Украшение фартука»

Тип урока

Изучение нового материала

Педагогическая цель

Развивать творческое воображение и эстетический вкус, совершенствовать технические навыки отделки деталей изделия.

Планируемые результаты (предметные)

Изготовят выкройки из ткани для отделки фартука; закрепят знания и умения экономного расходования материала; выполнят эскиз декора с учетом ритма построения орнамента, симметрии и формы изделия.

Личностные результаты

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; эстетически воспринимают произведения искусства, понимают значение красоты; проявляют интерес к предмету. 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: находить и выделять необходимую информацию, отвечать на вопросы, создавать алгоритм деятельности, анализировать и делать выводы, искать наиболее продуктивные способы решения поставленных задач.

Регулятивные: планировать и осуществлять работу на основе представленного показа и текстовых планов; формировать навыки изготовления выкроек для изделия, организовывать свою деятельность и действовать по заданному плану.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и одноклассниками: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Методы, формы работы

Словесные, наглядные; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Отделка;

Образовательные ресурсы

Ситцевая ткань; лист белого картона; клей-карандаш; ножницы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна. Сегодня урок технологии проведу у вас я.

- Присаживайтесь.

– Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много,

Так возьмемся, ребята,

Скорей за работу!

- Прежде чем приступить к работе, проверьте свои рабочие места. На партах у вас должны лежать: ситцевая ткань; лист белого картона; клей-карандаш; ножницы.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

II.Актуализация знаний и субъективного опыта работы учащихся.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий;

создание благоприятной развивающей речевой среды для младших школьников.

Вступительная беседа о прикладном значении фартука

- Ребята, отгадайте загадку:

Перед работой его надевают,
И чаще, чем платье, стирают,
В нем дворники двор
Иногда подметают.
(фартук)

- Кто знает, что же такое фартук?
- Согласно толковому словарю Ушакова, фартук – это одежда разного покроя, надеваемая на переднюю часть туловища, преим. для предохранения платья, костюма от загрязнения.

- Само слово «фартук» в переводе с немецкого языка, означает передний платок, поэтому его часто называют передником.

- Как вы считаете, фартук является только защитой от загрязнений или его можно назвать предметом одежды?

- Нельзя найти более старинного предмета одежды, чем фартук. В древности главной функцией фартука было – прикрыть обнажённое тело. Чуть позже фартуки стали определять статус человека, который его носит.

- Ребята, у кого дома или у бабушек есть фартуки?

Актуализирует опорные знания и умения.

Участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.

III. Целеполагание. Сообщение темы и целей урока

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими задач урока.

Определение темы урока.

- Кто догадался, чем мы будет заниматься сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы попробуем создать …

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.

Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока.

IV.Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Беседа о разновидностях фартуков

Анализ изделия

Инструктаж по технике безопасной работы с ножницами и иглой

- С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса.

- Как вы считаете, фартуки носят только женщины?

- Считается, что впервые его начали одевать в Древнем Египте. И совсем не женщины, как привыкли сейчас считать, а мужчины, которые находились на службе.

Фартуки правителей отличались от фартуков рабочего класса. Главным отличием было качество ткани. Позже их начали носить и женщины.

-  В Средневековье фартуки стали очень популярны. Сначала их носили только замужние женщины, но вскоре мода распространилась на всех девушек. Их украшали оборками, вышивкой, кружевом. Шили с белой ткани или цветной.

- Со временем фартук стал частью праздничного народного костюма. В Германии широкий фартук надевался лишь по особо торжественным случаям.

- Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава. Фартук являлся символом плодородия и благополучия.

- Виды фартуков можно разделить по назначению:

- фартуки как часть традиционного костюма;

- домашние бытовые фартуки, использующиеся в быту во время приготовления пищи или уборки;

- специальные фартуки, предназначенные для специалистов отдельных профессий, которые сталкиваются с попаданием грязи на форменную одежду.

- Как вы думаете, что это за профессии? (официант, повар, продавец, сварщик, парикмахер)

- Также распространены фартуки, являющиеся частью женской школьной формы.

- Еще фартуки можно разделить по крою:

- фартуки с нагрудником;

- цельнокроеный;

- фартук без нагрудника.

- Фартуки имеют очень красивую вышивку.

- Кто знает, какое основное значение вышивки на Руси?

- Основное значение вышивки на Руси - охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека.

- Все изображения - имеют символическое значение. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля.

Изображения птиц - тепло и весну.

Крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце.

- Кто внимательно изучал изображения фартуков, какие основные цвета ткани используют?

- Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало.

- Красный цвет вышивки – цвет огня, цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира. Красный цвет наделялся защитными свойствами и использовался как оберег.

- Рассмотрим изделия, которые подготовила я.

- Какие материалы я использовала? (картон, цветная бумага, клей, ножницы) 

- В какой части находится основная часть узора?

- Какие фигуры я использовала для создания узора? (полосы разной ширины, треугольники, квадраты, круги)

- Обратите, что при создании орнамента я соблюдала ритм орнамента и симметрию.

- Вспомним правила работы с ножницами:

Техника безопасности работы с ножницами:

  1. Не держи ножницы концами вверх.
  2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
  3. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
  4. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу.

Организует просмотр видеоролика, задает вопросы, активизирует внимание каждого обучающегося.

Внимательно слушают, активно отвечают на вопросы учителя.

Объяснение этапов выполнения работы и выполнение изделия

- Для начала возьмите половинку белого картона.

- Расположите половинку картона перед собой вертикально.

- Это будет поверхность нашего фартука.

- Основной узор будет располагаться в нижней части.

- Составим его из полосочек разной цвета и ширины.

- Кроме этого, из полосочек мы можем сделать квадраты, треугольники и все это будет декором нашего фартура.

- Для начала заготовим полосы.

- Не забываем об экономном расходе бумаги.

- Прикладываем край листа цветной бумаги к краю картона, отмеряем необходимую ширину и длину полосочки. Важно, чтобы ширина полосочки совпадала с шириной картона.

- Сделайте еще несколько полосочек разного размера и цвета самостоятельно.

- Возьмите маленькую полосочку и разделите ее на квадраты, они послужат узором вашего фартука.

- Также, можете использовать тругольнички, для этого разрежьте получившиеся квадраты по диагонали.

- Чтобы сделать кружочки, сложите полосочку в несколько раз и вырежьте круг.

- Когда все заготовите – приложите на картон, спланируйте свой дизайн и только тогда приступайте клеить.

Показывает выполнения движений по тексту

Повторяют за учителем

V Закрепление  новых знаний, приемов работы в практической деятельности

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по изученному материалу.

Самостоятельная работа учащихся

Объясняет этапы выполнения изделий.

Оказывает методическую помощь, контролирует выполнение работы, корректирует ошибки

Выполняют работы

Физминутка

(20-25 мин)

- Пришло время отдохнуть. Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной:

Все ребята дружно встали (Выпрямится).

И на месте зашагали. (Ходьба на месте).

На носочках потянулись (Руки поднять вверх).

А теперь назад прогнулись (Прогнуться назад)

 (Руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (Присесть).

И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть).

- Молодцы! Присаживайтесь за парты.

VI.Итог урока.

Цель: провести анализ проделанной работы.

Выставка коллективной композиции, анализ проделанной работы.

Обобщающая беседа

- Сейчас я попрошу тех ребят, что назвала, выйти к доске со своими работами.

Анализ работы по критериям:

- соблюдение ритма орнамента, учет симметрии и формы изделия;

- аккуратность;

- творческий подход.

- Эти ребята уже закончили работу. Они получают оценку «5».

Выставление оценок учащимся.

Анализ своих работ.

VII. Рефлексия

Цель: рефлексия и самооценка учащихся собственной учебной деятельности.

Беседа

- Какими материалами, инструментами вы пользовались при выполнении задания?

- Все ли вам удалось в этом задании?

- Что не удалось? Почему? Что для этого нужно сделать?

- Что показалось вам самым интересным в сегодняшнем уроке?

- Сможем ли мы применить полученные знания в дальнейшем? Где?

- Урок окончен. До свидания.

Проводит рефлексию.

Оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из гофрированной бумаги"

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из гофрированной бумаги"...

Конспект урока технологии на тему: "Аппликации из листьев" 3 класс

Конспект урока технологии на тему: "Аппликации из листьев" 3 класс...

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из ниток" 4 класс

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из ниток" 4 класс...

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация «Одуванчик из салфетки»"

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация «Одуванчик из салфетки»"...

Конспект открытого урока технологии на тему «Аппликация из лоскутков ткани на пенопласте»

Цель: Научить изготавливать панно своими руками в технике «аппликация на пенопласте» с использованием вторичного сырья .Задачи:Ò Научить учащихся использовать вторичное сырьё в изготовлени...

Конспект урока технологии на тему "Аппликация из ниток"

Урок технологии на тему "Аппликация из ниток"...

Конспект + презентация урока технологии по теме: "Аппликация из ткани" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование у детей представления о выкройке и аппликации на ткане.Планируемые результаты:Предметные:Знать сходства и различия ткани и бумаги;Уметь изготавливать выкройку;У...