Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_
методическая разработка по технологии

Кондрашова Елена Анатольевна

Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приёмы работы с информацией на уроках технологии»

Цель: демонстрация приёмов работы с различными видами информации на уроках технологии.

Участники мастер-класса: педагоги начального звена.

Оборудование: листы бумаги формата А4, ножницы, цветные карандаши, раздаточный материал.

Здравствуйте,  уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Позвольте представиться Кондрашова Елена Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ермаковская СОШ № 2 » Ермаковского района. Тема мастер-класса: «Приёмы работы с информацией на уроках технологии».

Ход мастер-класса

Я предлагаю вам послушать сказку. Одновременно буду делиться своим опытом работы с информацией на уроках технологии. Обыграть эту сказку помогут модели – заместители. Их мы будем изготавливать в технике оригами.

Давным-давно на берегу моря Информации жил маленький мальчик. Он очень любил смотреть на море, значит,  он получал зрительную информацию, любил слушать шум волн – получал звуковую информацию, вдыхать запах – обонятельную информацию, но больше всего он любил купаться в этом море и читать книги (показ двух моделей Приложение 1).

Можете ли вы ответить на вопрос: какие книги он любил читать?

Воспользуйтесь подсказкой - схемой моделирования и ответьте на поставленный вопрос.

Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель обучающиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений. На мой взгляд, моделирование на уроках литературного чтения  позволяет формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию, повышать интерес к читательской деятельности.

 Но мальчик  никак не мог решить, кем станет, когда вырастет. Однажды гуляя по берегу моря, мальчик размечтался, кем ему стать. Он мечтал о новых знаниях, новых открытиях. Но ведь всё ближайшее побережье он уже изучил. Где же добывать новую информацию?  Вдали у самого горизонта виднелся белый корабль.

Для складывания нужно взять большой лист бумаги прямоугольной формы.

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap00.gif

«Стану я капитаном!» – решил малыш. Это так прекрасно стоять на верхней палубе и отдавать чёткие команды. Можно покорить моря и океаны новых знаний.

Делаем шапку капитана.

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap01.gif  http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap03.gif

Но чтобы стать капитаном одной шапки недостаточно. Упражнение «Азбука Морзе» (Приложение 2).

Перед вами закодированная информация. Ваша задача её декодировать, т.е. расшифровать.

Данные упражнения представлены в предмете Информатика, но я использую их на других предметах. Как вы считаете, на каких этапах урока эти упражнения использовать более уместно?(литературного чтения, математике и окружающего мира).

Эти упражнения кодирования (перевода текста в рисунок)  и декодирования информации позволяют учиться преобразовывать один вид информации в другой. Это важно при чтении  и составлении графиков, таблиц и  диаграмм.

Но внезапно герою пришла мысль, что быть капитаном не так уж хорошо. На палубе может быть слишком холодно, от сильной качки может закружиться голова. «Нет, пожалуй, я не буду капитаном», – решил мальчик.

(уголок отворачиваем вверх – каска пожарника)

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap04.gif   http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap05.gif

А не стать ли мне пожарником? Я буду смелым и решительным. Я стану спасать женщин и детей. Обо мне будут писать газеты.

Но пожарному часто приходиться спешить на пожар. Нужно хорошо ориентироваться на улицах города. Упражнение «Работа с картой» (Приложение 3).

Перед вами карта нашего села. Найдите пожарное депо (ПЧ-28 с.Ермаковское, ул. Красных Партизан), в котором раздался звонок. Ваша задача добраться до места возгорания. Двигаться нужно по моему маршруту (озвучиваю маршрут).

Я придумала это упражнение для того, чтобы учить работать с несколькими видами информации (текстовой, графической, звуковой), используя при этом  различные виды чтения – ознакомительное и поисковое. Упражнение можно применять на математике. Например, найти расстояние и скорость пожарной машины и тд.

Но тут его мечты растаяли как дым. На пожаре – то слишком жарко, да и лестницы такие высокие.  Ну, нет, пожарником я не буду. Пожалуй, лучше всего быть полицейским. (отворачиваю второй уголок вверх)

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap06.gif  http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap07.gif

Но полицейским часто приходится составлять фоторобот подозреваемого, а это тоже работа с информацией. Упражнение «Фоторобот» (Приложение 4).

Прочитайте текст один раз и карточку перевернуть. Нарисуйте портрет героя, описанного в тексте, передавая все мельчайшие детали.

Это упражнение учит осмысленно работать с текстом.

Какие ещё варианты работы с данным упражнением вы могли бы предложить? (составить текст по готовому рисунку – описать словесно; одна группа читает текст, а затем рисует, другая группа, наоборот, затем результаты соотносятся; …)

Проверяем!!!

«А вдруг меня подстрелят в перестрелке», - продолжал размышлять наш герой.  Нет, полицейским быть не хочу.   Шапка превращается  в кораблик.

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap08.gif http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap09.gif

 

Пока мальчик размышлял …   Прочитайте деформированный текст и продолжите мою фразу. Упражнение «Деформированный текст» (Приложение 5).

В своей практике я использую различные деформированные тексты: тексты с пропущенными гласными, с нарушением структуры предложений, без деления на слова, с вставками лишних слов, с неправильной разбивкой на слова, текст с исключениями (Приложение 6).

Мы возвращаемся к нашей истории. Что же произошло? (ураган)

Лодка приблизилась к берегу.  Сильные волны качали её из стороны в сторону. Вдруг лодка наткнулась на подводный камень и потеряла корму (срезаем уголок).

Но сильное судно мужественно держалось на воде. Огромная волна накрыла его целиком, и он потерял нос (срезаем второй уголок). 

Чудом судно держалась на воде. Но молния завершила дело, ударив в верхнюю палубу. Корабль пошёл ко дну  (срезаем верх).

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap10.gif

Испугавшись, мальчик побежал за помощью к береговой охране. А когда вернулся,  на воде не было и следа от корабля. Только волна вдруг выбросила что-то на берег.  

Что это? (разворачиваем модель)

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap11.gif

На чью одежду это похоже? (тельняшка, халат медицинский, пиджак делового человека, …)

Добавьте к данной модели графическую информацию (дорисуйте), так чтобы можно было легко определить профессиональную сферу этой одежды.

Играет медленная «морская» музыка.

Расскажите о своём выборе, использую текст- план (Приложение 7).

Рефлексия участников мастер-класса:

-Предлагаю продолжить наше путешествие и посетить острова, где покажите своё отношение к мастер-классу (ВАШЕ МНЕНИЕ О НАШЕЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ). (Участники крепят стикеры на острова)

Остров «Радости»- Остров «Печали»- эмоциональное

Остров «Просветления»- Остров «Неясности» - содержательная

Остров «Удовольствия» - Остров «Скука»-  деятельностная

- Наш мастер-класс состоялся! СПАСИБО за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» c презентацией

АННОТАЦИЯК МАСТЕР-КЛАССУ «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»учителя начальных классов МБОУ-СОШ №1 Ильиновой Ю.Н.Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как в...

Мастер-класс «Приемы песочного рисования в работе с учащимися».

Мастер-класс«Приемы песочного рисования в работе с учащимися».  Песок – это медитативный материал, заземляющий на себе все негативные эмоции. Уже в течение часа рисования песком стабилизирую...

Мастер-класс "Приемы работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений"

Выступление на РМО «Преемственность ДОУ и НОО» по теме: «Приемы работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений»...

Мастер класс "Приемы работы с агрессивными детьми"

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Приемы работы педагога-психолога с агрессивными детьми». Сегодня мы вспомним и проиграем всем известные упражнения для того, чтобы использовать их д...

Методы и формы работы с различными источниками информации на уроках технологии.

Материал включает в себя информацию о методах и формах работы с различными источниками информации на уроках технологии с 1 по 4 класс....

Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_

Мастер-класс_Приемы работы с информацией на уроках технологии_...

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления

 В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах.   Сре...