Главные вкладки

    План-конспект урока (2 класс) по теме:
    Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

    Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  

    Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе была организована выставка с экспонатами, сделанными ткачихами, кузнецами, плотниками.

    Итогом занятия стала практическая работа по посеву семян цинний под рассаду для разбивки клумбы  около гимназии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sociokulturnye_istoki...doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Сычёва С.П. МБОУ «Гимназия № 6 им. акад. А.Н. Крылова». Г. Алатырь

                                            Социокультурные истоки . 2 класс.

                                                              Классный час.

                                     Тема: «Трудом славен человек».

    Цель: Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека..

    Задачи: 1. Социокультурное наполнение категории «Труд земной».

                  2. Развитие  самоутверждения при общении в двойках, четверках.

                  3. Воспитание взаимопомощи и своевременности в труде, трудолюбия.

    Основные понятия и категории:

    ценности труда земного, трудолюбие, взаимопомощь, своевременность в труде, орудия труда.

    Оборудование:  компьютер, презентация «Трудом славен человек», таблички с выдержками из толкового словаря,  с названием темы урока,  с эпиграфом; стаканчики, почва, семена, вода, лопатки;  таблички для активного занятия; картинки по теме «Труд земной», выставка предметов труда земного.

    Форма проведения: беседа, активное занятие,  ресурсный круг.

    Подготовительная работа с детьми:

     предложить детям подготовить небольшие рассказы, презентации на тему: «Профессии наших родителей» по плану:

    -Чем занимаются ваши родители на работе?

    -Кто они по профессии?

                                                                         Ход классного часа

    I. Подготовительный этап.

    1. Присоединение к теме.  

      -  Ребята, уважаемые взрослые, давайте вместе улыбнёмся доброму праздничному  весеннему дню (солнышку) и продолжим  увлекательное путешествие к нашим Истокам.

    2. Целеполагание.

      -  Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек».                                 (Слайд    )

      - Сегодня мы с вами поговорим  о труде, о его назначении в жизни человека, о  качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного.

    3. Проблемная ситуация.

      - А начать разговор я хочу с чтения притчи  К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.

          Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

        Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

      -Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

      -От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

      4. Беседа по притче.

    -Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?

    -Почему плуг, блестел, как серебро?                                                   (Слайд    )        

     (Потому что он трудился, а труд украшает)

    -Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

      (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

    - Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?

     (Труженика и ленивого человека)

    - Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?

    - Чему хотел научить вас автор?

     (Нужно трудиться)

    - Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».

    - Значит, для чего нужно трудиться?

    (Чтобы стать краше.)

    5. Актуальность темы классного часа.

    - Назовите хором тему нашего классного часа.

    - Посмотрите на фотографии.

    - Кто эти люди?

    (Н.Бударин, А.Н. Крылов)

    -Что вы о них знаете?

    (Космонавт, уроженец Алатырского района, академик – кораблестроитель, наш земляк, его имя носит наша гимназия)

    - Благодаря чему они стали знамениты и уважаемы?

    ( Они много трудились.)

    6. Беседа о труде в семье.

    - Уважаемые родители, а что такое труд?

    (Работа на благо.)

    -  У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.

    - В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей».   (На доске)

    - Уважаемые родители, а когда нужно начинать трудиться?

    - А как вас  в вашей семье приучали к труду?

    - Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.

    - А есть ли у вас дома какие – то обязанности?

    -  Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?

    - Дети, а как трудятся в дружной семье?

    - Как легче построить дом: одному или сообща?

    (Один в поле не воин)

    - В  коллективном  труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.

    7.  «Кто не работает, тот и не ест».

     - Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

        Труду следует учиться всю жизнь.

    Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.

    - Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».

    - Что оно значит?

    ( Значит, трудиться должны все.)

    - Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.            (Слайд     )

       - Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый        (Слайд    )                                      

         Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом  обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.

    8.  О профессиях родителей.

    - А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?

     (Научиться хорошо выполнять свою работу.)

    - А что для этого нужно?

    (Получить профессию)

    - А что такое профессия?

    (Определённый вид деятельности.)

    - «Основной род занятий, трудовой деятельности», - сказано в Толковом словаре   С.И. Ожегова.                                                                                                                (На доске)

    - Дети, а что вы знаете о профессиях своих родителей?

    (Несколько ответов.)

    9. О будущих профессиях.

    - Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.  

     Учитель:

    - Кем хотите стать вы, дети?
     Поскорее нам ответьте!

                    1 уч.
    — Я хочу шофёром быть.
    Грузы разные возить.
                     2 уч.
    — Я мечтаю о балете. 
    Лучше нет его на свете.
                   
    3 уч.
    — Я хочу врачом стать классным. 
    Буду всех лечить лекарством. 
    Очень вкусным, как конфета. 
    Съел его - болезней нету!
                     4 уч.
    — В красках я души не чаю. 
    Стать художником мечтаю. 
    Закажите мне портрет. 
    Справлюсь я, сомнений нет!

                             5 уч.

    — Вы со мной, друзья, не спорьте, 
    Я хочу стать первым в спорте. 
    Шайбу мне забить - пустяк,
    Я играю за "Спартак"!
                           
    6 уч.
    — Я хочу стать пианисткой. 
    Замечательной артисткой. 
    Музыка со мною с детства, 
    Я люблю её всем сердцем.
                           7 уч.
    — Я мечтаю стать скорей 
    Воспитателем детей.
    С ними петь, гулять, играть. 
    Дни рожденья отмечать.
                         
    8 уч.
    Все профессии прекрасны.
    Все профессии важны.
    Знаем мы, что наши руки
    Будут Родине нужны!

    - Дети,  какая же профессия самая важная?

    (Все важны.)

    - Правильно!

    «Все работы - хороши!

      Выбирай на вкус!»

                 ( В.В. Маяковский.)                                                                            

      - Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».                            (Слайд    )

    - Я верю в то, что ваш труд будет приносить добро и радость.

    II. Основной этап.

    1. Подготовительный этап.  

    О труде земном

    - Ребята, прежде, чем задать следующий вопрос, я предлагаю вам отгадать загадки.

    Ой, ты добрый молодец,

    Захромал мой жеребец.

    Ты подкуй его опять!

    - Отчего ж не подковать?

     Вот гвоздь, вот подкова.

     Раз – два и готово.

                               (Кузнец)        

                   

     Занят важной он работой:

     Урожай – его забота,

     Чтоб сумели уродиться

    Рожь, овёс или пшеница.

                       (Агроном)                                                 

    Он бревно отешет ловко,
    Стены сделает, навес.

     У него смолой спецовка,
     Как сосновый пахнет лес.  

                                  (Плотник.)  

             Коз, коров зовет, скликает, 
           В свой витой рожок играет.
      

                                    (Пастух.)                                                              

      Летают пальцы птицами –

     Поток струится ситцевый.

     Летают пальцы пчёлками –

     Поток струится шёлковый.                              

                                   (Ткачиха.)

      Её давно бурёнки знают,

      Всегда мычанием встречают

       И за её нелёгкий труд

      Всё молоко ей отдают.

                              (Доярка.)                                          

     

    - Чей труд стал основой многих профессий?                              

    - Как же называется труд этих людей?

    ( Труд земной)

    - Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного.     (Слайд   )

     - Посмотрите на  картины.

    Они вам помогут увидеть, как трудились эти люди.

    - Обратите внимание на нашу выставку.

    - Расскажите, изделия каких мастеров вы увидели?

    - В наше время эти замечательные ремёсла, которые стояли у истоков российской цивилизации, продолжают развиваться.

      Строятся, как и много веков назад, красивые деревянные дома, изготавливается лёгкая фарфоровая и металлическая посуда, радует глаз удобная нарядная одежда.

        Вот это – плоды труда земного.                                                                                (Слайд   )    

        2. Активное занятие « Качества человека труда». Работа в группах.

     - Дети, каковы основные качества человека труда?

    -  Каким он должен быть?

    - Подумайте сначала самостоятельно, потом посоветуйтесь друг с другом.

    -  Отметьте  только те слова в карточках, которые отражают сущность человека труда.

    Трудолюбие, честность,  взаимопомощь, лень, добросовестность, сила, порядок,

      ловкость, равнодушие, терпение

     

     Отвечают представители групп.

      3. Благодарность родителям.

     - Дети, а как вы считаете, обладают ли такими  качествами ваши родители?

    - А вы благодарны родителям за их труд?

    - Скажите им слова благодарности.

    (Я благодарен своим родителям за то, что они трудятся, чтобы у меня было всё необходимое для жизни.)                                                                                                  

    4. Активное занятие «Семена  Добра». Работа в группах.

    -  Дети, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?

     (Трудолюбивым)

    - Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение  лозунг: «Ни дня без доброго дела!»

    - Предлагаю вам «Перечень добрых дел»

    • Помощь старикам в хозяйственных делах

    (покупка  продуктов, уборка жилища и др.)

    • Защита и помощь младшим.

    • Забота о родителях, помощь по дому.

    • Работа в библиотеке по «лечению» книг.

    • Посадка и охрана деревьев, кустарников,

     цветов.

    • Помощь одноклассникам в учении.

    • Забота о заболевшем товарище.

    • Помощь учителям на уроках.

    • Уборка класса и т. д.

    - А я вам и  вашим родителям предлагаю посадить в нашем классе семена «Добра» своими руками и проследить за тем, как они будут прорастать и какие дадут плоды.

    ( На столах баночки с землёй, стаканчики, лопатки, вода, семена).

    - Вы знаете много пословиц о труде. Выберете одну, которая подходит по смыслу к вашей работе.

    5. Ресурсный круг «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»

    - Дети, прошло много с тех пор, как человек научился трудиться. Но ценности труда не изменились.

    - Что же ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?

    (Взаимопонимание, взаимовыручку, доброту, ловкость, умение, терпение, наблюдательность)

    - Да, это есть основные ценности труда земного. И как отметил замечательный баснописец И.А. Крылов, от труда должна быть польза.

    III. Заключительная часть.

    - Ребята, какова тема нашего классного часа?

    (Трудом славен человек)

    - Почему  так говорят?

    - Что бы вы хотели посоветовать своим товарищам после нашего классного часа?

    - Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.

     Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,

    Но зато два пальца платьице сошьют,

    Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,

    Десять – поле вспашут,

    Строят города!

    - А родителям хочется напомнить слова К. Д. Ушинского:

    «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Конспект открытого урока "Our visit to Miss Chatter’s house"

    Обобщающий урок по теме "Квртира" в 4 классе.Предполагаемый результат: учащиеся научатся  активнее использовать в р...

    Контрольно-измерительный материал. Математика 2 класс. УМК "Гармония"

    Данный контрольно-измерительный материал можно использовать по любой программе....

    Урок внеклассного чтения "Приключения Незнайки"

    Конспект урока внеклассного чтения во втором классе на тему "Приключения Незнайки"(базовый уровень)....

    Урок технологии. Изделие: сердечко

    Теоретический материал о истории праздника. Технология изготовления сердечка в технике плетения....

    Метод проекта

    История метода. Классификация проектов.Рекомнедации по работе над проектами в начальной школе....

    ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

    ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...

    смотр песни и строя

    Смотр песни и строя учащихся Нижнецасучейской средней школы, Забайкальского края. Выступление учащихся 2 "б" класса....

    Статья "Современные образовательные технологии"

    Статья "Современные образовательные технологии"...

    современный урок в начальной школе

    Урок отражает основные направления развития начального образования в условиях реализации новых ФГОС: использование совре...

    Внеклассное мероприятие "Калыкойпого туняшке путешествий дене"

    Ознакомить детей с устными фольклорными жанрами...