Нравственное воспитание младших школьников
методическая разработка по теме

Мартьянова Аурика Ивановна

Программа нравственного воспитания младших школьников. Опубликована в журнале "Начальная школа" №7 2007 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mai.doc118.5 КБ
Файл nachalnaya_shkola.docx671.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Сибайский Городской Отдел Образования

Нравственное воспитание младших школьников

программа

Автор – составитель

Мартьянова Аурика Ивановна,

учитель начальных классов

ГОУ «СОШ № 12»

Сибай 2005

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Программа нравственного воспитания младших школьников.
  3. Рекомендуемая литература.
  4. Используемая литература.
  5. Отзывы о «Программе…»
  6. Рецензия на «Программу…»

Пояснительная записка

        На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. Каким должно быть идеальное образование?

        Еще в IV веке мыслитель Августин утверждал, что «образование человека нельзя назвать завершенным,  если оно заключается только в изучении свободных искусств и технических умений». Подтверждение этому мы находим во многих трудах последующих известных педагогов и психологов.

        К.Д.Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. Проблема особенно актуальна в последние годы, когда наблюдается падение нравственных ценностей, циничное игнорирование духовных приоритетов.

        Целью этой формы образования является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Такого рода  воспитание начинается в семье. Именно на примере внутрисемейных отношений мы учимся строить отношения со всеми людьми в обществе.

        Поскольку семья тоже претерпела социальные, сексуальные революции, перестала быть той  самой ячейкой общества, говорить о воспитании нравственной личности в семье почти бесполезно. В связи с этим на учителя возлагается огромная ответственность за молодого человека, закончившего школу.

         Одни родители заинтересованы в нравственном воспитании детей, но не умеют, не могут, не хватает образования, опыта воспитания, нет времени. Другие – очень продвинуты, они за свободное воспитание, обсуждают и опровергают методы воспитания педагога. Третьи – инертны, они считают воспитание детей обязанностью учителей.

        Демократия дала право выбора: нужен родителю совет, помощь – придет в школу, обсудит проблему, нет – навязать не сможешь.  В какой-то степени учитель бессилен. Парадокс: современные родители – не дети перестройки, с удовольствием вспоминают свое  пионерское детство и противоречат себе же, сопротивляются, оберегают свое дитя от требований, не задумываются и чаще смеются над выходками своих чад.

        Воспитательный процесс зависит от творчества учителя, его любви к детям и желания изменить мир.

        Для работы с младшими школьниками я разработала программу нравственного воспитания, целью которой является воспитание духовно-нравственной  личности младшего школьника. Все мысли, вопросы, темы собрала в систему, не важно, как она будет называться, главное -  здесь собраны темы, которые волновали детей и меня  на протяжении 12 лет работы с младшими школьниками. Данная «Программа» ставит перед учителем следующие задачи:

  1. Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем.
  2. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.
  3. Сформировать у младшего школьника осознанное волевое поведение.
  4. Пробудить самостоятельное логическое мышление.
  5. Развить общую культуру ребенка.

        С первых занятий по курсу первоклассники уже задумываются над своим статусом в природе, в мире и своей человеческой миссией на земле. «Я дитя своих родителей и Бога. Я пришел в этот мир, чтобы продолжить свой род», - пишет Иванов Максим (школа-гимназия 2 , 1 класс). «Я создана для того, чтобы жить!»  - Абдуллина Даяна.   «Я родился для какого-нибудь поступка. И могу отдать жизнь за своего ребенка» - Абдуллин Руслан.

        Дети пытаются анализировать свой внешний облик и поведение со стороны.  «Я думаю, что я нравлюсь людям, а может, и не нравлюсь. Со мной все играют, я вижу, что они добры ко мне. А некоторым, наверное,  не нравлюсь, я – горячий. Но себе я нравлюсь точно, потому что я не чужой себе, я добрый, и лицо у меня красивое» - пишет Киньябаев Ринат.

        По некоторым детским высказываниям уже можно проследить развитие комплексов и спланировать работу.  «Я себе не нравлюсь, я дура. Меня все обзывают пухленькой. И я еще больше уверена, что я толстая» - пишет Абдуллина Даяна.

        Рассуждая о своем предназначении, сравнивая жизнь животного и человека, анализируя их повадки и характеры, дети вместе с учителем делают вывод:

Я разумное существо. Я -  не животное,  я    -  человек!

        На следующих занятиях дети ищут свой идеал, высказывают свои мечты, думают, как добиться исполнения желаний, учатся отличать желания от потребностей  и соотносить их  с возможностями, делают выводы о ценности жизни, о ее смысле. Чаще всего дети видят идеал в своих родителях, спортсменах, артистах, хотят быть на них похожими. Все без исключения видят себя в будущем счастливыми, трудолюбивыми, умными, хотят, чтобы их уважали. «Я стараюсь учиться у людей хорошему». (Соловьева Катя). Юра Савиков высказывает свои мысли в форме обращения 90-летнего старика:

«Малыш! Я прожил 90 лет и хочу тебе сказать: самое главное в жизни – это быть среди людей, радоваться всем и всему хорошему. Я хочу, чтобы ты был честным и мужественным человеком».  Дети самостоятельно приходят к очень важному выводу:

Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

         После анализа своего характера, своих идеалов мы переходим к изучению отношений между людьми: «Я не один на земле.  Вокруг меня такие же люди!» (Губайдуллин Ринат).

        Как избежать ссор и конфликтов?

        С раннего детства учиться жить  в обществе, проявляя терпимость и доброжелательное отношение к другим людям. Но сначала мы задаем вопрос: «А меня можно терпеть? Что я сделал для того, чтобы меня уважали?», анализируем самое элементарное – свое поведение в школе.  «Я в столовой ем, как свинья» (Юра). «Я выкрикиваю на уроке» (Фаниль). «Я ношусь на перемене, как бешеный» (Дима).

        Что же делать, чтобы нам вместе было комфортно?

        На примере изучения различных общественных формаций, поняв, что так же, как  в игре существуют правила, без которых игра не получается, в природе, обществе, в государстве  существуют законы, по которым живет человечество, дети 3 класса выработали законы своего коллектива.

Законы нашего коллектива.

  1. Каждый член коллектива обладает всеми правами и свободами и несет равные  обязанности, участвует в управлении делами коллектива.
  2. Соблюдать чистоту и порядок в классе.
  3. Беречь школьное имущество.
  4. Стремиться к знаниям, к открытиям, стараться учиться только на «4» и «5».
  5. Помогать друг другу в учебе, переживать всем коллективом неудачи и поддерживать успехи.
  6. Уважительно относиться к старшим.
  7. Быть честными, правдивыми, справедливыми.
  8. Расти сильными, смелыми, здоровыми, защищать слабых.
  9. Все члены коллектива обязаны уважать право, честь и достоинство других членов коллектива, не оскорблять других своим внешним видом, грубым поведением и речью.
  10. Органы самоуправления, лица обязаны соблюдать законы коллектива. Перед законом все равны.

        На занятиях по курсу, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники изучают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность и щедрость и многие другие. «Эгоист – человек с холодным сердцем, который хочет быть один, он думает только о себе» - Фаниль Бикташев. «Любить себя. Что это значит? Верить в себя, не обманывать себя» - размышляет Ринат Губайдуллин. «Бог – это и есть совесть. И наказывает нас не бог, а наша совесть» - пишет Даша Зеркина. «Совесть - это воспитание. Немного больно и как будто камень на груди, когда ты врешь родителям, учителю. Совесть – она нужна. Совесть – это правда»  (Даяна Абдуллина).

        В дальнейшем младшие школьники учатся находить причины конфликта и    пути решения конфликтной ситуации, начиная с самой мелкой ссоры в классе,  семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн между государствами.

        Дети учатся сопереживать,  не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие конфликтные ситуации. Ученики 3 класса  средней школы № 12 после серии террористических актов в стране, особенно после трагедии 11 сентября в США, решили написать письмо Президенту Российской Федерации. «Мне очень страшно смотреть, как погибают люди в Чечне» (Дима Тимофеев). «Я хочу, чтоб Вы договорились с Чечней, чтоб не было войны» (Даша Зеркина). «Надо принимать меры к террористам! Сколько невинных людей погибает из-за них! Надо усилить охрану нашего государства! Мы не должны все время проводить трауры!» (Юра Савиков). «Террористы! Прекратите убивать  невинных людей!» (Ролан Шарипов).

        Я очень благодарна администрации Президента за то, что она тоже не осталась равнодушной к письмам детей.

Очень больная и серьезная тема – семейные конфликты, которые дети пытаются решить по-своему, иногда мудрее,  чем взрослые. Поэтому семейным воспитанием необходимо заниматься с самого раннего возраста. Рассуждения детей, их болезненное переживание за обоих родителей заставили взрослых задуматься, и, может быть, предотвратить распад семьи. На занятиях дети самостоятельно выводят понятие «семья», размышляют о том, как рождается семья, что нужно для семейного счастья, что такое «любовь», что значит «любить», «умеем ли мы любить», почему распадается семья, почему дети убегают из дома, чем отличаются мальчики от девочек, обозначают роли жены, мужа, хозяина, хозяйки. «Папе не надо много пить! Ведь так меньше руганья.» (Юра Савиков). «Надо научиться прощать, уважать мнение другого, не быть эгоистом» (Даша Зеркина). «Без любви жить нельзя» (Радмир Батыршин). «Для счастья в семье нужно, чтобы мама была дома, а папа работал где-нибудь поближе, в Магнитке» (Ринат Губайдуллин). «Если никто никого не будет любить, будет война, потому что все будут друг другу чужие и злые» (Катя Соловьева).

        К концу 4-го  класса дети спокойно, без пошлых ухмылок говорят о любви, дружбе, продолжении рода, делятся переживаниями, первыми нежными чувствами.

        Младшие школьники в наше время очень просвещенны в плане алкогольной, наркотической зависимости. При анализе дурных привычек, характера и поведения человека, зависимого от наркотиков, алкоголя или табака, при обсуждении развития организма курящего или пьющего человека, здоровья наркомана, цели и методов наркодельцов дети приходят к твердому убеждению:

Я выбираю здоровье, свободу, Я не хочу становиться пресмыкающимся, безвольным из-за зависимости от наркотиков!

          Образование, основанное на нравственных и этических принципах, поможет школьникам  в любых жизненных ситуациях принимать четкие, взвешенные решения. Они смогут найти в себе путь борьбы со страстями и отрицательными эмоциями. Тогда молодой человек почувствует, что его судьба ему подвластна, что он не должен быть пассивной жертвой окружающей среды или собственных противоречивых эмоций. В результате он сможет научиться уважать, ценить и любить других людей так же, как и себя, сможет понять ценность и смысл жизни человека.

        Занятия по курсу, естественно, не лекционные. Здесь  используются различные методы и приемы: доверительная беседа, обсуждение той или иной возникшей проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование  отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой игре, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование, ТРИЗ. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.

Содержание программы нравственного воспитания младшего школьника.

Кто Я. Для чего Я пришел в этот мир? Чем человек отличается от животных?

Познать себя. Нравлюсь ли Я людям? Любят ли меня друзья, родные, учителя...? Игра «Тайный друг». Мои возможности.

Мое дерево жизни. Каким быть? Мой внутренний мир, моя вера, мой идеал. Каким человеком хочу стать?

К чему стремятся люди? Как устроен наш мир? Наши пожелания, потребности и возможности.

Что такое счастье? Я хочу быть счастливым. Чего я хочу добиться? Что я могу сделать? Принесет ли это мне или другим счастье? Что мне нужно для счастья?

В чем ценность жизни?  Что мы сможем рассказать о своей жизни, когда нам будет 90 лет?   Что для меня является самым важным в жизни? Что я уже успел сделать ценного в своей жизни? О чем вы сожалеете? Хочу, чтобы меня помнили.

Какой у меня характер? Самооценка. Каков я? Адекватность и неадекватность ее. Общительный ли я человек?

Я и моя тень. Мое лучшее и худшее я. Как влияют на других людей мои плохие и хорошие черты характера?

Люди среди людей. Внимание: я пришел! Да здравствуют контакты! Отношения между людьми.

Коллектив. Что это такое? Атмосфера в классе. Мои одноклассники. Что мне нравится в моем однокласснике и что не нравится? Класс и коллектив - тождественны ли? 

Уважение и терпимость. Почему к разным людям относятся по-разному? Чем одни люди отличаются от других? Лучше ли они? Откуда берется уважение к людям? Как бы я хотел, чтобы другие относились ко мне? Почему?

Справедливость. Что это? Почему встречаются несправедливые отношения между людьми? Что такое дискриминация? Испытывал ли я несправедливое к себе отношение? Национальные и расовые предрассудки,

Самоуважение. Когда мы нравимся себе? Как я к себе отношусь? Любить себя - что это значит? Самовлюбленность.

Добро и зло. Что такое добро и что такое зло? Где живут Добро и Зло? Что значит быть добрым? Мои добрые поступки. Откуда приходит зло? Может ли быть добро без зла?

Мир добрых дел. Добрые поступки. Что значит жить для других, быть хорошим ближним? Истинная и ложная помощь. Бескорыстие.

Что такое хорошо и что такое плохо. Десять заповедей. Что такое закон? Кого защищает закон: сильных или слабых? А если нарушить одну из заповедей?

Совесть. Что это такое? Почему я не могу украсть? ... соврать? Откуда берется совесть? Нужна ли она мне? Поступки по совести и против совести. Какое решение принять? Каким бы был мир, если бы у людей не было совести?

Голос совести. Черное и белое. Как следовать своей совести? Как мне поступить? Стыд перед людьми.

Что есть Бог! Существует ли Бог? Почему Бог допускает страдание? Разнообразие религий.

Честность. Что это значит? Почему нужно стремиться быть честным? Почему мы говорим неправду? Как себя чувствуешь, когда тебе лгут, когда ты лжешь другим? Что такое «невинная» ложь? 

Самообман. Что значит быть честным перед собой? Как понять: «Доброта и правда должны сойтись»? Буду ли я честным, если из-за этого рискую чем-то важным? Доверие.

Привязанность. Преданность. О тех, кто нам предан. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Дружба и привязанность. Как выбрать себе друзей? Что такое настоящий друг? Друг познайся .… Какой я друг? Дурной товарищ. Ссора. Трудно ли дружить по-настоящему? Проблемы друзей.

Прощение. Что это такое и что значит прощать? Трудно ли прощать? Почему? Почему Иисус учил любить других людей? Заповедь «Любите врагов ваших», как понимать?

Ответственность и свобода. Что это? Могу ли я делать все, что захочу. Отвечаете ли вы за свои решения и поступки? «Хочу и надо?» Для чего нужны правила? Законы?

Эгоизм. Опасная сладость злых чувств. Просьбы и подарки. Чем я отличаюсь от других.

Душа. Что важнее - душа или тело? Ты и твоя душа. Заглянуть в себя. Не плюй в чужую душу. Будь здорова душа! Твоя душа -единственная в мире. Душа развивается.

Учимся вежливости. Добро пожаловать! Чтобы гостю было приятно. Ежели вы вежливы. Просьба и требование. Поздравляем и желаем.

Грубость. Слово утешает или убивает, лечит и радует. Как вести себя в обществе. Как защититься от грубости?

Невыдержанность. Мои капризы и умею ли я контролировать свое поведение. Дисциплина. Порядок. Хорошие и дурные манеры. Как сдержать чужой гнев. 

Доброжелательность.   Золотое правило: твое добро, любовь, тепло возвращается к тебе.

Внимание: конфликт! Почему мы ссоримся? Драться или не  драться? Если я оказался свидетелем ссоры ....   Как избежать конфликта?

Герой. Что такое подвиг, честь? Герои среди нас. В жизни всегда есть место подвигу. Что значит «моя хата с краю»? В чем моя слабость?

Смелость. Мужество. Храбрость. Твои враги - печаль и страх. Чего я больше всего боюсь в жизни? Неуверенность в себе. Как преодолеть страх и поверить в себя?

Воля. Что это такое? Сильная ли у меня воля? Права и обязанности. Уверенность в себе. Как воспитать в себе волю?

Привычки и поступки. Полезные привычки помогают. Дурные привычки - враги твоей судьбы. Как избавиться от дурных и привить полезные привычки?

Проступок. Преступление. Наказание. Страх перед наказанием. Что можно считать наказанием? Заслуживаю ли я наказание и справедливо ли оно? Можно ли обойтись без наказания?

Воровство. Закон один на всех: не тронь того, что не твое! Как удержаться от соблазна украсть? Болезнь или дурная привычка?

Жадность и щедрость. Что будет, если не научиться делиться чем-либо? Легко ли отдавать, дарить? Что приятнее - получать подарки или дарить их? Почему?

Богатство. Хорошо ли быть богатым? Значение денег. Сколько мне нужно денег? Могут ли деньги повлиять на дружбу? Что лучше: любимая работа или денежная работа? Легко ли быть богатым? 

В мире вещей. Вещи служат людям. Вещи сделаны людьми. Как обращаться с вещами? Они нуждаются во внимательном и бережном отношении?

Аккуратность. Как я выгляжу? Приятно ли со мной общаться? Как нужно одеваться?

Мода. Как я отношусь к моде. Всё ли модное - красиво? Откуда вы узнаете, что сейчас модно? Как уследить за модой? А если нет денег? Что важнее: одежда или душа? Элегантность и гармония во всем.

Быть собой. Какие качества вы цените в людях? Доволен ли я собой? Чувство собственного достоинства. Какие черты мне хотелось бы исправить?

Застенчивость или скромность? Почему я застенчив, чего я стесняюсь? Как быть, если меня из-за застенчивости не уважают? Можно ли оправдывать поступки стеснительностью? Как научиться держаться свободно, уверенно, но не нагло? Застенчивость по-своему мила.

Волнения и переживания. Что меня тревожит. Кто такой пессимист? Во всем можно увидеть и хорошие стороны. Не хочу быть занудой!

Настроение. Что это такое? Когда у меня хорошее настроение? Когда плохое? Как мое настроение влияет на других людей? Как чужое настроение влияет на меня? Как создать атмосферу доброжелательности?

Остроумие. Что такое чувство юмора? Умею ли я шутить? Когда шутка помогает, и когда вредит? Как развить чувство юмора. Над чем мы смеемся? Над чем смеяться нельзя?

Тактичность. Деликатность. Что значит быть деликатным? Могу ли я сделать замечание, советовать, задавать вопросы? Что такое такт? Бывал ли я в неловком положении, и как отнеслись ко мне другие? Как я себя веду, когда кто-то в неловком положении? 

Благородство. Что представляют из себя благородные люди? Что значит быть по-настоящему добрым? Что такое «добродетель»? Что значит «жертвовать»? Как преодолеть эгоистические желания?

Честь и достоинство. Достойный ли я человек? Какими качествами своего характера я могу гордиться? Выполняю ли я свои обещания? Что значит «сдержать слово»? Как понимать выражение «дело чести»? «честь имею»?

Жестокость и сочувствие. Что такое «жестокость»? Какие поступки называются жестокими? Что ведет к жестоким поступкам? Что такое «сочувствие»?,  «милосердие»? Как поступить, если я - свидетель жестокости?

Обида. Месть. Зависть. На что я обижаюсь? Справедливо ли я обижаюсь? Как отношусь к успехам других? Как избавиться от зависти и ревности. Что такое «месть»? Нужно ли мстить? К чему ведет желание отомстить? Как избавиться от этого чувства?

От конфликта к войне. Почему взрослые воюют? Как устроен наш мир? Моё отношение к войнам. Что такое «террор»? Как вести себя в экстремальной ситуации?

Я - патриот своей страны. Что такое Родина? Люблю ли я свою Родину? А мои родители? Что бы я хотел изменить в своем городе, своей стране? Могу ли я покинуть свою Родину, забыть? Что означает выражение «хорошо там, где дома»? Какой я представляю свою страну через.....лет?

Предательство. Что это такое? Что значит «предать»? Почему люди становятся предателями? Смог бы я предать? Как относиться к предателю? Трудно ли хранить чужую тайну? Как часто предают твои интересы?

Порядочность. Что это такое? Что значит - быть порядочным человеком? Считаю ли я себя порядочным? Как стать таким?

Чувство времени. Есть ли оно у меня? Все ли я успеваю сделать? Хватает ли мне времени? Планирую ли я свой день? Переживаете ли от того, что что-то недоделано. Как провожу свободное время? Я - хозяин своего времени.

Пунктуальность. Что это такое? Как понять: «Точность - вежливость королей»? ... «Занятые люди редко опаздывают»? Как научиться быть точным?

Личность. Что это такое? Каждый человек - личность. Что значит «уважать чужое мнение».чем я лучше или хуже? Важнейшее качества личности. Как понять: «Потерял свое лицо»? Какую личность мы уважаем?

Идеал. Что это такое? Кого мы любим, на кого хотим быть похожими? Что для этого нужно? Как понять: «Не сотвори себе кумира»?

Этический кодекс класса. Что такое «этика», «кодекс»? Какими мы хотим быть, что хотим посоветовать одноклассникам. Золотое правило.

Трудолюбие. Какие дела любите выполнять больше всего? Какие -нет? Нужно ли себя заставлять? Почему? Откуда берется лень? Почему нужно трудиться?

Семья. Что это такое? Люблю ли я свой дом? Своих родных? Возникают ли конфликты между членами семьи? Почему? Почему дети убегают из дома? Что нужно для семейного счастья?

Любовь. Что это такое? Что значит «любить»? Умею ли я любить? Кого я люблю, и кто любит меня? Материнская любовь и забота -особые чувства.

Мама и папа. Как образовалась наша семья? Откуда появляются дети? Что значит «полная семья»? Почему семья распадается? Что такое «взаимопонимание»? 

Жена, муж. Роль жены, роль мужа. Кто в семье главный? Что такое «семейный очаг»? Хозяин, хозяйка. Как мои родители справляются с обязанностями?

Семейные традиции. Бабушки и дедушки. Мудрость.

Непослушание. Почему мы огорчаем своих родителей, учителей? Как избежать ошибок и неприятностей? Почему родители нас наказывают? Что они от нас хотят?

Приемные дети. Сироты. Почему мать бросает своего ребенка? Кто такие «сироты»? что лучше - очень хорошая забота государства о сироте или неблагополучная семья? Хочу ли я быть похожим на своих родителей? Могу ли я судить их поступки?

Одиночество. Что это такое? Почему человек одинок? Можно иметь друзей, родных и быть одиноким? Как этого избежать?

Мальчик - будущий мужчина. Из чего же сделаны наши мальчишки? Может ли мальчик совершить подвиг? Что значит -быть «настоящим мужчиной»?

Девочка - будущая женщина. Из чего же сделаны наши девчонки? Я - мамина помощница. Моё лицо. Кокетство. Зеркало. Мода.

Первая любовь. Какие девчонки нравятся? Какие мальчики нравятся? Как это показать? Нравлюсь ли я ему (ей)? Страдаю ли? Как добиться расположения его (её)?

День Святого Валентина. День сердца. Игра «тайный друг» (подруга).

Мечта. Что это такое? Цель жизни - что это такое? Что бы я хотел изменить в моей жизни? Что ожидает меня через ... лет? «Если бы я был волшебником»?

Судьба. Что это такое? Под какой звездой я родился? Приметы и поверья. Я - капитан своей жизни.

Моё место в жизни. Кем я хочу быть? Какой род занятий меня интересует? В мире профессий. Будь человеком!

Наркотики. Алкоголь. Сигареты. Мы выбираем здоровье! Я не хочу зависеть от этого! Я свободен!

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!                                                            

          

Рекомендуемая литература

  1. К. Ушинский. Рассказы.
  2. В. Драгунский. Денискины рассказы.
  3. В. Осеева. Волшебное слово. Плохо. Три товарища. Добрая хозяюшка. Хорошее. Сторож. Три сына. Просто старушка. Кто наказал его? Что легче? Сыновья.
  4. Л. Толстой. Косточка. Два товарища. Птичка.
  5. А. Куприн. Белый пудель.
  6. В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо? Кем быть?
  7. А. Барто. Медвежонок невежа. Есть такие мальчики. Рыцари. Мы с Тамарой.
  8. М. Носов. Фантазеры. Затейники. На горке. Живая шляпа.
  9. С. Михалков. Мы с приятелем. Маленькие сказки. Про мимозу.
  10. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
  11. Е. Пермяк. Торопливый ножик. Надежный человек. Самое страшное.
  12. К. Паустовский. Теплый хлеб.
  13. М. Киселева. Мальчик-огонек.
  14. Б. Заходер. Про мохнатых и пернатых. Никто.
  15. Л.Воронкова. Что сказала бы мама.
  16. Я. Тайц. В школьном переулке.
  17. Б.Емельянов. Храбрая девочка. Про маму.
  18. В.Сухомлинский. Яблоко и рассвет. Вьюга.
  19. С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое. Жадина.
  20. Б.Житков. Храбрый утенок.
  21. Венгерская народная сказка. Два жадных медвежонка.
  22. В. Фраерман. Девочка с камнем.
  23. П.Воронько. Лучше нет родного края.
  24. Е.Благинина. Чудесные часы.
  25. И. Панькин. Легенда о матерях.
  26. Шведская народная сказка. Гвоздь из родного дома.
  27. Стихи современных поэтов. Твоя мама.
  28.  В. Железников. Рыцарь.
  29. Э. Шим. Жук на ниточке. Очень вредная крапива.
  30. Русская народная сказка. Самое дорогое.
  31. Д. Родари. Машинка для приготовления уроков.
  32. Ю. Ермолаев. Два пирожных.
  33. Э. Мошковская. Обида. Трудный день.
  34. И. Дик. Красные яблоки.
  35. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах.
  36. А. Гайдар. Совесть.
  37. Г. Цыферов. Град.
  38. Р. Ожегов. Н. Шведов. Толковый словарь.

Используемая литература

  1. Майра Станеки-Козвоски, Уильям Хейнс, Дороти Фелленц-Усами. Мой мир и я. Пособие для учителя и учащихся.
  2. Расти здоровым.

Отзывы учителей

Вопросы нравственного воспитания были и остаются важнейшими в становлении и развитии личности. Интересно работает в этом направлении учитель начальных классов СОШ №12 Мартьянова Аурика Ивановна.

Она глубоко убеждена, что вначале было слово…  Именно на этом основано ее педагогическая деятельность.   Умея удивляться и радоваться миру, видеть в обыкновенном чудо, Аурика Ивановна учит этому и своих воспитанников.

          Почему зима называется зимой? Отвечая на этот вопрос, дети знакомятся с семантикой, этимологией, фонетикой, словообразованием, топонимикой. Непременно предлагают и свои версии по данному слову, которые не отвергаются, а серьезно обсуждаются. Далее разговор совершенно логично переходит на зимние забавы, пейзажи. На данном этапе Аурика Ивановна использует живопись, музыку, дети сами создают живописные полотна.

Ненавязчиво учительница вместе с детьми «путешествует» по родному краю, восхищается его красотами. Ребятишки вместе с учителем стараются понять, почему погибают деревья, возникают пожары, исчезают с лица земли растения и животные. На уроке идет непрерывный процесс нравственного воспитания, воспитания доброты, любви к миру, жизни. Дети учатся сопереживать, сострадать, сотрудничать. А потом начинается сотворчество: ребята пишут сказки, рассказы, басни, стихи (жанр работы не ограничивается учителем). Причем пишут о том, что взволновало конкретных Ваню, Дашу, Сережу, Ильдара… Да еще иллюстрируют свои работы.

          Следующий этап еще интереснее. Учитель предлагает детям стать на время… березкой, травинкой, паучком, снежинкой, солнечным лучиком, т.е частью природы, и рассказать о своих мыслях и чувствах, которые возникают при этом. Не думаю, что после этого у ребят возникает бездумное желание сломать дерево, растоптать муравья. Очень важно, чтобы это понимали и родители.

          Не одно событие в стране не проходит мимо внимания учителя и ее детей. Ее маленьких учеников волнует все: экология планеты, война и мир, терроризм. Дети А.И писали письма президенту РФ Путину В.В., в которых выразили свои чувства по поводу терактов. Если бы вы видели их лица, когда пришел в школу ответ! Так Аурика Ивановна воспитывает в ребятах чувство ответственности за все происходящее вокруг. Да, ты еще ребенок, но ты человек, и от тебя, твоей жизненной позиции  тоже кое - что зависит в этом мире. Вот это чувство сопричастности характерно для воспитанников Аурики Ивановны. Радует и то, что у ее учеников нет узости мышления. Они умеют рассматривать явления, проблему с разных сторон, находят нестандартное, необычное решение той или иной задачи. Ребята умеют задавать вопросы, у них не погашена, а напротив, развита жажда творчества, сотворчества, фантазия, логика мышления.

          Важно то, что ученики Аурики Ивановны с первых дней обучения в школе начинают овладевать способами и приемами выражения своих мыслей и чувств на самом высоком уровне: художественном, поэтическом. Конечно, не все они станут писателями и поэтами, но, несомненно, то, что такая работа помогает им увидеть и понять, принять мир во всем его многообразии, помогает каждому ученику Аурики Ивановны стать Человеком.

          Воспитанники Мартьяновой А.И. великодушны, щедры, внимательны, добропамятны, трудолюбивы. Это особенность всех ее учеников (я работаю уже с третьим выпуском). Это результат планомерной, постоянной, глубокой работы над формированием целостной нравственной личности как на уроках, так и во внеурочное время.

С.И.Хафизова, преподаватель русского языка и литературы СОШ №12.

          Ознакомившись с «Программой духовно – нравственного воспитания младших школьников», мы, учителя школы – гимназии, провели цикл занятий по данному курсу. Наши дети с удовольствием, огромным интересом участвовали в доверительных беседах, открыто и обоснованно выражали свои чувства и мысли, живо моделировали отношения между одноклассниками, мальчиками и девочками, родителями и детьми, детьми и учителями, будущими мамой и папой.  На этих занятиях дети учатся формулировать выводы, связанные с общечеловеческими моральными ценностями.

Главное назначение данной программы состоит в том, чтобы сформировать у младших школьников осознанное волевое поведение, научить ориентироваться в окружающей действительности, воспитать духовную, гармонично развитую личность. Мы намерены и дальше пользоваться данной «Программой…».

А.С. Садартынова, учитель начальных классов школы – гимназии г. Сибай.



Предварительный просмотр:

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...