Оздоровительно-образоввтельная программа "Секреты здоровья"
рабочая программа по теме
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sekrety_zdorovya.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Демографическое развитие России с конца 20 века и по настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Во многом это связано с тем, что забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России.
Поэтому воспитание здорового школьника – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Однако многочисленные статистические данные констатируют резкое ухудшение состояния здоровья детей: нарушение осанки, сколиоз, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта, органов зрения – одни из самых распространенных и, к сожалению, уже привычных заболеваний школьника.
Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.
Образовательно-оздоровительная программа начинается с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Работа по программе ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Работа по данной программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Концептуальные основы.
- Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на самореализацию личности.
- Принцип доступности – соответствие учебного материала и нагрузки возрастным особенностям детей.
- Принцип взаимодействия – между взрослым и ребенком, взаимодействие детей в коллективе.
- Принцип последовательности – формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, физического воспитания, безопасного здорового образа жизни.
Цель:
формирование у детей стойкой внутренней мотивации на здоровый образ жизни, стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- формировать у младших школьников понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
- дать знания из различных областей науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена;
- показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
- дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
- осознание значимости здоровья для полноценной жизни не только во время обучения в школе, но и в дальнейшей (взрослой) жизни;
- признание детьми младшего школьного возраста здоровья как одной из важнейших ценностей человеческой жизни;
- формировать понимание ответственности за своё здоровье;
- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- способствовать контактности, доброжелательности.
Участники воспитательного процесса:
Ученики класса начальной школы, педагог (классный руководитель), родители учащихся.
Количество детей в классе - 10_ человек.
Режим работы – 1час в неделю.
Продолжительность: 2011-2015гг.
1 этап – подготовительный (пропедевтическая работа) 2011-2012 учебный год (1 класс)
2 этап- разбит на разделы: Я и моё здоровье, режим дня, закаливание, питание, чистота-залог здоровья, вредные привычки, экологические тропы, подвижные игры. 2012-2013, 2013-2014 учебные годы (2, 3 классы)
3 этап – проектная деятельность (написание проектов) 2014-2015 год
1 этап – подготовительный (пропедевтическая работа) 2011-2012 учебный год (1 класс)
Тематическое планирование
№ | Тема | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | Вводное занятие «Знаю ли я что такое здоровье» | 1 | 1 | - |
2 | Мир, который меня окружает | 1 | - | 1 |
3 | Я слышу, вижу, ощущаю, нюхаю | 1 | - | 1 |
4 | Глаза - главные помощники человека | 1 | 1 | - |
5 | Уход за ушами | 1 | - | 1 |
6 | Наш любимый язычок | 1 | 1 | - |
7 | В гостях у зубного врача | 1 | 1 | - |
8 | От улыбки станет всем теплей | 1 | 1 | - |
9 | Уход за руками и ногами | 4 | 1 | 3 |
10 | Что умеет наш нос? | 2 | 1 | 1 |
11 | Мойтесь чаще, мойтесь чище. Наша кожа | 1 | 1 | - |
12 | Весёлый урок здоровья | 1 | - | 1 |
13 | Мышцы, кости и суставы. | 4 | - | 4 |
14 | Красивая осанка | 3 | 1 | 2 |
15 | Что я ем? | 2 | 1 | 1 |
16 | В гостях у дедушки «Сони» | 1 | 1 | - |
17 | Закаляйся! Если хочешь быть здоров! | 2 | 1 | 1 |
18 | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! | 3 | 1 | 2 |
19 | С кем дружить нельзя, а с кем можно? (Вредные привычки) | 3 | 2 | 1 |
Всего | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы:
УУД | ||
Вводное занятие «Знаю ли я что такое здоровье?» | Опрос учащихся - что такое здоровье, здоровый образ жизни. Подвижные игры, которые можно безопасно использовать во время перемен. | Личностные целеполагание |
Мир, который меня окружает | Экскурсия в парк, что может принести пользу в природе, а что вред. Игры на улице | Целеполагание Познавательные |
Я слышу, вижу, ощущаю, нюхаю | Понятия органы чувств: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. Как беречь? Игры на улице: кто больше?- услышит звуков, увидит , ощутит запахов. | Познавательные Логические коммуникативные |
Глаза - главные помощники человека | Знакомство с важными органом зрения. Гигиенические навыки по уходу за ними. Упражнения для глаз с использованием тренажера. | Личностные |
Уход за ушами | Знакомство с важными органом слуха. Гигиенические навыки по уходу за ним. Игры на улице: Испорченный телефон, Чей голос, имитация звуков улицы | Познавательные коммуникативные |
Наш любимый язычок | Знакомство со строение языка. Игры на подвижность языка | Познавательные регулятивные |
В гостях у зубного врача | Тест. Зубы, молочные, коренные, смена зубов, кариес, Уход, инструменты приспособления для чистки зубов. Осмотр стоматологом детей | Личностные целеполагание |
От улыбки станет всем теплей | Урок-игра. Ребусы, демонстрация правильных действий по уходу за зубами. Игра мы друг другу улыбнёмся. Эстафеты | Личностные коммуникативные |
Уход за руками и ногами | Уход за ногтями. Демонстрация бактерий в чашках Петри предоставленных СЭС. Разучивание подвижных игр на улице, в зале. | Логические |
Что умеет наш нос? | Строение носа. Способность чувствовать запахи. Игры на распознавание веществ, материалов по запаху. Игры подвижные на улице. | Целеполагание логические |
Мойтесь чаще, мойтесь чище. Наша кожа | Правила ухода за кожей, первая помощь при повреждении. Чтение и обсуждение рассказов и стихов о чистюлях и грязнулях. Рисование на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | Личностные Коммуникативные Коррекция |
Весёлый урок здоровья | Спортивные эстафеты | Коммуникативные |
Мышцы, кости и суставы. | Строение тела. Физические упражнения. Комплекс упражнений для дома, улицы, в классе. Понятие здоровый образ жизни | Коммуникативные Познавательные |
Красивая осанка | Понятие осанка, нарушение осанки. Памятка о правильной посадке за работой. Упражнения «На посту», «Тревога». «Тренировка», «препятствия». Подвижные игры формирующие осанку. | Коррекция Логические |
Что я ем? | Урок – сказка «Про фрукты и овощи». Загадки, ребусы, эстафеты. Составление своего меню. Поход в столовую. | Личностные контроль |
В гостях у дедушки «Сони» | Режим дня. Гигиена сна. Составление своего режима дня. | Личностные контроль |
Закаляйся! Если хочешь быть здоров! | Обтирание, обливание, закалка. Фильмы о людях «моржах». Подвижные игры на улице | Логические Познавательные |
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! | Беседа о правилах поведения у водоемов, на водоемах во время купания. Веселые эстафеты с водой. | Коррекция Коммуникативные |
С кем дружить нельзя, а с кем можно? (Вредные привычки) | Урок-суд над вредными привычками. Привычки вредные и полезные. | Личностные Коммуникативные |
К концу 1 этапа обучения дети должны знать:
- правила ухода за глазами, ушами, зубами, кожей;
- знать правила тренировки мышц;
- об опасных и вредных привычках;
- правила рационального питания;
- правила закаливания;
- знать различные подвижные игры.
Дети должны уметь:
- тренировать мышцы;
- закаливать свой организм ;
- осуществлять гигиенический уход за глазами, ушами, зубами, кожей;
- составлять свой режим дня и придерживаться его
2 этап- 2012-2013, 2013-2014 учебные года (2,3 класс)
Разделы программы | Тема | Общее количество часов 2кл 3кл | Часы аудиторных занятий 2кл 3кл | Часы внеаудиторных занятий 2кл 3кл | |||
Я и моё здоровье | 1- Причины наших болезней | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
2- Что делать, если я заболел? | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
3- Врач – обладатель знаний уникальных, больным здоровье может возвращать | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
4- Безопасность при любой погоде | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
5- Наши эмоции | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
6- Доктора природы. | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
7- Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
8 – Наши животные – польза и опасность | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
Режим дня | 1- Сон- лучшее лекарство | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
2- Мы гуляем и растём | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
3- Делу время, а потехе час. | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
Закаливание | 1- Где можно закаляться? | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 |
2- Всем ли можно закаляться | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
3 – Основные правила закалки | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
Питание | 1- Полезные продукты | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
2- Режим питания | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
3 – Рыбные продукты | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
4- Мясные продукты | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
5- Молочные продукты | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
6 – Зёрнышко, по зёрнышку | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
Чистота - залог здоровья | 1- Личная гигиена | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 |
2- Гигиена жилища | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
3 - Гигиена одежда | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
4- Гигиена питания | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
Вредные привычки | 1- Что такое вредные привычки и Неполезные действия? | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - |
2- Профилактика вредных привычек | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
Экологическими тропинками | 1- Лесные тропки | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 |
2- Погуляем по лугу | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
3- Наш любимый город | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
4- По страницам «Красной книги» | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
Подвижные игры | 1- Игры на улице | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 |
2 – Игры в помещении | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | |
3- Физминутки | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | |
ВСЕГО: | 34 | 34 | 16 | 16 | 18 | 18 |
Содержание программы
Я и моё здоровье
Проводятся уроки здоровья, вырабатывание правил сохранения и укрепления здоровья. Беседа о друзьях природы. О животных, как правильно с ними вести. Экскурсии в питомник. Беседа об одежде в различные погодные условия. Загадки, стихи, игры, конкурсы. Разбор ситуаций по теме. Знакомство с лекарственными препаратами, лекарственными травами. Экскурсия в аптеку. Правила обращения с острыми, колющими, режущими предметами. Первая помощь при ушибах, порезах. Бинтование пальца руки себе и соседу по парте. Игры на создание коллектива, упражнения на сдерживание своих эмоций.
(применяемые УУД Личностные, коммуникативные, регулятивные (саморегуляция))
Режим дня
Составление и проверка режима дня, проведение родительских собраний по теме «Режим дня», «Домашнее задание», Прогулка на свежем воздухе необходимая часть в укреплении нашего здоровья. Распределения своего времени, так чтобы на всё хватило времени. (Применяемые УУД :личностные, логические, коммуникативные)
Закаливание
Данная тема предполагает знакомство с правилами и способами закаливания. Развитие навыков закаливания. Конкурс на самый интересный комплекс упражнений утренней зарядки. Примеры закаливания их использование дома и рассказы детей. Самомассаж. Катание с горки на санках. Точечный массаж от насморка, для снятия головной боли. Упражнения для глаз. (Применяемые УУД: Познавательные, регулятивные (коррекция, оценка), коммуникативные)
Питание
Использование тетрадей из программы «Разговор о правильном питании», составление и конкурс полезных рецептов, приготовление салатов на празднике «Это наш полезный сад». Использование сказкотерапии. «Пейте дети молоко будите, здоровы», «Золотая рыбка», «Тайна зёрнышка». Составление дневников питания. (Коммуникативные, логические)
Чистота-залог здоровья
Совершенствуется санитарно-гигиенические умения и навыки детей, тесное сотрудничество с медиками школы, проведение бесед, практические занятия. Проведение праздников Чистоты. Просмотр мультфильмов и чтение рассказов «Мойдодыр», «Федорино горе», эстафеты. (Применение УУД: познавательные, коммуникативные)
Вредные привычки
Организуются экскурсии в различные учреждения, где ребята своими глазами увидят, к чему приводят курение, употребление спиртных напитков, экскурсии в травматологическую больницу, в пожарную часть. Беседы с социальным педагогом школы, выпуск стенгазеты «Нет вредным привычкам», просмотр видеороликов. (Применение УУД: познавательные, логические)
Экологические тропы
Знакомство с правилами поведения в лесу, экскурсия в лесопарковую зону, походы в лес с родителями, выпуск плакатов по экологии, конкурс рисунков по экологии. Экскурсии в экоцентр, музей природы. (Применение УУД: Личностные, регулятивные (планирование), коммуникативные, познавательные)
Подвижные игры.
Конкурсы «Игры моей бабушки и моего дедушки», Проведение игр на свежем воздухе, знакомство с разнообразием игр на переменах. Конкурс «На лучшую фипаузу на уроках». Подвижные игры предназначены для укрепления здоровья и содействия физическому развитию детей, для обучения их основным двигательным действиям и воспитания важных физических качеств: смелость, выносливость, ловкость. Игры подбираются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Спортивные эстафеты включают в себя разнообразные двигательные игры и конкурсы с предметами и без них. Для участия в эстафетах привлекаются родители детей. (Применение УУД: Регулятивные, личностные, коммуникативные)
К концу 2 этапа обучения дети должны знать:
- правила этикета;
- правила оказания первой помощи при укусах, тепловом ударе, обморожении, отравлении, попадании инородных тел в глаза, уши, при порезах:
- правила закаливания;
- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
- правила обращения с огнем, электрическим током.
- причины некоторых заболеваний;
- способы профилактики заболеваний;
- медицинские профессии;
- правила по оказанию первой помощи при отравлении, обморожении и т.д.;
- правила этикета;
- что такое вредные привычки;
- приёмы самомассажа.
Дети должны уметь:
- заботиться о своем здоровье;
- закаливать свой организм.
- распознавать симптомы болезней( грипп, ангина и др.);
- оказывать ПМП себе и другим ;
- заботиться о своём здоровье;
- укреплять и поддерживать своё здоровье;
- доносить информацию о ценности здоровья, его сохранении, укреплении до своих сверстников и других окружающих.
3 этап – проектная деятельность (написание проектов) 2014-2015 год – 4 класс
На данном этапе обобщая все ранее проведённые этапы, применяя полученные знания и навыки дети, делятся на творческие группы для написания проектов. «Спорт в жизни младшего школьника», «Наши друзья – витамины», «Лекарство на даче». Проект о вредных привычках «Что такое хорошо и что такое плохо», проект создания настольных игр связанный с вредными привычками, экологические проекты, проект «Подвижные игры»
Тематическое планирование
№ | Тема | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | |
1 | Подготовительный этап. | Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта. Темы могут быть предложены и учащимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и учеников, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Ученики входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень. «Зачем вы делаете этот проект?» и исходя из него, сформулируйте цели работы, выбирайте цели, значимые для вас, проблемы, решение которых важно для вас; Вопросы важные для проекта: - «Что для этого нужно сделать?» и сформулируйте по пунктам задачи проекта; - «Как это делать?» и сформулируйте способы реализации проекта; подходите к выбору способов творчески; - «Чего вы хотите добиться в итоге?» и сформулируйте ожидаемый результат проектной работы. | 1 | 1 | |
2 | Этап планирования | На следующем занятии происходит распределение ролей между учениками. Поэтому дополнительно выделяются подтемы, и каждый ученик выбирает одну из них для себя, для самостоятельной работы. Дети объединяются в малые команды для выполнения работы. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, учитель заранее готовит литературу, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности. | 2 | 2 | |
3 | Этап исследования | Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др. | 24 | 5 | 19 |
4 | Этап оформления материалов. | Учащиеся под руководством учителя оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами. При этом происходит дополнительно и обсуждение результатов, анализируется вся информация, полученная ранее. Результаты деятельности описываются и представляются в виде доклада. | 3 | 3 | |
5 | Этап рефлексии | Проводится анализ выполнения проекта в коллективе учащихся: успехи и неудачи, их причины. Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах учеников, закрепляет полученный результат. | 2 | 2 | |
6 | Этап презентации. | Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, выступление детей. Можно провести экскурсию по вновь появившемуся музею или выставке, где дети выступают гидами, экскурсоводами и даже переводчиками. Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда. Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты. | 2 | 2 | |
Всего: | 34 | 15 | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".
Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Моя проектная деятельность. Проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2008-2012г.г.)
Проект по практическому использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...