Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни
методическая разработка по теме

В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими школьниками и приведен проект, направленный на формирование здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Казанский(Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования

Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни

Методическое пособие

Казань, 2012


В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими школьниками и приведен проект, направленный на формирование здорового образа жизни.

Составители: В. В. Садовая, кандидат педагогических наук, доцент

С. А. Идиятулина( Веденина)


Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

Исследовательская деятельность в начальной школе……………………….7

Этапы построения проекта или исследования……………………………….9

Практикум из личного опыта по использованию исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников…………………..11

Заключение……………………………………………………………………...16

Список  литературы……………………………………………………………..18

Приложение……………………………………………………………………..19


Введение

Современный мир очень динамичен. Это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Сейчас очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.

   Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психологическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Новые социальные запросы определяют   цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В процессе  проектно - исследовательской деятельности у детей формируется (личностные УУД):

- адекватная самооценка;

- испытывая  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

- формируется мотивационная основа учебной деятельности;

- вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

   В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий исследовательская деятельность играет важную роль:

- дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Исследовательская деятельность предоставляет возможность (познавательные УУД):

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- строить логичное рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной

форме;

- фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ

Дети учатся (коммуникативные УУД):

- строить понятные для партнёра высказывания;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

- учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения,

эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Правильно организованная проектно – исследовательская деятельность на уроке рождает у детей  желание продолжать искать, исследовать и во внеурочное время.

Исследовательская деятельность в начальной школе.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез, потому она гибкая, в ней много места для импровизации.

Исследовательская деятельность – это творческая деятельность в елях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

   В работах многих отечественных педагогов и учёных говорится о необходимости включения учеников в исследовательский поиск.

   Н.Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

   Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

        Исследовательский проект – деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

        Перед детьми младшего школьного возраста не следует ставить слишком сложные задачи, включающих в себя несколько направлений деятельности.

Темы исследований  учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Проблема  исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Этапы построения проекта или исследования (по В. В. Гузееву)

  1. Подготовительный этап (определение темы и целей проекта)

Деятельность учащихся: обсуждение с учителем, получение дополнительной информации.

Деятельность учителя: знакомит детей со смыслом исследовательской деятельности, мотивирует,  помогает в постановке целей.

  1. Планирование деятельности (определение источников информации, определение способов её поиска, определение формы представления результатов, определение критериев оценки результата, распределение заданий и обязанностей в команде)

Деятельность учащихся: вырабатывают план действий, предлагают свои идеи.

Деятельность учителя: помощь в формулировании идей.

  1. Исследование, (сбор информации)

Деятельность учащихся: выполняют исследование

Деятельность учителя: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

  1. Анализ и обобщение (анализ собранной информации, оформление результатов, формулировка выводов)

Деятельность учащихся: анализируют собранную ими информацию и обобщают результаты.

Деятельность учителя: наблюдает, советует.

  1. Представление или отчет (представления результатов, защита проектов)

Деятельность учащихся: отчитываются, обсуждают

Деятельность педагога: слушает, задает целесообразные вопросы.

  1. Оценка результатов

Деятельность учащихся: участвуют в оценке , путем коллективного обсуждения и самооценки.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников.

Практикум из личного опыта по использованию исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников

Провести проектную деятельность в младшей школе достаточно сложно, так как дети еще малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Все темы, предлагаемые для исследования, должны быть доступны пониманию ребенка. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, поставленную перед ним, но и, в основном, пути её решения.

Что такое исследование для ребенка? Это прежде всего наблюдение за окружающей его жизнью, открытие каких-то явлений. Нужно, чтобы у ребенка возникали вопросы, и тогда с помощью исследования найдутся ответы. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельный поиск, должна быть в области интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.  При самостоятельном исследовании какой-либо проблемы ученики приобретают мотив к обучению, овладевают исследовательскими умениями и навыками, расширяют свой кругозор.

Современное общество обращает большое внимание на здоровье человека, в первую очередь на здоровье детей. По данным статистики               (www.rf-аgency.ru) каждый день в России в результате зависимости от вредных привычек умирает 80 подростков, в год эта цифра  - около 30000 детей и подростков.  По информации Роспотребнадзора,  согласно последним исследованиям, проведённым в школах Москвы, курят 67,7% мальчиков в возрасте 15-17 лет и почти столько же девочек. При этом алкоголь регулярно употребляют 30% столичных школьников (данные департамента образования за 2010 год). Поэтому ещё в младшем школьном возрасте нужно проводить профилактику вредных привычек, но учитывая возраст учеников. Рассматривая вредные зависимости, мы неизменно вспоминаем лишь о наркомании, алкоголизме и т.п., забывая при этом, что у нас, и у детей и взрослых, есть ещё множество вредных, неприятных себе и другим привычек, которые мы часто за собой не замечаем.

        Как же проводить профилактику вредных привычек у младших школьников так, чтобы, во-первых, им было это интересно, а во-вторых, это было действенно? Достичь результатов в этом вопросе нам поможет исследовательская деятельность, направленная на исследование и формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, соблюдение режима дня,  безопасное поведение на улице, в игре, занятия физкультурой и спортом, а также отказ от вредных привычек.

А что же такое привычки? Привычка – действие, которое мы совершаем автоматически,  не задумываясь.  Человек задумывается, совершая то или иное действие первые несколько раз, но со временем его действия становятся автоматическими. Очень часто такие действия являются пагубными для здоровья человека – такие привычки и есть вредные.

Младший школьник должен знать, какие бывают привычки, из-за чего они могут появляться и как от них можно избавиться.

Мы предлагаем внеурочную исследовательскую деятельность направленную на формирование здорового образа жизни  на тему «Привычка – вторая натура». В данной исследовательской работе дети изучают привычки: что это такое, какие они бывают, как избавиться от вредных привычек и т.п.

Тема проекта: «Привычка – вторая натура».

Возрастная категория учащихся: 2 класс;

Основополагающий вопрос: Почему человек так быстро приобретает привычки?

Вопросы учебной темы:

 1)Все ли привычки одинаково полезны?

2) Мои вредные привычки делают хуже  только мне?

3)Нужно ли бороться с привычками?

4)Может ли человек сам избавиться от вредной привычки?

Содержательные вопросы для исследований учащихся:

  1. Нужно ли иметь какие-то привычки?
  2. Какие привычки относят к полезным и почему?
  3. Какие привычки можно отнести к вредным и почему?
  4. К чему приводит зависимость от своих вредных привычек?
  5. Какие вредные привычки бывают у ваших ровесников?

Дидактические цели проекта:

  1. Формирование компетентностных знаний в сфере познавательной деятельности;
  2. Формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками по намеченной теме;
  3. Развитие навыков работы в команде, умений систематизировать материал.

Методические задачи:

  1. Получить представление о привычках человека, их пользе или вреде;
  2. Узнать и изучить способы избавления от вредных привычек самостоятельно;
  3. Научить находить решение поставленной задаче и достигать намеченных целей.

Выбор темы индивидуального исследования (ученики сами выбирают направление, тема формулируется совместно с учителем). Например:

  1. Семеро одного не ждут, или как может мешать в жизни привычка опаздывать.
  2. Слово  - не воробей, вылетит - не поймаешь. Употребление слов-паразитов, как избавиться от них?
  3. Где обман, там правды нет. Привычка обманывать.
  4. Весь сыт, а глаза всё голодны. Вредная привычка обжорство.

Формирование групп для проведения исследования: класс (27 человек) поделился на 4 группы: 2 группы по 8 детей,  1 группа по 9 детей, 1 группа из 2 детей.

Форма представления результатов: презентация, выпуск газеты, альбом.

Длительность выполнения проекта: 2 недели.

Работа над проектом была разбита на 5 этапов.

1 этап: подготовительный этап. На данном этапе определяется  тема и

цели исследования. Проводится вводное занятие на тему «Здорового образа жизни» (Приложение 1), цели которого  - ознакомить учащихся с правилами здорового образа жизни. формировать убеждение о необходимости сохранения личного здоровья. На данном занятии учитель обсуждает с детьми здоровый образ жизни, из чего он состоит, и в конце выводит детей на тему привычек. Данную тему ученикам предлагается исследовать, объясняется, как это делать, для чего это нужно. На данном же этапе детям предлагается список привычек, из которых они должны выбрать наиболее их заинтересовавшую

2 этап: планирование деятельности. На данном этапе происходит разделение детей на группы по темам, которые они выбрали, формулирование творческого названия исследования (предлагают сами дети). Учитель вместе с учениками определяет форму представления результатов исследования (презентация, газета, буклет  в данном случае), устанавливает сроки (2 недели), определяют источники откуда можно брать информацию (энциклопедии, интернет), определяют критерии оценки результата (полноценность материала, интересность материала, красочность оформления)

3 этап: исследование. На данном этапе ученики занимаются поиском информации, советуются с учителем. Этот этап неразрывно связан со следующим этапом – анализом и обобщением, так как во время поиска информации дети практически сразу анализируют что они нашли, нужно ли им это и т.п.

4 этап: анализ и обобщение. Проанализировав информацию, найденную ими во время исследовательского поиска, обобщив её, и убрав все лишнее, ученики приступают к оформлению результатов, формулируют выводы.

5 этап: представление результатов. Данный этап может проводиться в виде конференции, внеклассного мероприятия, классного часа(Приложение 2). В нашем случае был проведен классный час на тему «Вредные привычки». На нем учитель сначала проводит вводную часть в занятие, рассказывая о привычках вообще, обсуждает с детьми вредные и полезные привычки, а затем предоставляет слово учащимся для выступления со своими проектами. После защиты своих исследований дети вместе с учителем начинают оценивать свою выполненную работу.

6 этап: оценка результатов. Оценивание проходит по определенным критериям, определенными на подготовительном этапе. В нашем случае работы оценивались по 3 критериям: полноценность материала, интересность материала, красочность оформления. Дети принимали активное участие в оценивании. При выступлении других групп остальные активно интересовались темой оппонентов, задавали вопросы и пытались сами ответить на них.

Заключение.

Работая над своими исследовательскими проектами ученики приобретают мотив к обучению, овладевают навыками исследования, расширяют свой кругозор. Исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направленная на  выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ и обобщение результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, повышает мотивацию к учению, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Проблема формирования и развития исследовательских навыков  младших школьников сегодня приобретает все большую значимость. В ходе исследовательской деятельности дети учатся умению самостоятельно добывать знания из различных источников, испытывают потребность в непрерывном самообразовании, развивает навыки самоорганизации, формируют адекватную самооценку, приобретают навыки речевой культуры.

Метод исследовательских проектов в начальной школе эффективен потому, что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует общеучебные умения и действия: исследовательские, умения работы в сотрудничестве, коммуникативные, умение находить требуемую информацию в разных источниках, умение аргументировать собственные высказывания и многие другие.

О пропаганде ЗОЖ и профилактики вредных привычек можно говорить долго, этот аспект воспитания всегда был, есть и будет актуальной проблемой любого общества.

В любое время, считалось, что воспитывать, формировать нравственные нормы и ценности должны в первую очередь учителя, так как дети большую часть времени проводят в «стенах» школы, в результате чего большинство родителей переложили всю ответственность за воспитание своих детей на плечи педагогов.

Данный проект направлен на организацию помощи учителям общего и дополнительного образования в разработке и проведении внеклассных мероприятий, а также в отборе содержания интегрированных уроков для формирования мотивации на ЗОЖ учащихся и профилактике у них вредных привычек.

Список литературы:

  1. Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Ж. Начальная школа плюс до и после №2, 2005 с.98
  2. Воронцов А. Б., Егоркина С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе. (стандарты второго поколения). -М.Просвещение, 2010,

c. 176

  1. Горячева Галина Игоревна, МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ  «Исследовательское обучение младших школьников»(публикация)
  2. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –М.:АРКТИ, 2008. – 112с.
  4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: АРКТИ, 2008.
  5. Савенков А.И Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004., 80с.
  6. Серебрякова Нина Алексеевна «Формирование проектно - исследовательских способностей в младшем школьном возрасте».(публикация)

Приложение 1

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.
  2. Формировать убеждение о необходимости сохранения личного здоровья.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас урок здоровья. Девизом урока будут слова:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

II. Актуализация знаний

-У нас в гостях мальчик по имени Заболейкин. А зовут его так потому, что он очень часто болеет. Постоял на ветру - и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду - и опять слёг в постель.

-Как вы думаете, почему он так часто болеет простудными заболеваниями?

(Он незакалённый)

-Давайте расскажем Заболейкину, как правильно закалять свой организм и уберечь себя и других от инфекционных болезней.

-Для чего нужно заниматься закаливанием?

-С помощью чего проводится закаливание? (С помощью воздуха, воды и солнца.)

-Сделайте вывод.

-Надеюсь, что Заболейкин будет теперь закаляться и перестанет болеть.

II. Сообщение темы и задач урока.

-Ребята, а вы хотите быть здоровыми?

-Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Это значит, что все они живут по правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а постоянно.

-Тема урока: "Здоровый образ жизни".

В путешествии мы познакомимся с правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).

-Вы готовы к путешествию?

В путь дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь!

-Но не так просто попасть в страну Здоровячков - мы не знаем туда дороги.

А помогут нам доктора, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

Кто они? Сейчас мы это узнаём.

IV. Первый знакомый - доктор Чистота.

Беседа.

-Как умывается кошка?

(Она вылизывает себя языком.)

-А как другие животные ухаживают за собой?

(Слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга.)

-Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.

Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

-Для чего животные купаются и чистят своё тело?

-А зачем моется человек?

-Почему плохо быть грязнулей?

(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания.)

У доктора Чистоты есть помощники. Послушайте загадки, подготовленные ребятами 1-й группы, и отгадайте, кто они.

Вафельное и полосатое,
Гладкое и мохнатое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце)

Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)

Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала -
Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)

Ей руки, ноги, спину трут.
Скажите, как её зовут? (Мочалка)

Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было... (Мыло)

-Как вы заботитесь о чистоте тела?

-Послушайте сказку о микробах.

Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: "Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи". И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

-Что помогает нам победить микробов? (Чистота.)

-Расскажите, как содержать в чистоте своё жилище и одежду.

-Доктор Чистота просит назвать 1-е правило ЗОЖ и тогда он скажет волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков.

(Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.)

V. Доктор Здоровая пища.

1. -Продолжим путешествие в страну Здоровячков и познакомимся с доктором Здоровая пища.

-Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.

-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

2. -Продолжите сказку: "Жил - был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".

-Какая случилась беда с принцессой?

-Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу.

-Какое питание можно считать здоровым?

-Что значит "разнообразное" питание?

-Объясните, как понимаете пословицу "Овощи - кладовая здоровья".

-Доктор Здоровая пища просит назвать 2-е правило ЗОЖ.. (Правильно питайся.)

VI. Доктор Режим дня.

-Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Бывает, что второклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

-Расскажите, как правильно сочетать труд и отдых. -Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться?

Оздоровительная минутка "Гимнастика для глаз".

Назовите 3-е правило? (Правильно сочетай труд и отдых.)

VII. Доктор Движение.

- Послушайте рассказ А.Дорохова "Молодые старички".

Я знал одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда догадывался, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всем дворе еле волочил ноги, как старый-престарый дед.

А когда этот уже взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть. Он не мог посидеть, чтобы не согнуться, и десяти минут! Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная была у него спина. В свои семнадцать лет он сгибался так, вроде ему было за шестьдесят. 
Почему же он вырос таким хилым?

Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботники - убирать школьный двор или сажать деревья,- а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показав записку от врача, что его, мол, освобождают - недавно у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.

Хотел бы ты стать таким? Наверное, нет. А для того чтобы развить и укрепить свое тело, и не только мышцы, а и сердце, легкие, нервную систему, есть три верных способа: утренняя зарядка, спорт и пребывание на свежем воздухе.

-К чему приводит малоподвижный образ жизни?

-Чем надо заниматься?

  1. Делать зарядку (Физминутка "Хома")
  2. Играть в подвижные игры на воздухе.
  3. Заниматься физическим трудом и физкультурой.
  4. Заниматься спортом.

- Назовите 4-е правило. (Больше двигайся!)

VIII. Мы приближаемся к стране Здоровячков. Но на нашем пути препятствие - вредные привычки.

- Какие вредные привычки разрушают здоровье?

Анализ ситуации.

- Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.

У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

-Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с Толей или с Колей?

Назовите 5-е правило. (Не заводи вредных привычек.)

IX. Итог урока.

1.-Вот мы и добрались до страны Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Вы тоже есть среди них.

-Что значит вести здоровый образ жизни?

-Назовите главные правила ЗОЖ.

2.-Зная эти правила, вы разгадаете кроссворд (работа в группе).

 

  1. Утро начинай с :
  2. Принимай прохладный :
  3. Мойся с мылом и :
  4. Причеши волосы :
  5. Занимайся :
  6. Ешь больше фруктов и :
  7. Не сиди больше 30 минут за :
  8. Включай в свой распорядок дня :

-Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Здоровье.)

-Какие знаете пословицы о здоровье?

  1. В здоровом теле - здоровый дух.
  2. Здоровье дороже денег.
  3. Чистота - залог здоровья.

-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.

Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

X. Домашнее задание.

Мы с вами сегодня узнали о здоровом образе жизни. С сегодняшнего дня вы будете исследователями! Вы выберете вредную привычку и узнаете о ней как можно больше, чтобы затем рассказать о ней всем.

Приложение 2

Конспект внеурочного занятия «Вредные привычки»

Цели

– научить ребёнка быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия;

– воспитывать такие нравственные качества, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью;

– довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносят ему собственные вредные привычки

I. Организационный момент

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

– Ребята, у вас на партах лежат карточки.

Ы

У

О

Р

У

П

О

У

И

О

В

Ч

У

К

О

А

– Что записано на карточках? 
Ответы  детей.
– Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
– Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово «привычка»)

II. Введение в тему

– Что означает слово «привычка»?
Ответы  детей
– ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далекие предки подметили и выразили в слове о том, что
привычка – вторая натура.
– Как вы понимаете смысл данной пословицы? 
Ответы  детей:
– А у вас есть привычка? 
Ответы  детей

III. Сообщение темы

– Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие сегодня? 
Ответы  детей

– Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.

IV. Работа по теме

1. Работа по карточкам

– Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочтите задание и выполните его

1. Прочитай список привычек.
2. Выбери из списка полезные привычки и поставь напротив каждой «+»
3. Выбери из списка вредные привычки и поставь напротив каждой «–»
4. Если ты не знаешь, какая это привычка, то поставь напротив «?»

Список привычек:

  1. спать с открытой форточкой
  2. обманывать
  3. умываться
  4. чистить зубы
  5. грызть ногти
  6. сутулиться
  7. класть вещи на место
  8. выполнять домашнее задание
  9. заниматься спортом
  10. пропускать уроки
  11. говорить правду
  12. лениться
  13. курить
  14. читать лежа
  15. мыть за собой посуду
  16. драться
  17. конфликтовать         

(После выполнения задания детьми проводится обсуждение)

– Итак, какой вывод мы можем сделать?  Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь.

Ребята, вы готовили свои проекты по вредным привычкам. Познакомьте нас с ними.

Ученики представляют свои проекты. (по 5-8 минут)

Итог

–Подошло к концу занятие. Давайте подведем итог.
–Итак, о чем говорили сегодня?
–Какие привычки называют полезными?
–Какие вредными?
–К чему приводят вредные привычки?
– Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? Что для этого необходимо сделать? 
– Какие основные выводы можем сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок, направленный на формирование здорового образа жизни учащихся.

Урок (или классный час) предназначен для учащихся начальных классов....

«Исследовательская деятельность младших школьников как условие формирования учебно-познавательной компетентности»

Статья об организации исследовательской работы в начальной школе, которая просто необходима в современном образовательном пространстве....

«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»

 Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения...

Исследовательская работа "Фигурное катание как средство формирования здорового образа жизни"

Исследовательская работа на тему "Фигурное катание как средство формирования здорового образа жизни"...