Программа по внеурочной деятельности "Мое жизнетворчество" 2 класс.
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Гадзиян Каринэ Ремиковна

Программа содержит: пояснительную записку, содержание программы и  календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc125 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Жизнетворчество»

Специфика курса «Жизнетворчество» состоит в том, что в нём представлен целостный образ творческого становления личности как субъекта собственной жизни и созидания мира, его проектирование, преобразование и конструирование доступными младшему школьнику средствами. Основополагающим в построении содержания данного интегрированного курса выступает развивающий эффект вариативного образования, заключающийся в самоорганизации личностной системы, реализуемой в самоутверждении и самореализации, в раскрытии творческого потенциала в деятельности, имеющей креативную направленность. Он представляет собой объединение в одно целое содержания образовательных областей начального обучения, включенных как в учебную деятельность (литература, развитие речи, естествознание, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, окружающий мир, физическая культура, ОБЖ), так и внеучебную деятельность базисного учебного плана (уроки психологического развития, конструирование, история, этика, художественный труд, эстетика, факультативный курс по экологическому образованию, уроки нравственного развития и т.д.) с содержанием образования, получаемого детьми вне школы.

Дети постигают способы деятельности человека и взаимоотношения с природой, социальной средой через усвоение определённого круга проблем теоретического и практического жизнетворчества.

Цель изучения курса «Жизнетворчество» - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира; вариативное, оригинальное конструирование и реализация собственной, индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности.

Учебно-методический   комплект

для учащихся

Рабочая тетрадь на печатной основе. Мое жизнетворчество. 2 год обучения, авторы: В.Н. Коновальчук, Е.В. Иванкова, И.И. Мачуха.. Ростов н/Д :ИПО ПИ ЮФУ, 2011

для учителя

В.Н. Коновальчук Жизнетворчество. Первый год обучения: учебное пособие дл педагога.- 2-е изд., доп. и перераб. –Ростов н/Д. :ИПО ПИ ЮФУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Школьная жизнь. Правила поведения, права и обязанности школьника. Предметы и качества характера, необходимые для успешного обучения в школе. Праздники как результат человеческой фантазии. Праздники в школе и дома. Искусство дарить и принимать подарки. Праздники и подарки как воплощение человеческой фантазии. Роль фантазии в жизни людей.

Жизнь замечательных детей - будущих творцов. Воображение - способность творчески мыслить, фантазировать, мысленно представлять. Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Биография Г.Х. Андерсена. История творчества. Литературное творчество. Фольклор - народное творчество, совокупность народных обрядовых действий. Виды фольклора: словесные игры, молчанки, сечки, перевертыши, небылицы, загадки, скороговорки. Пословицы и поговорки. Прямой и переносный смысл пословицы. Пословица как притча-поучение. Русские народные пословицы. Человекообразующая роль фольклора.

Творчество - создание новых по замыслу культурных ценностей. Творческое изменение себя, отношений со сверстниками в своей школе. Мечты в сказках и реальности. Из истории литературного творчества, Устное народное творчество. Быль - то, что было в действительности. Былина - русская народная песня - сказание о богатырях. Былины, сказки, их отличие и сходство. Сказки, народные и авторские. Структура сказки; сюжет, композиция, герои, отношения между героями, позиция автора.

Жизнь замечательных детей - будущих художников, изобретателей. Наблюдение за природой - источник творчества. Изобретения Леонардо да Винчи, опередившие время. Многогранность таланта: художник и изобретатель. Талант - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. Гениальность - обладание высшими творческими способностями.

Изобретение - результат творческой мыследеятельности, новое, неизвестное прежде. Мастерство - умение, владение профессией, трудовыми навыками; высокое искусство в какой-либо области. Из истории мебели. Мебель как произведение искусства. Дизайн - конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобств, экономичности и красоты. Мебель и достижения науки и техники.

Жизнетворчество - оригинальное конструирование и реализация собственной, глубоко индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности в процессе освоения школ самостановления: «Я творю себя», «Я творю отношения», «Я творю окружающий мир», «Я творю свою жизнь». Миф и легенда как отражение действительности и плод человеческой фантазии.

Нравственные ценности: справедливость, доброта, согласие. Нравственные аспекты творческой деятельности человека (отношение людей к земле, решение экологических проблем). Виды творчества. Творчество» и его особенности в связи с созиданием. История художественного творчества: мифы и легенды. Дизайн - конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобств, экономичности и красоты.

Миф - древнее народное сказание о героях, богах, явлениях природы. Легенда - поэтическое предание о каком-либо историческом событии. Особенности мифологического отражения действительности. Истинные и мнимые ценности. Общечеловеческие ценности.

Я творю (созидаю) себя

Человек как часть природы и общества. Отличия людей друг от друга. Уникальность человека, черты его характера. Память, её функции. Особенности устройства человека. Способы запоминания словесной и образной информации. Ассоциативное мышление.

Эмоции человека: радость, удивление, интерес, грусть, страх, гнев, страдание. Внутреннее состояние как выражение чувств человека. Составляющие здорового образа жизни. Организм человека как единое целое. Органы чувств: обоняние, слух, осязание, зрение, вкус. Значение позвоночника для здорового образа жизни. Человек и другие живые существа: сходство и различия. Раса, национальность, пол, возраст, профессии.

Теории происхождения человека: религиозная, инопланетная, материалистическая. Образ человека. Строение человеческого тела; части тела. Красота тела - образ, доставляющий эстетическое и нравственное наслаждение. Человеческий организм - единая система, вкоторой всё взаимосвязано и регулируется. Здоровый образ жизни - уклад жизни, обеспечивающий сохранение здоровья. Вредные привычки. Программа здоровья.

Появление человека мыслящего. Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании впечатления, опыт. Внимание – сосредоточенность мыслей или зрения на чём-нибудь.

Самопознание - понимание себя, своего значения, роли в жизни, в обществе. Условия успешной учебы. Внутренний мир - сущность, душа человека; его духовность, чувства, мысли. Творения человека как отражение его духовности. Скульптуры, изображающие красоту человеческого тела. Картины, показывающие красоту внутреннего мира человека. Красота духа - духовность чувств и мыслей во внутреннем образе. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия. Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Легенда о черепке от древнего сосуда. Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей над материальными. Человечность - отзывчивость, гуманность.

Гигиена - обеспечение условий, сохраняющих нормальное экологическое состояние живых организмов окружающей среды. Рациональное питание, гигиена, двигательная активность. Взаимосвязь физического и психического здоровья человека. Саморегуляция - упорядочивание, приведение в норму собственных психических и физических сил.

Познание - постижение закономерностей объектного мира. Методы познания. Роль книги в познании мира. Гигиена чтения. Справочная литература - «золотой ключик» познания. Библиографические указатели, каталоги, картотеки. Самостоятельная работа с книгой как условие успешной работы и учёбы. Структура книги. Художественное оформление книги. Каталог - перечень, список каких-нибудь предметов. Записи прочитанных книг. Многообразие литературных жанров.

Самовоспитание - воздействие на собственное психическое и физическое развитие. Достоинства и недостатки. Мнимые недостатки. Красота человека и её составляющие. Признаки внешности человека. Физический облик (форма и черты лица, пропорции тела, цвет кожи, глаз, волос). Функциональные признаки (движение, позы, жесты, мимика, интонации голоса). Оформление внешности: одежда, причёска, грим. Эскиз - предварительный набросок.

Фантазия - творческий вымысел. Изобретательство - деятельность по созданию чего-то нового. Великие изобретения. Возникновение искусства. Искусство Древнего мира. «Семь чудес света». Творчество людей в наскальной живописи и скульптуре Древнего мира.

Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма. Культура здоровья. Физическое здоровье - физическое благополучие организма. Психическое здоровье - психическое благополучие организма. Интеллектуальное здоровье - правильная мыследеятельность человека. Индивидуальные особенности человека: наследственные, морфологические, психологические, социальные. Способы сохранения и укрепления здоровья: режим дня, рациональное питание, закаливание, саморегуляция.

Самопознание - познание своих личностных качеств и возможностей. Самосовершенствование - работа по улучшению собственных личностных качеств. Добродушие - мягкость характера, незлобливость. Миролюбие - стремление к сохранению мирных отношений. Искренность - выражение подлинных чувств.

Мода - совокупность вкусов, взглядов, приоритетных в обществе в определённое время. Неповторимость каждого человека. Индивидуальность - особенность характера и психического склада, отличающая одного человека от другого. Подражание и индивидуальность. Стиль одежды и стиль поведения. Проявление духовности, адекватная самооценка.

Я творю отношения

Я и мои друзья. Дружба, качества настоящего друга: взаимопонимание, взаимопомощь, верность, честность, доброта, сочувствие. Биография одноклассника. Игровые отношения и ролевые позиции. Любимые игры детей. Правила дружной и честной игры. Нравственные качества необходимые в игровой деятельности.

Правила совместной деятельности. Правила общения в группе. Мой символ общения. Способы выхода из трудных ситуаций, связанных с общением. Вежливые слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините. Приветствия как проявление вежливости. Вежливая просьба (будьте добры, пожалуйста, позвольте, разрешите, если можно и т.п.) как залог успеха в общении. Правила для успешной учёбы. Самооценка выполнения учащимися правил успешной учёбы. Общеучебные умения. Предметные умения. Условия комфортного учения.

Моя семья. Прошлое: моё и моих родителей. Я в прошлом, настоящем, будущем. Помощь, забота друг о друге, уважение, сочувствие, любовь в семье, обращение к членам семьи и вежливые слова. Я и время. Единицы измерения времени: минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы. Возраст как количество прожитых лет. Здоровье и признаки молодости и старости.

Внимание и наблюдательность. Невнимательность, рассеянность. Упражнения для развития внимания и наблюдательности. Умение видеть различия, сходство, замечать детали. Вербальные и невербальные аспекты речи. Функции речи: коммуникативная (функция сообщения, функция побуждения к действию, эмоционально-выразительная функция); интеллектуальная (форма выражения мыслей, называет те или предметы, явления, действия). Вежливость как необходимый элемент человеческого общения.

Школа чувств. Чувство - способность испытать, воспринять внешнее воздействие, эмоции, переживания. Чувства как выражение отношений человека к реальным или воображаемым объектам и событиям. Переживание - душевное состояние, вызванное какими-нибудь сильными ощущениями, впечатлениями. Отношение человека к предметам, событиям, другим людям, к себе. Предметность чувств. Радость, доброта, сочувствие, чувство юмора.

Доброта - отзывчивость, стремление делать добро другим. Добро и зло в сказках и в жизни. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Сопереживание - переживание вместе с другими его душевного состояния. Сочувствие, милосердие как нравственные качества. Любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

Заботливость, преданность, понимание, любовь к маме. Значение и функция женщины в обществе (исторический аспект и современность). Патриотизм - преданность и любовь к отечеству, к своему народу. Происхождение фамилий. Межличностные отношения. Истоки имён в Древней Руси. История своей семьи. Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Генеалогическое древо - изображение истории рода в виде разветвленного дерева.

Языки, на которых мы говорим, как способы передачи информации окружающим. Язык - система звуковых средств, отображающих работу мышления и являющихся орудием общения. Многообразие средств общения: звуковой язык, язык образов, жестов, мимики; кодированный язык, пантомима. Вербальные и невербальные средства общения. Жест - движение рукой или телом, что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика - движение лица, выражающее душевное внутреннее состояние.

Русские народные сказки о дружбе. Дружба - отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Качества, характеризующие настоящую дружбу. Верность - неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Ценные качества друга для меня. Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм общения.

Генезис понятия «этикет». Речевой этикет; история приветствий. Историческая обусловленность этикета. Этикет как допустимые обществом правила поведения. Воспитанность - отличие хорошим воспитанием, умение хорошо себя вести.

Ценности дружеского союза. Сплоченность - дружба, единодушие, организованность. Коллектив - группа лиц, объединенных общими интересами, учебой, общественно-полезной трудовой деятельностью. Сплочённость коллектива и отношение детей друг к Другу.

Правила поведения в обществе. Вежливость - соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость. Заботливость - внимательное отношение, попечение, уход за кем-либо. Внимательность - заботливое отношение к кому-нибудь. Кодекс поведения: вежливость, достоинство, естественность, такт. Ситуации, закрепляющие знание правил поведения.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. Терпимость - умение терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению. Взаимопомощь - помощь друг другу. Пословицы и поговорки об уважении к родителям. Потребность детей в общении с взрослыми. Помощь взрослых в организации общения и полезной деятельности детей.

Оратор - тот, кто произносит речь, обладающий даром красноречия. Качества звучащей речи: отчётливость, дикционная чёткость, ясность, целесообразный тон и громкость, чувство меры. Виды речевой деятельности: слушание и говорение. Правила восприятия чужой речи. Речь подготовленная и неподготовленная. Конспект - краткая запись, изложение содержания чего-нибудь. Аннотация - краткое изложение содержания книги, статьи. Турнир ораторов. Критерии состязания: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, эстетичность, умение демонстрировать. План - предположение, предусмотрена осуществления чего-либо. Заметка - краткое сообщение в печати.

Черта характера настоящего друга. Нравственность - внутренние, духовные качества, этические нормы, которыми руководствуется человек. Знание - обладание, какими-либо понятиями, представлениями. Соотнесение поступков сверстников с нравственным знанием и поведением. Поступок - совершённое действие; решительное действие в сложных обстоятельствах. Поведение - образ жизни и действий. Эпизоды из сказок, в которых герои в поведении проявляли качества настоящего друга.

Спор - словесное обсуждение темы, в котором каждый отстаивает своё мнение. Ссора - эмоциональное столкновение, состояние вражды. Конфликт - столкновение, серьёзное содержательное разногласие. Конфликты и способы их разрешения. Столкновение интересов отдельных людей. Причины ссор, конфликтов, войн. Анализ конфликтных ситуаций из мультфильмов. Структура конфликта и пути выхода из него.

Любовь и уважение к родителям в пословицах и поговорках, в высказываниях известных людей. Режим дня для удовольствия членов твоей семьи. Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Дисциплинированность - обязательное подчинение установленному порядку. Сознательность способность правильно оценивать действительность, обдуманность. Организованность- планомерность, отличающаяся строгим порядком. Ценности семейных отношений.

Многообразие речевых ролей: рассказчик, читатель, слушатель, чтец, собеседник. Значение речи для отдельных профессий. Искусство рассказчика и искусство слушателя. Ситуации с различными речевыми задачами. Оратор - человек, обладающий даром красноречия. Сообщение - известие, информация. Репортаж - сообщение о событиях дня, информация. Средства развития ораторского искусства, вербальные и невербальные упражнения

Я творю окружающий мир

Планета - наш общий дом. Жители планеты Земля. Бережное отношение к ценностям планеты Земля - человеку, воздуху и воде, растениям и животным, полезным ископаемым. Взаимоотношения жителей планеты Земля. Способы сохранения ценностей планеты Земля.

Мир вокруг нас. Многообразие форм проявления окружающего мира. Природа, как условие существования человека, как общий дом человечества. Помощь органов чувств в изучении природы. Взаимоотношения человека и природы, их последствия. Доверие и ответственность как главные принципы взаимоотношений человека и природы. Органы чувств и соответствующие им виды ощущений. Органы чувств в познании окружающего мира. Ситуации изучения и индивидуального восприятия с помощью органов чувств живой природы.

Чрезвычайная ситуация - исключительная, выходящая за рамки обычных. Опасные ситуации в сказках и жизни. Деятельность контроля и оценки в чрезвычайных ситуациях. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Помощь -  участие в чем-нибудь, приносящее облегчение. Первая доврачебная  помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации.

Источники возникновение искусства. Природа как источник творчества человека. Искусство - творческое отражение окружающего мира.

Виды искусства. Роль искусства в преобразовании окружающего мира. Природа как источник фантазии. Природные материалы, которые использует человек в своём  творчестве. Средства, которые использует художник для выражения внутреннего мира человека, -цвет, форма, свет, композиция. Средства портрета и фотографии. Забава - развлечение, игра.

Смех - звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие или насмешку, злорадство. Сатира - обличающее осмеяние. Источники смеха. Чувство юмора как залог здорового образа жизни, как средство самоутверждения в коллективе. Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Уместность шуток. Юмор и сатира. Смешные истории.

Вопрос - задача, требующая решения. Проблема - вопрос, требующий исследования. Способ - действия, применяемые при исполнении работы, осуществлении чего-либо. Назначение и роль детских вопросов как формы познания мира и вида связи с взрослыми. Виды вопросов: коммуникативные, познавательные, открытые, закрытые,

Игрушка - вещь для игры. Игра - занятие для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Возникновение игрушек. Искусство мастеров игрушки Древней Руси. Любовь в человеческой душе, воплощённая в игрушке. Современные игрушки. Виды игрушек и их назначение: сатирико-бытовые, аристократические и крестьянские. Игрушка как путь освоения мира. Систематизация игрушек как воплощение социально - культурных ценностей: русская народная игрушка-оберег;  развивающие игрушки.

Фантазия способность к творческому воображению. Ассоциации на что похоже. Ассоциации после прослушивания стихов. История предметов. Разговор предметов и явлений.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Сообщество - группа живых существ, обитающих вместе. Пословицы и поговорки экологической направленности. Экологическая культура как необходимость жизнеобеспечения человека и его ответственность за результаты своей деятельности, Причины экологических проблем планеты Земля. Научные открытия и их польза природе и безопасности человека. Способы познания и преобразования окружающего мира. Природа как вдохновитель искусства, источник духовного становления человека, великих творений и изобретений.

Мечта - предмет пожеланий, стремлений. Роль фантазии в жизни человека. Огонь в сказочном пространстве. Огонь как праздничное явление: фейерверки, бенгальские огни, олимпийский огонь, свечи для именинного торта, праздничный костер. Образы, возникающие при наблюдении за явлениями природы, огнём. Образ огня как историко-этнографическое явление. Символ - условный знак какого-либо понятия, явления идеи. Огонь как символ мечты, фантазии, любви, творчества.

Созидатель - творец чего-нибудь нового. Человек как созидатель, человек как разрушитель. Человека часть природы. Взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы. Ответственность - обязанность отдавать отчёт в своих действиях. Ситуации созидательного, ответственного отношения к природе,

Искусство - творческое отражение действительности в художественных образах. Признаки произведения искусства. Вещи и явления окружающего мира как произведения искусства. Произведение искусства и ремесленная поделка. Искусство как универсальное средство формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы и эстетического сознания личности. Искусство как способ «практически-духовного освоения мира», отображающее явления природы, жизнь людей, внутренний мир художника. Шедевр - исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание автора.

Я творю свою жизнь

Режим дня школьника как установленная последовательность действий и способов поведения в соответствии со здоровым образом жизни, потребностями и интересами учащихся. Значение режима дня школьника. Индивидуальный режим дня.

Фантазия как помощь сделать жизнь интереснее, радостнее - придумывание праздников, подарков, сюрпризов. Профессии, в которых необходимо воображение. Эмоционально-смысловой опыт.

Счастливая, интересная жизнь. Счастье как события отдалённые во времени, каждодневные события, отдельные события, материальные блага. Счастливые сказочные герои. Умение доставлять счастье другим. Самооценка ощущения счастья. Условия интересной счастливой жизни. Положительный образ Я как условие счастья. Ценность человеческой жизни. Истории из собственной жизни. Самооценка и взаимооценка ценностных ориентации.

Охрана природы - бережное к ней отношение. Творческое отношение к проблемам экологии. Материальные и духовные блага природы. Красная книга и её роль в сохранении животного мира нашей планеты. Опасности в сказках. Опасности в жизни: от общения с природой, с людьми. Ситуации экологической направленности - костёр в лесу, отношение к деревьям и животным, водным пространствам. Способы улучшения экологической обстановки в родном городе, районе, улице.

Созидатель - тот, кто создает что-то новое, делает его существующим. Исполнитель - тот, кто исполняет, выполняет работу по готовому образцу. Отличие ремесленничества от изобретательства, исполнительского от созидательного творчества. Способы творчества. Творчество, полезное людям. Роль творчества в изменении отношений со сверстниками, природой. Виды творчества. Творчество в учёбе, быту, играх

Творческая мастерская. Открытие - то, что вновь установлено, найдено. Изобретение - то, что создано человеком. История изобретения часов: солнечные, водяные, паровые, песочные, огненные, электронные, кварцевые. Изменения в жизни людей после изобретения часов. Назначение часов как результата творчества человека. Замысел твоего изобретения, польза его применения для людей.

Право - возможность действовать, поступать каким-либо образом. Обязанность - круг действий, безусловных для выполнения. Нарушение прав героев сказок. Декларация прав человека. Единство прав и обязанностей. Права школьника на учёбу, на отдых, на любовь и заботу родителей. Обязанности школьника - уважать старших, трудиться, не ущемлять права других людей.

Любовь к родителям, друзьям, природе, животным, игрушкам. Проявления любви в сказках и жизни. Достоинство - совокупность высших моральных качеств. Недостаток - изъян, несовершенство. Комплимент - любезные, приятные слова.

Жизнь - физиологическое существование всего живого. Счастье -чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Высказывания известных людей о счастье, связанные с жизнью для других. Несовместимость эгоизма, равнодушия и счастья. Трудолюбие, смелость, сила воли, тепло человеческих отношений, полезность людям и природе как основные условия счастливой жизни.

Наблюдательность - внимательность, способность подмечать нюансы. Закономерность - соответствие, связь и взаимозависимость каких-либо явлений действительности. Приметы и поверья как элементы устного народного творчества.

Общечеловеческие ценности: человеческая жизнь; любовь к родине; любовь к маме; сохранение мира. Жизнетворчество как изменение, творение себя. Мечта - нечто созданное воображением, мысленно представляемое. Ценности - то, что для человека имеет важное значение. Ценность человеческого общения. Ценности материальные и духовные. Причины разногласий, проблем и конфликтов. Пути решения жизненных проблем. Рефлексивная оценка собственного поведения.

Прямое и образное значение слова «дом»: место проживания; дом невидимый - в сердце, в памяти, где тебя любят и понимают; дом -мастерская; место, где тебе уютно и комфортно, где можно поделиться радостями и горестями, ощутить заботу близких людей. Моя комната как мастерская. Я - мастер своих вещей. Я и мои животные.

Задания для родителей как способ содержательного наполнения взаимоотношений с детьми и предмет обсуждения в семье результатов  духовно-нравственного и творческого развития ребёнка.

Мастерская поэта. Поэт - автор стихотворных произведений. Поэзия - словесное художественное, поэтическое творчество. Ритм - равномерное чередование каких-либо элементов. Рифма - созвучие концов стихотворных строк. Поэзия как жанр литературы - выразительность, ритмичность, образность, рифма. Стихи - это греческое слово «ряд», «строка». Стихи в латинском языке означают «повтор», в русском - «вирши». Стихи для детей и детские стихи. Образы, чувства, выраженные в поэзии.

Жизнь замечательных детей - будущих композиторов, Детство А. Моцарта. Одаренность - обладание выдающимися врождёнными качествами, особыми природными способностями. Усердие - большое старание. Источники возникновения музыки как результаты творчества человека (шелест листвы, шум моря, дождя и т.д.). Музыкальное общение как способ общения между людьми через сочинения композиторов.

Мастерская архитектора. Архитектура - проектирование и строение зданий, сооружений. Требования к архитектурным сооружениям Архитектура как вид искусства. Архитектор - специалист по архитектуре. Время, запечатленное в камне (от египетских пирамид и античных храмов к современной архитектуре). Архитектура в сказках. Макет - модель, предварительный образец. Макет архитектурного сооружения. Строительные материалы античных храмов и современной архитектуры. Сходство и отличия зданий родного города и сказочных строений.

Мастерская мультипликации. Мультипликация - киносъемка рисунков, кукол, изображающих отдельные моменты движения. Марионетка - театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. Виды мультипликации. Язык мультипликации и его возможности в развитии ума, чувств, воли, приобретения первого жизненного опыта.

Жизнь - физиологическое существование всего живого. Ценность - важность, значение. Счастье - чувство полного, высшего удовлетворения. Смысл человеческой жизни в высказываниях известных людей. Поиск счастья в сказках. Понятие времени и его значения для человека. Смысл пословиц и поговорок о необходимости бережного отношения ко времени. Строительство отношений со временем.

Опыт коллективного жизнетворчества в совместном творчестве, осмысление нравственных ценностей. Мораль - нормы поведения, отношения с людьми. Ситуации морального выбора. Сочувствие - участливое отношение к переживанию других. Эмоциональное сопереживание чужому горю. Доброжелательное отношение к людям. Режим дня добрых дел.

Время - продолжительность, длительность чего-либо. Наследие - что-либо оставленное будущим поколениям, общественно значимое, обычно творческого характера. Творческое наследие выдающихся людей. Причины наиболее запомнившихся своих жизненных ситуаций. Моё желаемое творческое наследие.

Романтика - то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека. Открытие - то, что установлено, найдено. Романтика творческих поисков и открытий. Возможности человеческого разума. Поиск - разведочные работы по обнаружению чего-либо. Качества, помогающие людям совершать открытия, создавать шедевры в различных областях искусства. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Планируемые результаты обучения

по курсу «Жизнетворчество»

авторы: В.Н. Коновальчук, Е.В. Иванкова, И.И. Мачуха

I.   Личностные универсальные учебные действия

  1. Смысл о образование формирование ценностных ориентации и

смыслов учебной деятельности:

  1. познавательные интересы, учебные мотивы (создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое отношение к учебе; формы совместной учебной деятельности; формирование рефлексивных отношений школьника к учению и личностного смысла учения, осознание учебной цели, последовательности задач, оценивание с учетом достижений);
  2. мотивы познавательных достижений социального признания;
  3. мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
  1. Нравственно-этическое оценивание:
  1. понимание нравственного содержания и смысловых поступков собственных и окружающих;
  2. знание моральных норм и выделение нравственного содержания поступков: конвенциональных, персональных, моральных;
  3. развитие доброжелательности, эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность оказывать помощь, толерантность;
  4. установка здорового и безопасного образа жизни;
  5. формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
  6. формы моральной самооценки.
  1. Самопознание:
  2. Самоопределение и его становление происходит в юношеском возрасте, в начальной школе; подготовка к нему через воспитание системы смыслов, как системы отношений ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, себе, социальному миру:
  1. Я-концепции;
  2. социальная идентичность (семейная, этническая, гражданская, групповая);
  3. самооценка.

II. Коммуникативные

  1. Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации:
  1. преодоление эгоцентрической позиции ребёнка (понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир);
  2. уважение иной точки зрения (учет позиции собеседника, ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной);
  3. обосновывание и доказательство собственного мнения (способность понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета).
  1. Коммуникация как кооперация, сотрудничество:
  1. согласование усилий по достижению общей цели (умение высказывать, и аргументировать свое предложение);
  2. ориентация на партнера по деятельности (способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимный контроль и взаимная помощь по ходу выполнения задания);
  3. умение договариваться, находить общее решение (умение и убеждать, и уступать; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).
  1. Коммуникация как условие интериоризации, средство передачи информации и становления рефлексии:
  1. слово как средство обобщения и становления индивидуального сознания (способность речевого отображения как описания, объяснения; распределение ролей, определение функции каждого члена группы, планирование деятельности в групповой работе);
  2. коммуникативная функция речи (различия в умении взаимодействовать со сверстниками; проектные задания, специальные тренинговые упражнения);
  3. сознание и рефлексивность мышления ребенка (планирование, контроль, оценка в форме громкой социализированной речи; самостоятельные занятия);
  4. разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблс мы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

III. Познавательные

  1. Общеучебные УУД:
  1. самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
  2. информационный поиск;
  3. знаково-символические действия;
  4. структурирование знаний;
  5. произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
  6. смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
  7. рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
  8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
  9. виды знаково-символических действий (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
  1. Логические действия:
  1. анализ объекта с выделением существенных к несущественных признаков;
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;
  4. подведение под понятия, выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей;
  6. построение логической цепи рассуждения; ё) выдвижение гипотез, их обоснование;
  7. доказательство.
  1. Постановка и решение проблем:
  1. формулирование проблемы;
  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

IV. Регулятивные УУД

  1. целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эта/юном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями);
  5. коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (А.Г. Асмолов).

Предметными результатами изучения курса «Жизнетворчество» выступают:

2-й год обучения

Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа; освоение правил совместной деятельности и коммуникативных умений; экологическая культура, культура предупреждения опасностей; осознание сущности духовных и материальных ценностей, понятий «творчество» и «виды творчества» для самореализации в жизни.

Литература:

1. Александрова В.Г. Деятельность как жизнетворчество: интеграция деятельностного и гуманно-личностного подходов в современном образовательном процессе // «Школа 2000…», М. 2005 Вып. 5

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1997.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный

курс. Кн. 1. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1999.

5. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного

образования // Классный руководитель. - 2000. - № 3. -С. 63-81.

6. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие

личности. - М.: Знание, 1978.

7. Библер В.С. Мышление как творчество. - М., 2005.

8. Богомолова Е.А. Индивидуальные варианты умственной развитости

младших школьников. - Калуга, 2002.

9. Бондаревская  Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образовании. " Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.

10. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.

11. Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1990.

12. Выготский Л.С, Педагогическая психология. - М., 1998.

13.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010;

14.  Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010;

15.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010;

16.  Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы: Из опыта работы пилотных площадок Ростовской области по апробации ФГОС: методическое пособие: в 2 ч., Ч. 1, авторы-составители Т.Ф. Пожидаева, Г.М. Стародубцева, Е.Ю. Сухаревская, Е.В. Посошенко, И.П. Пономарёва; под общ. ред. А.Х. Сундуковой.-Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПКи ПРО, 2010



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  занятий

по курсу «Жизнетворчество»  во 2 классе

№   п\п

Дата

Тема урока

1

Введение. Жизнь детей - будущих творцов

2

История творчества: литературное творчество

3

История творчества: литературное творчество

4

Я творю себя. Появление человека мыслящего

5

Образ человеческого тела

6

Мой духовный мир

7

Азбука здоровья

8

Азбука здоровья

9

Зачем надо изучать себя?

10

Зачем надо изучать себя?

11

Учусь учиться

12

Я творю отношения. Школа чувств

13

Добро и зло

14

Сочувствие

15

Общечеловеческие ценности

16

Какого ты рода-племени?

17

Какого ты рода-племени?

18

Языки, на которых мы говорим

19

Языки, на которых мы говорим

20

С чего начинается дружба?

21

Азбука вежливости

22

Азбука вежливости

23

Я творю окружающий мир. Культура предупреждения опасностей

24

Культура предупреждения опасностей

25

Возникновение искусства

26

Возникновение искусства

27

Почему и зачем мы смеёмся?

28

Учусь задавать вопросы

29

Игрушка как путь освоения мира

30

Игрушка как путь освоения мира

31

Я творю свою жизнь. Основы экологических знаний

32

Творчество. Виды творчества

33

Творчество. Виды творчества

34

Можно ли научиться творить? Мастерская творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)

Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Программа по внеурочной деятельности 2 класс.

Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....