Статья "РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья по теме

СТАНКЕВИЧ ОКСАНА ВИКТОРОВНА

Статья о роли внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ

ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

                                             

                                                                                                                  Станкевич О.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №15»

                                                                              г.Старый Оскол

            Внеурочная деятельность - это  целенаправленная      образовательная      деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей   определенной    возрастной    группы, формирования у них  потребности  к участию  в  социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации  их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности.

            В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов.

            Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, личностных результатов  удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

           Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

          Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД  (познавательные, регулятивные и коммуникативные) 

              Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности ребенка.  Для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

               Достижению метапредметных и личностных результатов способствует эффективная организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Небольшая наполняемость объединений (10-15 человек), разнообразные приемы, методы и формы работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

            Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели  и участники учебного процесса. Они   с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком  такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ  существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха  в соответствии  с собственными способностями  и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,  реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются  невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает  содержание и форму  занятий.  

        Большинство занятий должны проходить в виде сказок с игровым действием.  Дети большие фантазеры.  Они отождествляют себя с объектами живого мира, легко переходят грань реальности. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность. Предусмотрены и другие формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, кинолектории.

           Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно  повышают активность и работоспособность  детей, способствуют психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.

           Структура каждого отдельного занятия должна быть построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.

           Эффективным методом работы  по формированию личностных и метапредметных результатов является метод проектов, который гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Основное отличие проектной деятельности от других видов деятельности – это направленность на достижение конкретных целей, оригинальный конечный результат. Это создает предпосылки и условия, прежде всего для достижения  регулятивных метапредметных результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

               Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.

               Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

                Использование в образовательном процессе жизненных задач, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.

              Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, выполнение им исследовательских и творческих  работ.

              В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги,  проектировать, моделировать, сотрудничать,  самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает  познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Беглое и осознанное чтение как фактор достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников

       Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно – э...

Семинар на тему: "Формирование личностных и метапредметных результатов у младших школьников"

Этот материал можно использовать для учителей начальных классов...

Доклад "Роль внеурочной деятельности в развитии личностных и метапредметных результатов"

Текст доклада на региональном семинаре "Роль внеурочной деятельности в развитии личностных и метапредметных результатов"...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

Педагогический проект "Формирование навыков осознанного чтения как способ достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников"

Любить чтение-это обмениватьчасы скуки на восхитительные часы.Шарль Луи Монтескье   Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви...

Роль внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов

Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, которая организуется  в свободное от уроков время для  детей определенной возрастной группы....