"Гражданин России"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Соловьева Ирина Евгеньевна

"РСО Занкова" факультатив "Я - гражданин России" (2 урок по данной теме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие49.5 КБ
Office presentation icon Презентация к занятию2.02 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «РСО Занкова»

Предметная область: Факультатив «Я – гражданин России». 3 класс (автор: Н.Я. Чутко)

Тема: «Гражданин России» (2 урок).

Цель. Формировать нравственную культуру и активную гражданскую позицию обучающихся.

 Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Предметные задачи: создать условия для развития у обучающихся умения:

-приобретать знания о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе, классе.

-выделять главную мысль произведения, формулировать выводы

Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся:

- интереса к изучаемому материалу;

- умения сохранять и выполнять задачу, соответствующую этапу занятия;

- умения ориентироваться в духовно-нравственном содержании понятий право, обязанность, толерантность, любовь к родной земле, семье, природе, школе, одноклассникам;

- умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; фиксировать информацию, полученную путём анализа текста;

- умения высказывать оценочные суждения, рассуждать;

воспитательные: воспитание у обучающихся чувства гордости за свою страну, уважение к законам, умение пользоваться своими правами и обязанностями.

социальные: формирование навыка сотрудничества.

Методы обучения:

словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;

частично – поисковый – выполнение работы в группах;

наглядно – образный –презентация, видеофильм, отрывки из литературных произведений, иллюстрации, коллаж.


I Самоопределение к деятельности.

- Приветствуем всех, кто время нашёл

И в нашу школу в гости пришёл.

Пусть осень стучит дождями в стекло,

А в классе у нас тепло и светло!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие?

- Что пожелаете друг другу? Мне? Гостям?

- Я желаю вам быть старательными,

Спокойными и внимательными.

Говорите чётко, внятно,

Что бы всем было понятно!

II Актуализация знаний.

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Гражданин России)

- Сегодня я предлагаю продолжить разговор по этой теме.

- Что значит быть гражданином?

1) Быть свободным, любить свою Родину…

2) Быть ответственным за свою страну, народ…

3) Делить заботы своей страны…

4) Иметь возможность пользоваться её благами…

5) Знать права, не забывать и о своих обязанностях…

- Где записаны права и обязанности граждан? (В Конституции)        СЛАЙД

- Что такое Конституция? (Главный закон нашей страны)

- Как называется документ, в котором прописаны права детей? (Конвенция о правах ребёнка)         СЛАЙД

- Да, действительно, в Конституции и Конвенции прописаны права и обязанности и граждан, и детей.

- А что такое право? И что такое обязанность?

 -Соотнесите термин и его толкование.

Право                             Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что нибудь делать

Обязанность                  Круг действий, возложенных на кого нибудь и безусловных для выполнения

                             Наставление, разъяснение, указывающее, как действовать.

(Вынести на экран через документ камеру)

Приведите примеры прав и обязанностей граждан.

- Да, действительно, это наши права и обязанности и нарушать мы их не в праве! Но иногда это случается, граждане нарушают законы! Даже в сказках это происходит!

       Давайте, поможем сказочным героям отстоять свои права.    СЛАЙД

       ( На слайдах: Рассмотри рисунки. Нарушение каких прав изобразил художник.

       Статья 5,9,13.)

ВЫВОД: Мы не должны поступать так как это делают сказочные герои, а быть законопослушными гражданами.

- В статье 43 Конституции записано: Каждый имеет право на образование.

- Что это значит?

- Все ребята нашей школы, учителя – это одна дружная семья, которая имеет свои права и обязанности.

- Что является главным законом жизни нашей школы? (устав школы)

- Конституция, конвенция, устав – это всё писанные законы, а есть ещё и неписанные – это нормы нравственного поведения.

- Где ещё вы могли слышать или читать о нравственных заповедях? (Лихачёв «10 заповедей, Детская Библия)

- Какие заповеди вам запомнились больше всего?       СЛАЙД

- Сегодня я предлагаю вам создать свои заповеди, правила жизни нашего класса.       СЛАЙД

-При подготовке к этому занятию вы разделились на группы. У нас есть группа «Театралов», «Лириков», «Музыкантов», «Художников». Каждая группа получила задание: «По данной теме найти соответствующие произведения и одно из них представить для обсуждения в классе»

- Начну я! Даю задание для всех групп! Прочтите рассказ В.Осеевой «Хорошее» и подумайте о том, как бы вы поступили на его месте. На парте у вас лежат пословицы и поговорки, подберите, подходящую по смыслу!

-Через документ камеру вывести рассказ на экран

- Прошу группы высказать своё мнение. Начните со слов МЫ ДОЛЖНЫ…….

(помогать старшим, заботиться о младших, ухаживать за теми кого приручили….)

На доску голубой лист

ПОСЛОВИЦА: «Семьёй дорожить – счастливым быть!»

- 1 ГРУППА «Театральная»

Нашей группе дали задание найти рассказы по теме «Я гражданин»

Мы их напечатали на листочке и предлагаем ребятам прочитать, а для обсуждения подготовили отрывок из произведения «Сказка о потерянном времени»

Высказывания детей.

(не терять понапрасну время, беречь своё время и время других)

На доску желтый лист

ПОСЛОВИЦА: «Делу время потехе, час»

-2 группа «Лирическая»

Нашей группе дали задание найти стихи по теме «Я гражданин»

Мы их напечатали на листочке и предлагаем ребятам прочитать, а для обсуждения подготовили стихотворение А.Барто.

(МЫ ДОЛЖНЫ дружить со всеми ребятами, дружить бескорыстно, открыто, не наушничать)

На доску оранжевый лист.

ПОСЛОВИЦА: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

-3 группа «Музыкальная»

Нашей группе дали задание найти песни по теме «Я гражданин»

На уроках музыки и занятиях хора мы с Татьяной Владимировной много изучили песен по данной теме. Мы их напечатали, а спеть предлагаем песню «Не дразните собак, не гоняйте кошек»

(МЫ ДОЛЖНЫ любить и беречь природу и братьев наших меньших…..)

На доску ярко зелёный лист.

ПОСЛОВИЦА: «Берегите землю родимую, как мать любимую»

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и продолжить наш разговор.

Кто узнал, что это за сказка? Кто автор? В.Катаев «Цветик-семицветик»

-Почему я предложила вам посмотреть этот кусочек?

(МЫ ДОЛЖНЫ по доброму относиться к людям с ограниченными возможностями и помогать им)

На доску светло зелёный лист.

ПОСЛОВИЦА: «Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга»

Марина Костина

(МЫ ДОЛЖНЫ любить и беречь свою Родину, изучать её историю, знать историю своего города-города ВОИНСКОЙ СЛАВЫ)

На доску розовый лист.

ПОСЛОВИЦА: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!»

-4 группа «Художественная»

Нашей группе было дано задание изготовить коллаж на тему «Я гражданин» Мы взяли фотографии наших одноклассников и вот что у нас получилось!

Посмотрите, какая красота! Да, нас много и все мы разные, но каждый из нас должен!

  1. Помогать семье и родителям по дому.
  2. Учиться в школе, соблюдать правила распорядка и поведения.
  3. Дружить со всеми без исключения.
  4. Охранять и изучать окружающую среду.
  5. Заботиться о людях с ограниченными возможностями
  6. Любить и беречь свою Родину.

- Посмотрите, ваши высказывания приобретают некую форму! Как это всё можно назвать? СВОД ПРАВИЛ 3А, КОДЕКС ЧЕСТИ 3А. Придумайте заглавие Это первое домашнее задание!

- Как думаете, этот список можно продолжить? Да! Это второе домашнее задание!

Вывод, который можно сделать из сегодняшнего занятия: ЗАКОНЫ И ПРАВА МОЖНО ЗНАТЬ, НО ГЛАВНОЕ ИХ СОБЛЮДАТЬ!  СЛАЙД

- Какой вывод из нашего занятия для себя сделали вы? СЛАЙД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! Здравствуйте! Как настроение?

Слайд 4

Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь?

Слайд 5

Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению?

Слайд 6

Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом?

Слайд 7

Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества?

Слайд 8

Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии?

Слайд 9

Итоги занятия я никогда не знал , а сегодня узнал - мне было интересно на занятии - я запомнил - хочу сказать спасибо

Слайд 10

Всем спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....