План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся 3 класса
материал (3 класс) по теме

Сербина Елена Николаевна

 

Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся.  

Задачи:

1 .Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень творческой активности  детей;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности.

3 .Определить  норму и отклонение.

4. Проанализировать полученные факты.

5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plandiagnostichnskiy_material.docx631.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

МКОУ «Мачешанская СОШ»

Согласовано с руководителем        Согласовано с зам.директора                  Утверждаю.          

МО кл.рук                                              по воспитательной работе                       Директор школы:  

___________(И.Е. Межовой)           ________(Н.Н. Андреевой )                    _______(Л.В.Двоянова)          

«   » ноябрь 2013 г                              «   » ноябрь 2013 г                                     «   » ноябрь 2013 г

         

План выявления и изучения

индивидуальных особенностей

обучающихся 3 «А» класса

МКОУ «Мачешанская СОШ»

                                                                                                                                     Составила и разработала

     учитель начальных классов

                                                                                                             Сербина Е.Н.

2013-2014 уч.г

Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся.  

Задачи:

1 .Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень творческой активности  детей;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности.

3 .Определить  норму и отклонение.

4. Проанализировать полученные факты.

5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, необходимо  придерживаться следующих правил:

  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  • Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  • Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  • педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
  • педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  • педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник  эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств  младших школьников можно использовать следующие методики.

№п/п

Наименование диагностики, методики (автор), источник

Цель:

Форма проведения

Сроки

Отметка о выполнении

1

Методика «Изучение уровня внимания у школьников». (Гальперин П.Я, Кабылицкая С.Л.)

Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.291

- изучение уровня внимания и самоконтроля;

Работа с текстом, наблюдение.

ноябрь

2

Методика «Исследование кратковременной памяти». (Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина)

Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.288

- определение объёма кратковременной зрительной памяти;

Работа с таблицей чисел.

декабрь

3

Методика «Изучение самооценки личности». (Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина)

Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.314

- нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу»

Работа с текстом

январь

4

Методика «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». (Тест Гудинаф-Харриса)

Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. С.С.Степанов Москва 2007 «Творческий центр» с.33

-определение уровня IQ обучающихся;

Работа с рисунком, беседа.

февраль

5

Методика «Образная память» (Р.Римская, С.Римский)

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.64

-изучение уровня образной памяти детей;

Работа с таблицей рисунков.

март

6

Методика «Опосредованное запоминание» (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым)

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.75

- исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Работа с карточками-картинками.

март

7

Методика «Выделение существенных признаков». (Р.Римская, С.Римский)

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.108

- исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных, определение преобладания конкретного или абстракного мышления;

Опросник

Апрель

8

Методика «Диагностика уровня творческой активности учащихся».  (Л.Н.Канина)

nsportal.ru

-на основе выявленных критериев и эмпирических показателей определить уровень сформированности творческой активности у учащихся;

Анкета.

Апрель

9

Методика «Круги» (Методика Вартега)

Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.283

-измерение свойств интеллектуальной деятельности.

Графический и рисуночный тест.

Май

Литература.

1.Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина  2009

2. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. С.С.Степанов Москва 2007 «Творческий центр»

3. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997

4. nsportal.ru

Приложение 1

Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

 

Предназначена для обследования учеников 3-5 классов.

 Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

 Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

 Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Обработка данных

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень внимания;
3-4 – средний уровень внимания;
более 5 – низкий уровень внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

Приложение  2

Методика исследования кратковременной памяти

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.

Описание: испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и, потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»

Оценка.

По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, - 10 единиц материала. Средний уровень: 6-7 единиц.

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

94

52

Приложение 3

Изучение самооценки личности младшего школьника

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».

Инструкция: Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.

«Идеал»
смелость
доброта
любознательность
трудолюбие
вежливость
усидчивость
честность
правдивость
настойчивость
активность

«Антиидеал»
хвастовство
грубость
лень
трусость
зависть
лживость
жадность
драчливость
жестокость
обидчивость

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.

Приложение 4

Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. (Тест Гудинаф-Харриса)

Инструкция и процедура проведения теста. Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно -плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш - обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.

Тестирование - предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников - исключительно индивидуальное.

Приложение 5

Приложение 6

Опосредованное запоминаний (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым)

Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изображений предметов (картинки) и наборы слов. Рисунки могут быть изготовлены по образцам лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР. Но они могут быть без особого ущерба для дела изготовлены и кустарно. Важно, чтобы они были четкими. Рисунки должны быть выполнены на карточках, размер каждой из которых приблизительно 5Х5 см. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует. В психиатрической клинике обычно используются материалы третьей и четвертой серий (из числа апробированных А. Н. Леонтьевым).  

Набор карточек.

Диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, аэроплан, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.

Слова для запоминания.

Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, 'лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.

Перед ребенком раскладывают рядами все тридцать карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Затем говорят: "Тебе нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую карточку, которая потом поможет припомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить... (смотря по тому, какую серию предлагают, если четвертую, то слово "дождь"). Здесь дождь нигде не нарисован, во можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово". После того как ребенок выберет карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: "Как эта карточка напомнит про дождь?" Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие Ц. вопросы можно задавать после предъявления третьего или четвертого слова. Все отобранные карточки откладывают в сторону. Затем спустя 40 минут или час, т. е. перед концом исследования : (после того как проделаны какие-либо совсем другие эксперименты), ребенку в произвольном порядке показывают по одной карточке и просят припомнить, для запоминания какого слова эта карточка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, как : удалось припомнить или чем эта карточка напомнила соответствующее слово.

Форма протокола:


Слова


Выбираемая карточка


Объяснение связи для запоминания


Воспроизведение


Объяснение связи

Приложение  7

Методика "Выделение существенных признаков"

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения". 

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

 

Ответы (ключ).

1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

 

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

 

Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в

Баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

ответов

20

-

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

 

Приложение 8

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

Опубликовано 16.03.2013  Канина Лидия Николаевна

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырём критериям (результаты заносятся в таблицу)

  1. Чувство новизны.
  2. Критичность.
  3. Способность преобразовывать структуру объекта.
  4. Направленность на творчество.

   По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвёртого, последнего, критерия вопросы с  41-го по 56-ой-это самооценка. Самооценка по критерию «Чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы №41,42,43,44; по критерию «Критичность» по среднему баллу ответов на вопросы №45,46,47,47; по критерию «Способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы №49,50,51,52; по критерию «Направленность на творчество» на вопросы №53,54,55,56.

     Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «Чувство новизны» средний балл составил 1,45 , а самооценка 0,9.  Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.

       Низкий :  от 0 до 1 балла.

       Средний : от 1 до 1,5 балла.

       Высокий : от 1,5 до 2 баллов.

  1. Чувство новизны (№1-10)

   Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.

  1. Если бы я строил для себя дом, то:

А) построил бы дом по типовому проекту (0)

Б) построил бы такой дом,  который видел  на  картинке в журнале или кино (1)

В) построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)

2. Если мне нужно принять гостей, то я:

А)  провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости(0)

Б) готовлю сам сюрприз для гостей(2)

В) стараюсь провести вечер, как любимые герои кино(1)

3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:

А) оригинальную (2)

Б) трудную (1)

В) простую (0)

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

А) красивое (1)

Б) точное (0)

В) необычное (2)

5. Когда я пишу сочинение, то:

А)  подбираю слова как можно проще (0)

Б) стремлюсь употребить те слова , которые привычны для слуха и  точно отражают мои мысли (1)

В) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

А) все работали (1)

Б) было весело (0)

В) было много нового (2)

7. Для меня в общении самое  важное:

А) хорошее отношение товарищей (0)

Б) возможность узнать новое (2)

В) взаимопомощь (1)

8. Если бы я был поваром, то:

А)  стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и  довольны (0)

Б) создавал бы новые блюда (2)

В)  старался бы мастерски готовить все  известные блюда (1)

9. Из телевизионных передач я выбираю:

А) « Смехопанораму » (0)

Б) « Поле чудес» (1)

В) «Планету Земля» (2)

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

А) наиболее удобный маршрут (0)

Б) неизведанный маршрут (2)

В) маршрут, который хвалили мои друзья (1)

  1. Критичность (№11-20)

Согласны ли вы с высказываниями?

А) полностью согласен (0)

Б) не согласен (2)

В) не готов дать оценку (1)

11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д.И.Писарев).

12. «Лицо- зеркало души» (М.Горький).

13. « Единственная настоящая ценность – это труд человеческий» (А.Франс).

14. « Разум человека сильнее его кулаков» (Ф.Рабле).

15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).

16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).

17. « Боится презрения лишь тот,  кто его  заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).

18. « Нас утешает любой пустяк, потому что  любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).

19. « Способности, как и мускулы, растут при  тренировке» (К.А. Тимирязев).

20. « Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д.Л. Оруэлл).

  1. Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21-30)

№ 21А-23А – для старшеклассников.

№ 21Б – 23Б – для учащихся среднего возраста.

Правильные ответы: 21А –а)            21Б – г)

                                         22А – г)             22Б –б)

                                         23А –б)           23Б –д)

   В первой строке № 21А – 23А представлена пара слов,  между которыми существует некая связь или какое-то соотношение.  Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов,  между которыми  существует  та же связь или то же  соотношение. Правильный ответ оценивается в 2  балла,  неправильный – 0 балов.

21А. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) арест – вор           в) арест – судья

б) арест – обвиняемый        г) арест – адвокат

22А. ОЗЕРО – ВАННА

а) водопад – лужа       в) водопад – вода

б) водопад – труба       г) водопад – душ

23А. ВУЛКАН –ЛАВА

а)  источник – родник     в) огонь – костер

б) глаз – слеза                    г) шторм -  наводнение

      В первой строке № 21Б – 23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов,  из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла,  неправильный – 0 балов.

21Б. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

Больница      а) доктор      г) лечение

                          б) ученик    д) больной

                         в) учреждение

22Б. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

 Картина     а) хромой              г)рисунок

                    б) слепой                 д) больной

                     в) художник

23Б. РЫБА – СЕТЬ

 Муха        а) решето             г)жужжать

     б) комар     д) паутина

      в) комната

Найти выход из ситуации.

24. Заснув в своей постели,  утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.

25. В машине,  которой вы  управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.

26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будите  изъясняться?

   Ответы записываются на листе бумаги.     Критерии оценки:   а) реальность  (2);   б) вариативность (3).    Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.

  Перечислите  как можно больше способов использования каждого предмета.

    28. Консервная банка

   29. Металлическая линейка

30. Велосипедное колесо

 Ответ записывается на листе бумаги.  Время ответа – одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом:

отсутствие ответа – 0 баллов

тривиальный ответ – 1 балл

оригинальный ответ -2 балла

  1. Направленность на творчество (№ 31 -40)

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?

31. а) читать книгу (0)

б) сочинять книгу (2)

в) пересказывать содержание книги друзьям (1)

32. а)  выступать в роли актера (2)

б)  выступать в роли зрителя (0)

в) выступать в роли  критика (1)

33. а) рассказывать всем местные новости (0)

б) не пересказывать услышанное (1)

в)  прокомментировать то, что  услышали (2)

34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)

б)  работать,  используя испытанные приемы (0)

в) искать в опыте других лучший способ работы (1)

35.  а) используя указания (0)

б) организовывать людей (2)

в) быть помощником руководителя(1)

36.  а) играть в игры, где каждый играет  за себя (2)

б) играть в игры, где  можно проявить себя (1)

в) играть в команде (0)

37. а)  смотреть интересный фильм дома (1)

б)  читать книгу (2)

в)  проводить время в компании друзей (0)

38. а) размышлять, как улучшить мир (2)

б) обсуждать с друзьями,  как улучшить мир (1)

в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)

39.а)  петь в хоре (0)

б)  петь песню соло или дуэтом (1)

в)  петь свою песню (2)

40. а) отдыхать на самом  лучшем курорте (0)

б)  отправиться в путешествие на корабле (1)

в) отправиться в экспедицию с учеными (2)

Самооценка ( №41 – 56)

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то,  чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле,  которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46. Мне удается находить причины своих неудач.

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновать, почему мне что –то нравится или не нравится.

49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем как –то иначе.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на  интересные дела.

56.Для меня очень важно, как оценивают  мой труд окружающие.

Ответы на вопросы оцениваются так:

 Да              - 2 балла

Трудно сказать -1 балл.

Нет            -0 баллов.

Карта ответов на вопросы анкеты

1

2          

3

4

№ 1-10 Чувство новизны  (средний балл)

5

6

7

8

9

10

11

12

№ 11-20 Критичность (средний балл)

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

№ 21-30 Способность преобразовывать структуру объекта (средний балл)

25

26

27

28

29

30

31

32

№31-40 Направленность на творчество (средний балл)

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

№ 41-44 Чувство новизны (самооценка- средний балл)

45

46

47

48

49

50

51

52

№ 49-52 Способность преобразовывать структуру объекта (самооценка – средний балл)

53

54

55

56

№ 53-56 Направленность на творчество ( самооценка –средний балл)

Приложение 9

Методика Вартега «Круги»

Инструкция. На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 мин.

Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков.

Обработка результатов

1. Подсчитывается показатель беглости мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок — 1 балл. Средние значения беглости мышления представлены в табл.1.

Таблица 1.

Параметр

Возраст, лет

8

10

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Гибкость

3,6

3,6

4,3

4,6

Беглость

14,6

15,5

11,7

14,3

2. Гибкости мышления — количество классов рисунков, за каждый класс — 1 балл. Полученные результаты сравниваются со средними значениями (см. таблица 1).

Рисунки группируются по классам:

— природа;

— предметы быта;

— наука и техника;

— спорт;

— декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующиеся для украшения);

— человек;

— экономика;

— Вселенная.

3. Оригинальность мышления — за каждый редко встречающийся рисунок — 2 балла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные особенности обучающихся и специфика работы

Как помощь школьникам в обучении при разном способе восприятия информации. Материал предназначен для родителей....

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

         «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...

Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

Педагогическое наблюдение как метод изучения индивидуальных особенностей ребёнка

У педагогов, работа­ющих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня ...

План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся

План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...

План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся

План выявления и изучения  индивидуальных особенностей  обучающихся...


 

Комментарии

Абрамова Мария Сергеевна

Большое спасибо за столь ценный материал!!!!!