План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся
рабочая программа

Наталья Вячеславовна Бушуева

План выявления и изучения  индивидуальных особенностей  обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ашковская основная школа»

План выявления и изучения

индивидуальных особенностей

обучающихся

Бушуева Н.В.

Учитель начальных классов

Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся.

Задачи:

1 .Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень творческой активности детей;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности.

3 .Определить норму и отклонение.

4. Проанализировать полученные факты.

5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  • Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  • Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  • педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
  • педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  • педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств младших школьников можно использовать следующие методики.

№п/п

Наименование диагностики, методики (автор), источник

Цель:

Форма проведения

Сроки

Отметка о выполнении

1

Методика «Изучение уровня внимания у школьников». (Гальперин П.Я, Кабылицкая С.Л.)

Классные часы с психологом

- изучение уровня внимания и самоконтроля;

Работа с текстом, наблюдение.

ноябрь

2

Методика «Исследование кратковременной памяти». (Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина)

Классные часы с психологом

- определение объёма кратковременной зрительной памяти;

Работа с таблицей чисел.

декабрь

3

Методика «Изучение самооценки личности». (Ю.В. Груздева, Н.А.Богачкина)

Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.314

- нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу»

Работа с текстом

январь

4

Методика «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». (Тест Гудинаф-Харриса)

Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. С.С.Степанов Москва 2007 «Творческий центр» с.33

-определение уровня IQ обучающихся;

Работа с рисунком, беседа.

февраль

5

Методика «Образная память» (Р.Римская, С.Римский)

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.64

-изучение уровня образной памяти детей;

Работа с таблицей рисунков.

март

6

Методика «Опосредованное запоминание» (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым)

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.75

- исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Работа с карточками-картинками.

март

7

Методика «Выделение существенных признаков». (Р.Римская, С.Римский)

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Р.Римская, С.Римский «АСТ_ПРЕСС», 1997 с.108

- исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных, определение преобладания конкретного или абстракного мышления;

Опросник

Апрель

8

Методика «Диагностика уровня творческой активности учащихся». (Л.Н.Канина)

-на основе выявленных критериев и эмпирических показателей определить уровень сформированности творческой активности у учащихся;

Анкета.

Апрель

9

Методика «Круги» (Методика Вартега)

Классные часы с психологом Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина 2009 «Глобус» с.283

-измерение свойств интеллектуальной деятельности.

Графический и рисуночный тест.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся 3 класса

Цель: выявление и изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся.  Задачи:1 .Определить уровни развития памяти, внимания, интеллекта, мышления, самооценки, уровень творческой акт...

План работы по выявлению творческих способностей

План работы по выявлению способностей осуществляется по трём направлениям:Наблюдение за воспитанникамиБеседа и анкетирование родителейДиагностированиеЦель: выявление и изучение особенностей творческих...

План по выявлению способностей обучающихся

План работы по выявлению способностей...

План профилактических мероприятий направленных на выявление предотвращений и профилактику суицидного поведения несовершеннолетних

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТСОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТРЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТПОПЫТКИ....

План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся

План выявления и изучения индивидуальных особенностей обучающихся...