Внеклассное занятие по литературному чтению "О лисе"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Марина Анатольевна Мальцева

Данное мероприятие  было проведено  в рамках предметной недели начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_o_lise.doc136 КБ
Office presentation icon lisa.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. "Лиса в  литературных произведениях".

Цели. Закрепить знание русских народных сказок, расширить представление о лисе как диком животном.

Оборудование. Ребусы, компьютер, мультфильмы  о лисе, веера с цифрами, книжки со сказками о лисе, иллюстрации с изображениями лисиц, материал для оригами, листы бумаги,  краски  или  карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем занятии?

Дети. В ребусах зашифровано слово "лиса".

У. Сегодня на занятии мы будем говорить о лисе.

ІІІ. Работа  по теме.

1. Немало у  народа  пословиц, поговорок,  загадок о лисе.  Прочитаем их.

В птичник повадится – жди беды,
Рыжим хвостом, заметает следы. (
Лиса Патрикеевна)

Дети отвечают.

2. – Об этом красивом животном говорится во многих литературных жанрах. Так, например, лиса упоминается в потешках и прибаутках.

Подготовленные ученики читают  потешку и прибаутку.

Потешка

Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"

Прибаутка

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке*.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.

– Лиса является героиней некоторых басен. Какие басни о ней вам известны?

Д. "Лиса и виноград", "Ворона и лисица".

3. Сейчас  мы  изготовим  лисичку и  ворону из бумаги  и инсценируем  басню сами.

Под руководством  учителя дети готовят пальчиковые куклы оригами.

Дети инсценируют басню. «Ворона и лисица»

У. Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка?

Д. Колобок.

У. Правильно. Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе?

Дети отвечают.

4. Показ презентации.

– Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки".
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок – 5–6 кг.
Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград".
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
    Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой.

 Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке – сейчас  посмотрим..
Дети показывают  сказку "Лиса и заяц".

– Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.

Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя.

У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы.

5. О  лисице  создано много  мультфильмов.  Вот один из  них.  

Просмотр  мультфильма  « Лиса и волк».

6. А сейчас мы поможем волку поймать рыбку.

Игра “Поймай рыбку”.

7. А  теперь  послушаем  песенку о лисе. И отдохнём.

ІV. Викторина по русским народным сказкам

А с какими сказками о лисе вы знакомы.

 Перечислите их.

Дети отвечают. Учитель прикрепляет на доску названия сказок, написанные на карточках.

Лисичка-сестричка и серый волк № 1

Медведь и лиса № 4

Петушок-золотой гребешок № 2

Лиса и дрозд № 5

Лиса и козел № 3

Кот и лиса № 6

– Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:

Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!..

Д. 2

У. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!

Д. 1

У. Глазки, глазки, что вы делали?
– Мы смотрели, чтобы собаки лисаньку не съели.
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Мы слушали, чтобы собаки лисаньку не скушали.

Д. 5

У. А кто такой Котофей Иванович?

– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

Д. 6

У. Кума, а кума, как назвали-то?
– Поскребышком.
– Это имечко и того лучше.

Д. 4

У. Что ты там, лисанька, поделываешь?

– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.

Д. 3

Дети выполняют задание.

– Молодцы! В награду за хорошую работу я покажу вам еще один мультфильм, где героиней является лиса. Посмотрите его и вспомните название сказки.

Просмотр  мультфильма  «Лиса и дрозд».

V. Обобщение  по занятию.

У. Сегодня вы узнали много нового о лисе и вспомнили известные произведения, героиней которых она является. Каким вы теперь представляете себе этого зверя?

   В  нашей библиотеке  вы можете  взять и прочитать  такие книги о лисе и  других животных.  Выставка  книг.

VI. Итог занятия

У. Что вам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось?

Подумайте, о каком еще животном мы с вами могли бы так же интересно поговорить.  Дома  нарисуйте  лисичку  и  принесите в класс для выставки.


Лисичка-сестричка и серый волк

 № 1

Медведь и лиса № 4

Петушок-золотой гребешок

№ 2

Лиса и дрозд

№ 5

Лиса и козел

№ 3

Кот и лиса

 № 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 1 класс " Лиса и журавль" программа " Начальная школа 21 век"-презентация

Презентация содержит материал для определения темы урока, для работы над содержанием сказки , для подведения итогов урока...

Рабочая программа по литературному чтениюо системе Л.В.Занкова 2 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Урок литературного чтения "Лиса и тетерев"

Конспект урока литературного чтения по теме "Русские народные сказки. Лиса и тетерев". 1 класс...

Урок литературного чтения "Лиса и тетерев"

Урок литературного чтения "Лиса и тетерев" 1 класс УМК "Планета знаний"...

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...