Классный час "Блокада Ленинграда"
классный час (4 класс) по теме

сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel2.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург – прекрасный город на Неве, город белых ночей, воспетый поэтами, увековеченный художниками. С этим городом неразрывно связаны история России и русская культура.

Ни в одном городе Европы или Америки не найдется такого количества сохранившихся старых зданий. Не зря Петербург называют «музеем под открытым небом».

Самый тяжёлый период за всё время существования города - блокада Ленинграда.

Метроном, ФИЛЬМ

Блокада

 Ученик:

Войны начинаются внезапно.

Ходит по границе тишина.

А потом обвал. И сразу пятна.

Красные. И - вот она - война.

Вот она - гремучая, шальная,

Вся в лоскутьях дыма и огня,

Землю под железо подминая,

Целится в тебя или в меня.

Учитель. 

22 июня 1941 года …Война…

Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти.

Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

Ученик.

Наше детство убила война!

Всюду были голод, разруха,

Но у нас не сломила она

Чувство гордости, силу духа!

                               

До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.

       

А в сентябре ….Началась блокада Ленинграда. Был год 1941 год. 8 сентября, понедельник. Все дороги, связывающие Ленинград со страной, перерезаны. Город оказался в блокадном кольце, а в нем – 2 миллиона 544 тысячи жителей.

Учитель. 

Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.                                          

Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.

Ученица.

Ах, война, что  ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили,

И ушли, за солдатом солдат….

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

 И себя не щадите, и всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации, тушили зажигательные бомбы, ухаживали за раненными  в госпиталях девочки вязали носки и варежки для фронта..

Ах, война, что ж ты , подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Ученик              Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ученик.        Сколько вас? Попробуй перечислить -

Не сочтешь, а впрочем, все равно

 Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ленинградские мальчишки….

В далеком, тревожном военном году,

Под гром батарей у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открыта тетрадь,

Не выпало им дочитать дописать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они - ленинградцы!

Учитель.

 Кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.

В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл. 

Ученик.                                    

Меня война пахать учила.

Как мальчик с пальчик, так и я

Ходил за плугом молодчиной,

Пахал военные поля.

И точно помню: знал я точно,

Что надо фронту помогать,

Что надо срочно и досрочно,

И безогрешисто пахать.

И я пахал, пахал и сеял.

И мать, забыв и мор и глад,

Шептала богу и соседям

Про мой крестьянственный талант.

– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой.

Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму , голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

          Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.  Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...

В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

 Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

           В Ленинграде начался голод.

           В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

         С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия.

Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.  Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.  Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

 Стук метронома. На экране кадры о блокадном Ленинграде. Луч прожектора освещает стену, где стоит стол, на столе стакан воды и кусочек черного хлеба.

Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Ученик.

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

                        Произношу его и вижу снова

                                             Голодных умирающих детей.                      

Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

Ученик

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка-ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

                              Слышит мир твои слова.

В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты.  И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:.                                                          

                                «Из дневника  Тани Савичевой».                         

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г..

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942

Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942

Мама 13 мая в 7.30 утра 1942

Савичевы умерли. Умерли все".

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. 

Ученик

Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нем звучит сильней орудий

                                                  Тот безмолвный детский крик:

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом

Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), рядом метроном

Громко тикая, он отсчитывает время. Этот метроном включали в Ленинградском радиокомитете после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить. 

Радио для блокадников играло очень большую роль. Радио работает – значит, город живёт. Радио извещало о начале и конце тревог и обстрелов, а между ними звучал равномерный стук метронома. Только по радио люди узнавали, что происходит на фронте.

Стук метронома

Как мог выстоять Ленинград? Подвиг Ленинграда не в том, что люди умирали на голодном пайке. Это его трагедия. Подвиг Ленинграда в том, что люди находили в себе силы мечтать, работать, помогать слабым, учить детей. Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, как их родители и старшие товарищи.

Стук метронома

На Исаакиевской площади в здании Всесоюзного института растениеводства трудились ученые-биологи. Они умирали от голода, но свято берегли для будущих селекционеров уникальную коллекцию семян — гордость института, хлеб будущего.

А на самой площади выращивали овощи для блокадников

Стук метронома

В городе не было топлива, но в Летнем саду не срубили ни единого дерева.

Стук метронома 

Дух Ленинградцев, волю к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 «Ленинградскую» симфонию. Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде.


В воскресенье, 9 августа 1942 года, состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. 

Звучит фрагмент «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. 1941 год.  22 ноября. По льду Ладожского озера в осажденный город прошла первая колонна машин с продовольствием. Трасса, спасшая жизни пятисот восьмидесяти пяти тысяч эвакуированных ленинградцев,  получила название Дороги Жизни.

 «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу,  работали в необычайно сложных условиях: в мороз,  буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.



Смотря фотохроники блокадного Ленинграда, нынешние петербуржцы зачастую не узнают свой город. О трагических событиях 40-х годов сейчас нагляднее всего свидетельствуют памятники, посвященные войне. Однако их не так уж много, да и люди знают далеко не обо всех.

Среди памятных мест - сколы на Аничковом мосту, памятники героям, детям, матерям, блокадным колодцам и прорубям, мемориальные стелы и
площадь Мужества (символ блокадной стойкости и мужества ленинградцев), проспект Непокоренных (символ дороги в бессмертие) и Пискарёвское мемориальное кладбище (символ памяти и скорби) и многие другие

Пискаревское мемориальное кладбище. Только братские  безымянные могилы. Только гранитные камни с датами «1941», «1942», «1943»

Здесь лежат ленинградцы, здесь мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всех имен благородных мы здесь перечислить не сможем…

Так их много под вечной охраной гранита…

Но помни, внимающий этим камням, -

Никто не забыт и ничто не забыто!

Около 2 миллионов ленинградцев погибло в тяжелые дни блокады.

Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

В годы Второй мировой войны Ленинград запомнился всему миру 900-дневной блокадой, стойкостью и мужеством его жителей и защитников. Больше всего страдали дети, которые, преодолев выпавшие на их долю нечеловеческие испытания, сумели выстоять, вырасти, а, повзрослев – сохранить не только память о блокаде, но и свой город, и городские традиции.

Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.

Ученик  1.   По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

Ученик.

Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Ученик 2.   По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…

Ученик  3.   По рассказам и книжкам я слышу войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

За свой недолгий путь земной

Узнал малыш из Ленинграда

Разрывы бомб, сирены вой

И слово страшное – БЛОКАДА.

Его застывшая слеза

В промёрзшем сумраке квартиры -

Та боль, что высказать нельзя

В последний миг прощанья с миром...

Ученик 4.   Я не знаю войны. Да зачем она мне? 

Ученик

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

Помните! Через века, через года, - помните! ...

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!


Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
 

Ученик

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим...

                        Это нужно -  не мертвым,

                                                  Это надо - живым!

Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе - пресечется род наш человеческий.

Учитель

-Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада Ленинграда"...

Классный час: "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа....

Классный час с презентацией "Блокада Ленинграда"

Материал рассчитан на 2 урока. Дети наглядно знакомятся с 900-дневной обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

Классный час на тему "Снятие блокады Ленинграда".

Классный час посвящённый памятной дате...

Классный час "Подвиг защитников Ленинграда"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий воспитательного мероприятия, прсвящённого освобождению города - героя Ленинграда от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны....

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....