Конспект внеклассного мероприятия во внеурочной деятельности " Чудесный город"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Лозовская Людмила Яковлевна

Задачи: Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города, способствовать эмоционально-ценностному восприятию ребенком города как своего мира.

Методы и технологии: беседы, дискуссии,пректная деятельность, игра, мастерские, экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lozovskaya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

         Внеклассная работа

             По теме: Л. К. Ермолаева «Программа

                      внеурочного образования

                   «Чудесный город»

                     для учащихся  2- 4 классов».

Составитель: учитель начальных классов

ГБОУ школы № 530 с углубленным изучением наук

Естественно - математического цикла

Пушкинского района  Санкт- Петербурга

Лозовская Людмила Яковлевна

                                                     2011год

                    Вступительная часть

Еще в 19 веке была осознана важность изучения своего села, города, края в воспитании детей. Термин «краеведение», возникший еще в начале 20 века, означает « видеть» - знать свой край. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет целенаправленная политика в области просвещения и образования.

     Зачем необходимо ребенку изучать свой город, край?

Это необходимо для того, чтобы петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и имел представление о возможных путях самореализации в нем:

  • понимал свою связь с окружающим микромиром, умел грамотно взаимодействовать с ним;
  • осознавал ценность, наследия края  для себя, для современных жителей;
  • воспринимал наследие города, края как часть отечественного и всемирного культурного наследия;
  • интересовался жизнью города, умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересованном его объекте, о деятельности людей, учреждений.

    Каким образом организовать этот процесс?

Важнейшим условием, необходимым для духовно- ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом, краем. В учебной и внеклассной работе требуется использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также личностно- ориентированного и деятельностного подходов в образовании и воспитании. Необходимо создать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:

  • обретают « вкус и желание» к изучению города  ( познавательный интерес )
  • приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания
  • развивают умения видеть детали городской среды, самостоятельно их «расшифровывать», «читать», а главное «оценивать»
  • применять полученные знания и умения  в учебных ситуациях, в практической деятельности.

При таком подходе город может превратиться для ребенка в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор, оценивать события, происходящие в городе, понимать достижения и проблемы города.

                                                                       

       Цели:

Способствовать эмоционально- ценностному восприятию ребенком города как «своего мира», представляющегося значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

Способствовать восприятию детьми городских объектов и уголков как «знаков», символов определенной исторической эпохи, а себя воспринимать как пользователей и хранителей богатого наследия, созданного предшеству

ющими поколениями.

     

     Задачи:

Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города.

Помочь учащимся  сформировать представление о ценности (значимости) объектов городской среды для них и других жителей Для этого необходимо обогатить опыт знаниями:

      -   о целесобразности составных частей города, их пользе для горожан;

  • об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города;
  • о неповторимости ансамблей исторического центра города.

Способствовать формированию у детей  элементарных умений необходимых им в учебной и повседневной жизни,

Умение ориентироваться в пространстве города:

  • по карте- схеме;
  • по городским табличкам с названием улиц и номерами домов.

Выполнять правила поведения горожанина (в общественных местах, в отношении к природным и культурным объектам).

Использовать культурный потенциал города в реальной жизни (посещение театров, музеев, парков и т.д.)

Умение добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний.

Способствовать совершенствованию умений, знаний учащихся.

Содействовать выражению учащимися впечатлений от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.

Методы и  технологии используемые при изучении курса «Чудесный город»

В условиях классной аудитории

    -     беседы

    -      дискуссии

    -     проектная деятельность

  • мастерские
  • игра

Пешеходная прогулка

Экскурсии

Возможны приемы работы с иллюстрациями, фотографиями, слайдами, репродукциями и т. д.

Классный час  «Путешествие по Царскому Селу»

(отрывок)

Цели: - Познакомить учащихся с достопримечательностями Государственного музея- заповедника «Царское Село».

  • Развивать чувство прекрасного, помочь увидеть прекрасное вокруг себя.
  • Убедиться в том, что окружающий мир, окружение людей влияет на чувства человека
  • Повысить культурный уровень учащихся.

Подготовительный этап:

     -    подобрать музыку или песню о нашем городе;

  • сочинить небольшое стихотворение о родном городе;
  • нарисовать рисунки «Полюбившееся место в городе»;
  • выучить строки из стихов А. С. Пушкина «Дубравы, где в тиши свободы встречал я счастьем каждый день…»

Оборудование;

  • мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран)
  • запись песни о родном городе;
  • плакаты с изображением памятника А.С. Пушкину в Лицейском саду, Девушка с кувшином.

Ход занятия;

Звучит музыка, дети читают свои стихи о городе.

Почему возникли эти стихи, музыка?

Какие чувства испытали? (Мы любим свой город, мы здесь родились, живем, мы восторгаемся его природой, достопримечательностями.)

Поэтому вы написали такие замечательные стихи и подобрали мелодию. Вот точно также влияла природа, архитектура Царского Села на чувства великого поэта А.С. Пушкина, который жил и учился в нашем городе и воспел его красоту в своих стихах.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по Царскому Селу, чтобы и вы могли полюбоваться его видами, пейзажами, достопримечательностями,

Понять, почему же юный Александр Пушкин на всю жизнь запомнил годы пребывания в нем.

Дальше идут слайды и к каждому из дети читают стихи А. Пушкина. Делятся своими чувствами. (слайды прилагаются)

Итог: результатами освоения курса является:

Познавательный интерес детей проявляется выполнять творческие задания, прочитывать книги о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей.

Показывают степень сформированности представлений о назначении города, его функциях, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан.

  • о значимости памятников в городе, достопримечательностей, символов;
  • о важности и нужности созидательного труда горожан.

Ориентируются в реальном городе:

  • на улице, в своем районе, в центре;
  • по табличкам, номерам домов,
  • находят объекты.

Регулярно посещают музеи вместе с классом, совершают прогулки и экскурсии.

Самостоятельно находят нужную информацию в учебнике, с помощью библиотеки и родителей пользуются справочниками.

Узнают по изображению достопримечательность, называя признаки по которым узнали.

Умеют слушать рассказы родителей, учителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно.

Формирование отношения к наследию города у учащихся проявляется:

  - в  словесном выражение собственного впечатления от объекта,

  • в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки и т. д.)
  • в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

На будущий год планируется продолжить работу по этой программе с углубленным изучением достопримечательностей и наследия города.

Проводить экскурсии с посещением пригородных достопримечательностей, привлекая родителей к сотрудничеству.

Учебно- методический копплекс

  1. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь Ч, Ч,1.2. – СПб.: СМИО Пресс. Люб. Изд.
  2. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод. Рекомендации по их выполнению Ин. Петербурга, СПб. 1995
  3. Ермолаева Л,К., Гаврилова Н,Г, Чудесный город – видеофильм, Слайд- путешествие СПб. 98г. 95г.   и другая литература.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия по риторике "Путешествие в город Пословиц и поговорок"

Внеклассное мероприятие для начальных классов "Путешествие в город Пословиц и поговорок" включает в себя работу с пословицами, игровые упражнения и др....

Внеурочная деятельность "Чудесный город" 1 класс 21/12.2014г

Программа разработана на основе авторской программы Л.К.Ермолаевой "Чудесный город" для 1 класса. Начальное знакомство с городом Санкт-Петербург: его компонентами, особенностями и главными достопримеч...

Конспект внеклассного мероприятия нп тему: Путешестаие по городу Огня.

Цели: 1. Показать роль огня в жизни человека, как положительную сторону, так и отрицательную;2. Познакомить детей с профессией пожарного;3. Проверить знания школьников по правилам пожарной безопа...

Вводное занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Чудесный город" на тему "Как появился Санкт-Петербург"

Пояснительная записка Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждом...

Занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Чудесный город" на тему "Петропавловская крепость"

Пояснительная записка Санкт-Петербург – чудесный город с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Знание родного города необходимо каждому его...

Конспект занятия по курсу Внеурочной деятельности "Мой Город" Тема: Торговля в Санкт-Петербурге. Гостинный двор

Консппект занятия по ВНД "Мой Город" для занятия с обучающимися 1 класса коррекционной школы для детей ФГОС НОО ОВЗ ЗПР...

Конспект урока внеурочной деятельности Чудесный город

Тема занятия: «Руки» города.Цель: Развивать у детей интерес к окружающему. Расширить знания об улицах нашего микрорайона.Задачи:1.Познакомить детей с улицами нашего микрорайона. Рассказать...