Условия развития творческих способностей обучающихся
статья на тему

Байгузина Татьяна Валикаевна
Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является увеличение объема дополнительного образования детей, которое рассматривается как неотъемлемая составляющая полноценного образовательного процесса.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_razvitiya_tvorcheskikh_sposobnostey.odt32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Условия развития творческих способностей

школьника в процессе дополнительного образования

Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является увеличение объема дополнительного образования детей, которое рассматривается как неотъемлемая составляющая полноценного образовательного процесса.

Дополнительное образование сегодня начинает занимать все более значимое место в образовательном процессе начальной школы, выполняя такие  функции:

образовательная - ребенок может удовлетворить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующий его деятельности;

социально-адаптивная - занятия в объединениях позволяют учащимся (особенно имеющим проблемы в учебе и поведении) получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

коррекционно-развивающая - учебно-воспитательный процесс детского дополнительного образования позволяет развивать интеллектуальные, творческие и физические способности ребенка, а также при наличии некоторых отклонений в развитии произвести необходимую коррекцию;

воспитательная - объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание коллективизма, социальной ответственности и т. д.

Дополнительное образование оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей.

Основными задачами работы с родителями являются:

повышение психолого-педагогической грамотности родителей, формирование навыков построения познавательного обучения, желания и умения оказывать поддержку познавательным стремлениям  ребенка;

организация познавательного общения в семье с учетом индивидуальных программ, разработанных педагогами дополнительного  образования детей.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе... Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных», - писал Макаренко в «Педагогической поэме».

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А. С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.

Основные правила организации процесса детского объединения:

не нарушать принцип дополнительного образования - добровольность. (Ребенок выбирает, чем и с кем он будет заниматься);

педагог не должен включать в содержание занятий то, что дети уже изучили в процессе основного образования, но это не исключает использования полученных ребенком школьных знаний в дополнительном образовании;

занятия должны состоять из теоретической и практической частей, причем практическая часть не должна носить только репродуктивный характер (т.е. выполняться по заданию или образцу), необходимо как можно чаще давать ребенку возможность самому что-то придумать и помогать воплотить этот замысел.

Кружковая работа - не единственная форма организации дополнительного образования. Вариантами организации являются: проектная деятельность, научно-исследовательская, творческая и клубная. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Проектная деятельность представляет собой целый комплекс взаимосвязанных действий, дающих учащимся возможность применять на практике полученные в ходе обучения теоретические знания. Результатом является разрушение представлений о том, что изучаемое в школе мало связано с реальной деятельностью.

Начинать работу над проектом нужно с четкого определения его темы, которая была бы понятной ребенку. Основываясь на знаниях, полученных ранее, учитывала актуальные интересы, потребности и особенности современных детей. Сам проект должен обязательно включать теоретическую часть и апробацию предложенной цели.

Научно-исследовательская деятельность предполагает формирование у учащихся необходимых при проведении научного исследования практических умений:

работы с научной литературой;

разработки гипотезы исследования;

разработки программы исследования;

организация практической работы по теме исследования;

обработки и оформления результатов исследования;

презентации результатов исследования.

Самой сложной в работе с детьми представляется творческая деятельность. Так как научить творчеству невозможно. Поэтому необходимо создавать условия для самостоятельной продуктивной деятельности детей, которая предполагает:

свободу выбора ребенком направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства;

использование современных технологий, способствующих развитию творческих способностей детей;

содержательное и организационное разнообразие мероприятий, ориентированных на презентацию возможностей и подготовки каждого ребенка;

наличие системы поддержки детей, проявляющих высокий уровень творческих способностей.

Большое значение для развития творческих способностей школьников имеет содержание образовательного процесса и методика работы с детским объединением дополнительного образования.

На каждом занятии объединения педагог должен предлагать детям какую-либо информацию, что будет поддерживать интерес детей и развивать их познавательные потребности.

Все, что дети узнают от педагога, они должны применять на практике.

Для проверки знаний детей можно проводить игры, викторины, конкурсы.

С самого начала занятий педагогу необходимо приучать детей к самостоятельности в работе (при сохранении общего контроля за деятельностью детей), что во многом будет способствовать становлению самостоятельного мышления - еще одной составляющей творческих способностей.

Надо приучать детей каждую начатую работу доводить до конца, когда результаты могут быть представлены окружающим.

Каждое законченное задание необходимо обсудить не только с ним, но и со всеми учащимися, отмечая положительные стороны, мы создаем ребенку «ситуацию успеха» и формируем уверенность в себе, а выявление недостатков способствует формированию аналитического мышления и самооценки.

Итак, разнообразие содержания и приемов работы - одно из условий развития творческих способностей школьника в процессе дополнительного образования.

Очень важной для развития творческих способностей ребенка является еще и общая творческая атмосфера, создаваемая педагогом на занятиях дополнительного образования.

Средствами создания такой атмосферы являются: позиция самого педагога (увлеченного и творческого человека), моральная и эмоциональная поддержка им любых проявлений самостоятельности и творчества у каждого ребенка, стимулирование у детей потребности добавить в каждую работу что-то свое.

Очень эффективной в развитии творческих способностей воспитанников детского объединения дополнительного образования является методика проблемного обучения. На таких занятиях педагог должен перевести все учебные задания в интересные для детей практические задачи. Такое задание определяет необходимость проведения целого исследования. Учебный процесс должен быть методически очень хорошо обеспечен для создания комплекса условий успешности самостоятельной поисково-творческой деятельности учащихся. А сам педагог готов ответить на все вопросы детей и оперативно помочь в сложной ситуации.

Клубная деятельность может рассматриваться как одна из самых доступных форм дополнительного образования. Клуб может быть средством объединения проектной, творческой, социально актуальной и других названных видов деятельности. Привлекательность клуба для образовательных учреждений всех видов и типов заключается в том, что его деятельность не имеет жестко заданной регламентации учебных занятий: тематику заседаний, направления познавательной, научно-исследовательской и других форм работы клуба определяют его члены, что стимулирует развитие их социальной активности. Свобода членства и участие в мероприятиях клуба делают его очень привлекательным, а каждый школьник может сделать свободный выбор.

Подытоживая анализ проблем и возможностей дополнительного образования можно сделать вывод: правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным процесс основного образования.

Искусство папье-маше уходит своими корнями в японскую («харико», VII век) и китайскую цивилизацию. Считается, что они первыми заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. В Европу эта технология была завезена в XVIII –XIX веках, где получила название метода папье-маше, в переводе с французского языка – «жеваная бумага».

Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий в школах. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также папье-маше развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.

Далее, если у детей не пропадет интерес, этим направлением занимается профессионально.

Литература:

1. Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1988.

2. Макаренко А.С. Наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. - Н.Новгород: НГПИ, 2006.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 - х кн. Кн. 2.- М., 2001.

4. Рей Гибсон Поделки. Папье маше. Бумажные цветы. Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. Издательский дом «Росмен», 1996.

5. Сластёнин В.А. Педагогика. - М., 2005.

6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. - М.: 1996.

  1. 7.Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.

       

                                                                    Байгузина Т. В., педагог дополни-

                                                                    тельного образования ЦДТ «Радуга»

                                                                   

                                                                    филиал ООО МБОУ СОШ

                                                                    с.Бахтыбаево, с. Новокульчубаево

   

       УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

"Социальное партнёрство с родителями, как условие развития творческих способностей обучающихся"

Данный материал направлен на работу с родителями, где отражаются этапы работы с родителями, которые позволяют влиять на качество знаний обучающихся, на изменение отношений между детьми и родителями, т...

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Определяются задачи, решение которых должно привести кформированию духовно богатой, физически здоровой, социально активнойтворческой личности....

Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки н...

Тема самообразования" Развитие творческих способностей обучающихся младших классов в условиях реализации ФГОС"

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов дей...