Конспект воспитательского часа "Птицы леса. Кедровка"
план-конспект на тему

Воронович Роза Владимировна

Содержание данного материала повествует о жизни лесной птицы кедровки, особенностях её поведения, образа жизни, её значение в экологической системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_ptitsy_lesa._kedrovka.docx63.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Птицы леса. Кедровка»

Цель: Расширить представление детей о птицах леса на примере изучения образа жизни кедровки; воспитывать бережное отношение к природе, коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении.

Ход:

  1. Организационный момент.

«А сейчас, а сейчас воспитательский час.

Удивительное направление «Мир вокруг нас»

Ставьте ушки на макушке

Слушайте внимательно

Будет очень интересно, будет познавательно»

  1. Подготовительная часть.

- Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что за деревья изображены на экране? (Слайд 1).

- В Сибири его называют чудо дерево. Как вы думаете почему? Ведь кажется немало в мире чудес, заслуживающих большего внимания. Но именно на территории Сибири произрастают деревья исполины, которые кормят тайгу и человека. Кедр -  это богатство нашей Родины, об этом знают все. А кто из вас, ребята, знает, как появляются кедровые леса.

- Посмотрите (Слайд 2) вот из такого тоненького, зелёного расточка в будущем вырастает могучий кедр. А занимается этими посадками небольшая птичка, ведь именно благодаря ей на Земле появляются новые кедровые леса. Зовут эту птичку кедровка. Хотите познакомиться с ней поближе? Хорошо, итак, начинаем.

III. Сообщение темы.

- Тема нашего занятия: (Слайд 3) «Кедровка – пернатый лесовод».

IV. Основная часть.

- Ребята, кто мне может ответить, что изучает наука орнитология? Орнитология – это наука, изучающая жизнь птиц. А кто же тогда такие орнитологи? – Люди, занимающиеся изучением жизни птиц (Слайд 4).

- Я предлагаю вам побыть сегодня в роли исследователей – орнитологов согласны? Тогда прошу занять свои рабочие места (дети рассаживаются за три стола).

- Как учёные мы должны составить свой план работы, и определить (Слайд 5)

  • к какому семейству птиц принадлежит кедровка;
  • как выглядит кедровка;
  • особенности образа жизни птицы;
  • польза и вред кедровки.

- Многие птицы издают только характерные для них звуки. Давайте послушаем некоторые из них и определим, что это за птицы: (прослушивание голоса кукушки, вороны, воробья, филина). А вот как кричит кедровка (звук кедровки). И если вы внимательно слушали голоса птиц, то вы обязательно поймёте, кому она родственница (ответы детей).

- Теперь, давайте проверим наши предположения, заглянем в научную литературу (работа со словарём, энциклопедией).

- Молодцы, вы правильно определили. Кедровка относится к семейству вороновых.

- Что ещё написано в словаре о кедровке?

- Что её называют ореховкой. Кедровка – ореховка, что это значит? (Птица, питающаяся кедровыми орехами).

- Давайте же теперь посмотрим, как выглядит наша незнакомка? (Слайд 6, демонстрация картинки кедровки).

Работа с иллюстрацией.

- Как и все вороны – кедровки имеют средние размеры. Длина тела может достигать 36 см, хвост 11см; Масса тела варьируется от 120 до 200г. Оперение плотное, окраска пёстрая. Спинка, голова и брюшко окрашены в тёмно – коричневый цвет с разбросанными то тут, то там белыми пятнышками. Крылья тёмные, буро-коричневые, с оттенками чёрного цвета. А вот ноги и клюв резко выделяются своим чёрным цветом. Клюв у неё большой, сильный, но довольно тонкий, кончающийся довольно остро. Как вы думаете, почему у кедровки такой клюв? Правильно, им кедровка ловко добывает орехи из кедровой шишки и отдирает кору с древесных стволов.

- Ноги сразу выдают принадлежность кедровки к врановым. Они цепкие, с крепкими пальцами и длинными когтями.

- Давайте посмотрим, что ещё написано о кедровке в научных источниках? (Чтение Брэма, слайд с птенцами, слайд 7).

- Чем же ещё славится эта птица? (чтение учеником 3 гр, стр. 76).

Упражнение для глаз.

- А теперь, давайте закроем глаза, расслабтесь, и помассируйте веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё. Поморгать глазами 10-15 раз.

- А теперь я предлагаю посмотреть вам сюжет, «Как кедровка прячет орехи» (просмотр видео).

- Как вы думаете сколько орешков может, поместиться во рту у кедровки? (примерные ответы детей).

- С помощью длинного, крепкого клюва кедровка освобождает шишку от скорлупы, но сами орехи не долбит. Весь орешек она заглатывает целиком и складывает в своеобразный мешочек под языком. В мешочек в зобу входит более 100 орешек. Когда он набьётся полностью, то отвисает сильно вниз, как туго набитая кошелка. И вот дальше начинается самое интересное в поведении этой птицы. С грузом в зобу кедровка .начинает облет леса. Спустится пониже , засунет клюв под старую покрытую мхом валежину и уронит несколько орешков. Увидит под корягой ямку –туда бросит орехи. Пролетая мимо дупла любого дерева, и туда отсыпет часть  из своей кошелки. И так птица летает по тайге до тех пор, пока  не растрясет или не растеряет все орешки.

В годы, когда урожай орехов большой, кедровка в день может пролететь до 10 км.,пряча орехи про запас на зиму. Её кладовые находят в голодные годы и соболь и бурундук и медведь. Часто сама птица забывает куда она спрятала запасы, и может подкормиться из чужой кладовой. А те орехи, что она забыла,, разбухают по весне. Из них весной проклевывается зеленый стройный росточек будущего могучего кедра.

Семена кедра не имеют приспособлений для переноса их ветром или животными, поэтому роль кедровки велика в переброске орехов и расселении кедра весьма существенна. Если где-то в горах ,на каменистой россыпи   и гари, где нет ни травинки ,вдруг появляются молодые побеги кедра- знайте, это поработал наш пернатый лесовод-кедровка.

Давайте теперь вспомним, какие вопросы мы должны были разобрать?

Как вы думаете, какую пользу еще приносит кедровка? Летом она уничтожает великое множество жуков, всяких усачей, да  долгоносиков-вредителей хвойных деревьев. А питаясь орехами, кедровка большого вреда не приносит.

А теперь давайте еще раз посмотрим, какая это удивительная птица-кедровка.( просмотр видео ролика).

V.Физкультминутка.

А теперь давайте немного отдохнем и сыграем в игру «Прилетели птицы.» Встаем в круг .

Скажите, где могут одновременно встретиться  разные-разные птицы?-Правильно, в зоопарке. (раздаю детям карточки с изображением разных птиц) Итак, я кедровка – лесная птица, а ты кто?  А вы называете себя и говорите, что у нас общего и чем мы отличаемся. Молодцы, отлично справились с заданием, можете вернуться на свои места.

VI.Заключительная часть.

Каждый ученый в заключение своей исследовательской работы выпускает  научную литературу по своей теме. Поэтому мы не исключение Я предлагаю нашей исследовательской группе выпустить стенгазету о лесной птице- кедровка.

I-группа сочиняет стихотворение ( нужно вставить в стихотворение о кедровке пропущенные слова по смыслу).

II-группа  готовит небольшую информацию о кедровке.( по смыслу дополнить предложения,)

III-группа раскрашивает и приклеивает на ватман рисунки кедровки, леса ,кедровых шишек и знак «Берегите птиц.»

VII.Итог.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Скажите, интересная птица кедровка? Полезная ли это птица?

А что может произойти ,если этих птиц не станет?

Вы когда- нибудь выковыривали орехи из шишки, если да, то наверняка помните о том, какие у них плотные и  твердые пластинки. Росткшишка тяжелая ,а поэтому падает  только под кроной родительского дерева. Таким образом, если этих птиц не станет,  кедры со временем могут исчезнуть с лица земли.

«Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм.

С лесами, тянущими руки

На встречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь .

Задания к заключительной части:

  1. Вставьте пропущенные слова:

«Кедровка-пернатый лесовод».

-птица семейства-………………………

-птица, обитающая в ………………….. ……………..

-птица, обожающая кедровые…………………………

-птица, которую еще называют ………………….

-птица-сеятель …………………………………..

-птица. которая устраивает в лесу…………….

-птица эта, как  и дятел  является   лесным ………

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марий Чодра конспект воспитательского занятия

Воспитательское занятие о национальном парке Марий Чодра. Знакомство детей с флорой и фауной заповедника Марий Чодра....

Конспект воспитательского спортивного часа воспитателя специальной (коррекционной) школы – интерната ст-цы Ленинградской Василенко О.И. Спортивный час «Весёлые туристы»

конспект спортивного часа для воспитанников начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида...

конспект воспитательского занятия "Пожарная безопасность"

Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия. Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят в жилом секторе и практически каждый второй вызван...

Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме «Наши пернатые друзья»

Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме: «Наши пернатые друзья»...

Конспект воспитательского часа "Масленица"

В конспекте раскрываются традиции празднования праздника "Масленица"....

Конспект воспитательского часа "Молоко и молочные продукты"

В конспекте раскрывается польза  молока и молочных продуктов для человека....

Конспект воспитательского часа "Зимующие птицы"

В конспекте подобраны загадки, игры по расширению знаний детей о зимующих птица, раскрываются этапы выполнения  аппликации снегиря....