РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика. Логика" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Гмырина Алена Петровна

Программа содержит пояснительную записку и КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Занимательная математика. Логика» составлена на основе программы из сборника: Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности. 1 – 4 классы. В двух частях. Часть 1 и часть 2. / Руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ профессор Р.Г. Чуракова – Москва: Академкнига/ Учебник, 2011.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Так внеурочная деятельность общеинтелектуального направления   «Занимательная математика. Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

 

Цели программы:  

  • расширение информационной картины мира учащихся;
  • изучение окружающего мира математическими средствами;
  •      развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания,  восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления); 
  •     воспитание  инициативности, самостоятельности, предприимчивости;
  •    развивать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • формирование ключевых компетенций обучающихся для полноценной самостоятельно мыслящей личности. 

Задачи:

  • создать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску;
  • обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;
  • обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
  • развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
  • сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Рабочая программа «Занимательная математика. Логика» рассчитана на 1 год (89 часов) занятий с детьми младшего школьного возраста и поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра, творческий отчет, конференция;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 3-и классы – 45 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по внеурочной деятельности  «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.

Воспитывающий аспект – это воспитание системы межличностных отношений.

Внеурочная работа предусматривает поиск необходимой информации в справочниках, книгах, детских журналах, газетах, на электронных носителях, в Интернете.

Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя, библиотекарь, родители школьников.

Ожидаемые результаты

 

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов:

Личностные:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

      Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учиться выражать свои мысли;
  •  учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Основное содержание для 3 класса

п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Свойства, признаки и составные части

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

10

3

7

2.

Сравнение

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры

5

5

3.

Комбинаторика

 Перестановки. Размещения. Сочетания.

6

1

5

4.

Действия предметов

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

7

2

5

5.

Элементы логики

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества.

Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

Выражения и высказывания

12

3

9

6.

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток

7

1

6

7.

Развитие творческого воображения

Составление загадок, чайнвордов, ребусов. Создание фантастического сюжета

на тему «Состав предметов»

14

14

8.

Практический

материал

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Математические ребусы. Математические цепочки.

18

18

Всего

89

10

79

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Дата

Входной тест.

1

Признаки предметов.

1

Закономерности в чередовании признаков.

1

Классификация.

1

Классификация по какому-то признаку.

1

Сравнение предметов по признакам.

1

Тест «Сравнение».

1

Состав предметов.

1

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

Найди отличия.

1

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1

Комбинаторика.

1

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1

Путешествие в прошлое. Как появились числа.

1

Путешествие в прошлое. Старинные единицы длины.

1

Решение старинных задач.

1

Путешествие в прошлое. Старинные единицы веса.

1

Решение старинных задач.

1

Путешествие в прошлое. Старинные единицы вместимости.

1

Решение старинных задач.

1

Путешествие в прошлое. Как появился календарь.

1

Магические квадраты.

1

Математические ребусы.

1

Составление математических ребусов.

1

Математические цепочки.

1

Составление математических цепочек.

1

Решение логических задач.

1

Составление логических задач.

1

Математические задачи в стихах.

1

Составление математических задач в стихах.

1

Решение олимпиадных задач.

Функциональные признаки предметов.

1

Симметрия.

1

Симметричные фигуры.

1

Симметрия на клетчатой бумаге.

1

Построение симметричных фигур.

1

Геометрические загадки.

1

Плоские геометрические фигуры.

1

Объемные геометрические фигуры.

1

Решение геометрических задач.

1

Логическая операция «и».

1

Координатная сетка.

1

Решение логических задач и задач-шуток.

1

Математический КВН.

1

Окружность.

1

Построение окружности.

1

Деление окружности на равные части.

1

Результат действия предметов.

1

Обратные действия.

1

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

Тест «Отношения».

1

Порядок действий.

1

Последовательность событий.

1

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

1

Составление загадок.

1

Составление чайнвордов.

1

Составление математических ребусов.

1

Множество. Элементы множества.

1

Классификация по одному свойству.

1

Тест «Классификация».

1

Способы задания множества.

1

Сравнение множеств.

1

Отношения между множествами. Объединение.

1

Отношения между множествами. Пересечение.

1

Отношения между множествами. Вложенность.

1

Решение задач с использованием понятий о множествах.

1

Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА»

1

Деление окружности на равные части.

1

Деление окружности на равные части с помощью циркуля.

1

Выражения и высказывания.

1

Высказывания со связками «и», «или».

1

Отрицание.

1

Причина и следствие.

1

Причинно-следственные цепочки.

1

Закономерность в числах и фигурах.

1

Закономерность в буквах и словах.

1

Решение логических задач и задач-шуток.

1

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1

Последовательность событий.

1

Последовательность действий и состояний в природе.

1

Истинные высказывания.

1

Ложные высказывания.

1

Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).

1

Логические упражнения.

1

Логические цепочки

1

Математические ребусы.

1

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1

Итоговый тест.

1

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

3 класс

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  • мальчик, девочка, бабушка - … .
  • сметана, кефир, майонез - … .
  • Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
  • дуб, баобаб, береза, осина - … .
  • предательство, доброта, честность - … .

б)  Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

  • Вверх – вниз
  • Говорил - …
  • Думать – размышлять
  • Ломать - …
  • Брюки – штанина
  • Рубашка - …
  • 1 2 3 – 2 3 4
  • 3 4 5 - …

3.   Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

3 класс

Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
  • Коза, корова, лось, лошадь - … .
  • в, з, ш, д - … .
  • Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
  • Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
  • Добрый, жадный, честный, голодный - … .
  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
  • Ель                                    ромашка                                         шиповник
  • Клен                                 ландыш                                            смородина
  • Береза                              колокольчик                                   сирень

  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

Посуда

  1. Произведи классификацию самостоятельно.

Геометрические фигуры

  1. Исправь ошибки в классификации.
  • Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
  • Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
  • Водоемы делятся на океаны и моря.
  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
  • Люди делятся на детей и взрослых.
  • Машины делятся на грузовые и легковые.
  • Год делится на зиму, лето, осень, весну.
  • Горы делятся на старые и молодые.
  • Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
  • Час состоит из минут и секунд.

3 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

  1. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

  1. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

  1. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство:                                                    Различие:

_а)_________________                             a)_________________

_b)_________________                             b)_________________

_c)_________________                             c)__________________

_d)_________________                             d)__________________ .

  1. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

  1. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

  1. __________;
  2. __________;
  3. __________ .

* Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится.

Ответ: ______________ .

3 класс

Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
  2. 8, 17, 24, 32, 2;
  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;
  2. _____________;
  3. _____________ .
  1. Укажи родовое понятие:
  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
  2. Пятиугольник, круг, квадрат;
  3. Пчела, муха, бабочка;
  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________ .
  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест за курс 3 класса

  1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
  • быстрая, бурная, горная, … .
  • крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
  • летняя, теплая, звездная, … .
  • меткая, поучительная, мудрая, … .
  1. Вычеркни неверные сравнения.
  • У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
  • Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
  • В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
  • Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
  1. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3

  1. Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на … .

б) Всех зверей можно разделить на … .

  1. Дай группе слов родовое понятие.
  • Яблоко, желудь, шишка - …  .
  • Тополь, кошка, мухомор - …  .
  • Шелк, ситец, вельвет - …  .
  1. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  1. Что это?

…   -  движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

 …   -  одна сторона листа.

…   -  знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Составь определение.

Чемодан – это  …   .

  1. Напиши противоположное понятие.
  • Замерз  -  …  .
  • Огорчить  -  …  .
  1. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому …  .

  1. Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что  …  .

  1. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М. Ю. Демидова; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
  6. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. /Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига /Учебник. 2011.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /В.Г. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
  9. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, 2010.
  10. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2013 г.

Литература для учащихся

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Внеурочная деятельность по математике 3 класс "Занимательная математика"

Внеурочная деятельность по математике  3 класс "Занимательная математика"...

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности по математике "Знатоки математики" 3 класс

Программа внеурочной деятельности по математике "Знатоки математики", 3 класс...

Внеурочное занятие по математике "Занимательная математика", 2 класс

В данном разделе представлен конспект внеурочного занятия по математике для 2 класса...