ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
статья на тему

Статья по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yaskevich.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Е.И. Яскевич

БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»,

Тарского муниципального района Омской области

Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой государственности и миропорядка. Почти все ценности человека складывались в семье [4].

К сожалению, современная семья утратила многие из добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Отсутствие постоянного общения в семье не позволяет ребёнку должным образом адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных ролей, уважительного отношения друг к другу, растёт отчуждение между родными и близкими [3].

Наряду с традиционными формами работы с родителями ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни школьников, что особенно важно для внутрисемейного общения. Школа может содействовать укреплению семейных отношений, благодаря творческим  исследовательским проектам, которые выполняют дети совместно с родителями.

Привлечение родителей к такой работе необходимо по нескольким причинам: во-первых, дети не всё могут делать самостоятельно; во-вторых, существуют такие семейные проекты, в которых участие родителей просто необходимо. Цель такой деятельности – сотрудничество и общение с собственным ребёнком [2].

В первом классе в ходе выполнения мини-проектов по предметам ведётся наблюдение за каждым ребёнком и родителем, выявляются способности каждого участника проекта. Когда мини-проектов накапливается много, объединяем их в один большой проект.  Так совместно с детьми и родителями была создана книга «Чудеса детского творчества», в которую вошли первые детские книжки со сказками, рассказами.

Проектом является выпуск газеты «Класс», которая выходит раз  в полгода. В ней подводятся итоги совместной деятельности, классных и внеклассных дел. Дети себя пробуют в роли юных корреспондентов, собирают вместе с родителями информацию для газеты, а родительница Смирнова Н.В. редактирует и издаёт её.

Существуют проекты экологической направленности: родители помогают детям в создании серии буклетов о домашних животных «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Для учащихся начальных классов начинать заниматься интеллектуальным творчеством самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо желание самого ребёнка и помощь родителей [1]. Важно, чтобы родители поддержали интерес ребёнка к исследованиям, не оттолкнули его от себя.

Благодаря поддержке родителей, ученики нашей гимназии совершали открытия, работая над темами: «Снег полезный или вредный?» (2011 год, Богданова Софья), «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях» (2012 год, Яскевич Оксана), «Изготовление цветной бумаги в домашних условиях» (2013 год, Лисовская Екатерина), «Носитель королевской мантии – символ города Тары» (2014 год, Лисовская Екатерина), «Классная газета – летопись школьной жизни» (2015 год, Смирнов Виталий). Особенно интересным получился проект «За что русский народ так любит рябину?». Данный проект выполнял весь класс. Он состоял из нескольких этапов: сбор информации, опрос жителей Тары, интервью Тарских поэтов и художников. Последним этапом работы стал проект «Рябины на Тарских улочках», который состоял в высадке рябин на территории гимназии и, в память о подвиге героев Великой Отечественной войны, – у Сквера Победы. Проект «История Тарских храмов» (2014 год, Смирнов Виталий) заключается в изучении истории существующих ранее в Таре храмов, их устройства, храмовых икон.

Темы исследования ребята выбирают, исходя из собственных интересов: «Чем я хочу заниматься? Что мне интересно?». Затем, с помощью педагога и родителей формулируют цель исследования, ищут сведения по выбранной проблеме в книгах. Набрав материал, приступают к проведению опытов и экспериментов. Это самый увлекательный этап исследования. На этом этапе ученики совместно с родителями брали пробы снега в лесу и на обочине дорог, обращались в лабораторию с целью узнать химический анализ взятых проб, проращивали растения, поливая их талой водой. По результатам исследования ответили на вопрос: «Снег полезный или вредный?». Опыты по выращиванию кристаллов соли позволили изучить условия, при которых происходит быстрый рост кристаллов. Итогом исследования стала коллекция кристаллов соли и украшений из них. Производство бумаги в домашних условиях – процесс творческий, раскрывает большие возможности для экспериментирования. Кроме того, позволяет создать уникальные  вещи из собственной бумаги: обложки для книг, ежедневники, подарочные упаковки, картины, абажуры и даже обои.

Самым важным и сложным этапом исследования является формулирование выводов. Здесь ребёнку не обойтись без помощи взрослого. На этом этапе развиваются логические способности младших школьников.

Семейные проекты также имеют духовно-нравственную направленность. Примеры таких проектов: «Почему я дорожу своим именем?», «Моя родословная», «Семейные увлечения», «За что люди уважают мою семью», «Участники ВОВ в моей семье», «О предках, которыми гордится мой  род», «Семейные реликвии».

Популярными являются проекты с использованием фотосъёмки. Дети с гордостью рассказывают о своих семьях, показывая семейные фотографии.

Данные проекты и исследовательские работы находят  значительный эмоциональный отклик у учащихся и родителей, помогают не только детям, но и родителям больше узнать об истории своей семьи, делиться опытом, впечатлениями. Такая деятельность приносит радость всем членам семьи. Тогда семья приобретает характер личной ценности и служит одним из условий обретения человеческого счастья.

Литература

  1. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. – 2004.-№7.-С.83-87.
  2. Белов В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т.3 Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: Современник, 1984.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. –с. 151
  4. Карлов Р. ...Умей и научить! // Семья.- 2009.- №2.- с. 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС

Особенности проектной деятельности и влияние на формирование ключевых компетенций младших школьников...

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет реализовывать подход, который способствует применению...

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному....

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся

Одним из методов повышения интереса к учебе является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу....

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...