Изучение семьи учащегося
материал на тему

Губайдуллина Эльмира Азатовна

Примерноый алгоритм, в помощь классному руководителю, по изучению семьи ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_semi_uchashchegosya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение семьи учащегося

       Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.
      - Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
      - Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
      - Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
      - Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
      

Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:
      -   общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
      -   жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
      -   образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
      -   уровень педагогической культуры родителей;
      -   авторитетность семьи в глазах ребенка;
      -  степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
      -   семейные традиции, обычаи и ритуалы;
      -   положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
      -   воспитательные возможности семьи. 
      Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
      Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностик которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
      Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику: 
      1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
      2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
      3. Каким вы представляете себе класс, в котором учится вашему ребенку?
      4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
      5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
      6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
      

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:
      1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
      2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
      3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
      4. Как складываются отношения с учителями — предметниками у вашего ребенка?
      5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной           деятельности вашего ребенка?
      6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности           его учебной деятельности?
     

 С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы: 
      1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
      2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно           чувствовать себя в коллективе?
      3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
      4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни           класса?
      5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
      6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка? 
      В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и Для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение семьи учащихся

Этот материал будет полезен начинающим учителям. Его можно использовать при знакомстве с будущими первокласниками....

Консультация (1 класс) на тему: "Изучение семьи учащегося".

Этот материал будет полезен начинающим учителям. Его можно использовать при знакомстве с будущими первоклассниками....

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ

Анкета для изучения семьи учащегося...

Диагностика по изучению количества учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета.

Диагностика по изучению количества учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета....

Методика изучения семьи учащихся «Незаконченное предложение»

 Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаи...