Статья на тему: "Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе"
статья по теме

Царькова Татьяна Алексеевна

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности [1].

В современной педагогической науке наиболее важной и актуальной проблемой представляется организация самостоятельной работы школьников. Это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий [4].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samostoyatelnost.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.А. Шныгина

МОУ СОШ № 18 (Саранск)

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности [1].

В современной педагогической науке наиболее важной и актуальной проблемой представляется организация самостоятельной работы школьников. Это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий [4].

Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самостоятельности учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

        Вопрос о самостоятельной работе школьника поднимался в педагогической литературе во все времена. Актуальность данной проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от педагога к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И.Э. Унт отмечает, что при организации самостоятельно работы:

1) учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения;

2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под ее руководством;

3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Автор поясняет, что определяющим признаком данной формы обучения – являются самостоятельность в организационном смысле, т.е. выполнение заданий  без непосредственного участия учителя. Именно за счет этого «она легко распознается среди других форм работы» [5].  

И.Ф. Харламов считает, что для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:

- наличие задания учителя;

- руководство учителя;

- самостоятельность учащихся;

- выполнение задания без непосредственного участия учителя;

- активность учащихся [6].

        На  условия организации самостоятельной работы на уроках в начальной школе влияют многие факторы, среди которых, в первую очередь, следует выделить связанные со своеобразием состава обучаемых, спецификой  взаимодействия учащихся друг с другом, особенностями руководства учителем учебно-познавательной деятельностью школьников. В реальной практике все эти факторы неразрывно связаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, оказывают совокупное воздействие на ход учебно-воспитательного процесса, существенно изменяют возможности и результативность урока; они определяют условия рациональной организации самостоятельной работы в младших классах.

Главным условием, соблюдение которого обеспечивает эффективность самостоятельной работы, является четкое определение  и постановка цели.  Исходя из этого, важно не формировать у детей такую установку, а заранее обеспечивать их необходимыми инструкциями, указаниями. Инструктаж учителя перед выполнением задания является очень существенным моментом в процессе организации самостоятельной работы. Опытные учителя заранее продумывают инструктаж и дают его непосредственно перед выполнением самостоятельной работы.

  Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И.Пидкасистого, И.А.Зимней, И.Ф. Харламова, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно.

  Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И.Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [2].

В соответствии с компонентами учебной деятельности выделяют следующие виды самостоятельных работ, используемых на уроке:

  1. Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи. Содержит задания, направленные на формирование общего способа действий, побуждающего школьника задуматься над тем, что он знает (на основе актуализации предшествующего материала) и чего не знает в предполагаемом для работы содержании. Самостоятельную работу данного вида желательно проводить в групповой форме.

Пример 1. Учебная задача урока: сформировать у школьника понятие об уравнении.

                х – 5 = 9           5 – а = 8

                5 + 8 = 13         9 – 4 = 5

- Назовите математические записи одним словом.

- Разбейте эти математические записи на две группы по какому- нибудь признаку.

- Найдите группу, содержащую запись 4 + х = 6. Подумайте, как можно назвать эту группу.

  1. + х = 6           х + 13 = 71
  1. Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи. Содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде. Новые правила, определения становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Данный вид самостоятельной работы рекомендуется проводить в групповой и парной форме.

Пример 1. Учебная задача урока: сформировать представление о разных видах углов.

- Используя модель прямого угла, распределите углы на три группы.

- По какому признаку вы их распределили?

- Знаете ли вы, как в математике называются углы каждой группы?

  1. Самостоятельная работа на этапе решения частнопрактических задач. Формирует способность умения выполнения поставленной задачи путем обращения к общему способу действия.

Пример 1. Учебная задача урока: формирование умения пользоваться правилами выполнения действий в выражениях.

- Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.

  1.  – 17 : 4 = 2        3 * 6 – 2= 12        24 : 8 – 2 = 4
  1. Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля.

Наиболее ценной проверкой самостоятельной работы является самоконтроль – свойство человека, заключающееся в стремлении и умении регулировать свою деятельность и поведение. Опыт показывает, что дети лучше замечают чужие ошибки, поэтому важно проводить на уроке взаимоконтроль. Это вырабатывает добросовестное отношение к работе.

Пример 1. Учебная задача урока: сформировать понятие о  смысле умножения.

- Замените сложение умножением. Найдите «ловушку» и исправьте её.

25 + 25 + 25 + 24

18 + 18 + 18 + 18 + 18 + 18

35 + 35 + 35 + 35 – 35 + 35

В + в + в + в + в

с + с + с + с + в

Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.      Поэтому задача учителя – организовать самостоятельную работу на уроке таким образом, чтобы она поставила ученика в активную позицию, учила усваивать предложенный способ проработки учебной информации, формировала умения планировать свою деятельность, осознанно ориентироваться в учебном материале.

Литература:

  1. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. – М. : Просвещение, 1961. -  231 с.
  2. Зимняя, И. А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. – М. : Просвещение. – 1980. – С.39–54.
  3. Иванов, В.Д. Как помочь ребёнку стать самостоятельным.// Начальная школа .– 1991. –  № 4. - С.5 – 9.
  4. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М. : Просвещение. 1996. – 208 с.
  5. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения/ И.Э. Унт. – М. : Педагогика. 1990. – 188 с.
  6. Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания/ И.Ф. Харламов // Педагогика. – 2003. - № 3 – С. 52 – 59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."

В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....

Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка

    Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало  задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе

Современное общество через систему образования, где школа является основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких требований является способность мыслить и действовать твор...

Статья "Групповая работа на уроках математики в начальной школе" (март 2019 год)

В статье дано определение групповой работы; сформулированы цели данной формы учебно - познавательной деятельности; раскрыты способы разделения на группы и правила работы в группе; перечислены виды гру...

Статья "Реализация предметных образовательных компетенций на уроках математики в начальной школе"

Реализация предметно-образовательных компетенций на уроках математики при отработке навыков устных вычислениий....

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе"

В этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...