Внеклассное мероприятие " Птицы - наши друзья"
методическая разработка на тему

Будникова Наталья Сергеевна

Конспект и презентация открытого внеклассного мероприятия "Птицы - наши друзья".  Данное внеклассное мероприятие было проведено в рамках " Экологической недели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ptitsy_-_nashi_druzya.zip2.3 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Бажирская основная общеобразовательная школа

Внеклассное  мероприятие

"Птицы – наши друзья"

Провела : Будникова Н.С.

Класс : 4

Цели: 

  1. Познакомить учащихся с птицами родного края, показать необходимость защиты птиц.
  2. Развитие интереса к живой природе.
  3. Развитие речи, внимания, наблюдательности, мышления учащихся.
  4. Воспитание чувства любви к птицам, бережного отношения к родной природе.

Оборудование: 

  • презентация «Птицы- наши друзья»
  • фонограмма пения птиц в утреннем лесу

 

   

Ход мероприятия :

 Ведущий ( тихая музыка « Звуки природы»).

Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о птицах, о наших пернатых друзьях. Первая страничка нашего журнала

Первый весенний месяц…Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждём наших друзей- пернатых странников.  И они появятся вот- вот. Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, стрижи…

Слайд  2.

Несётся клич со всех концов,

Несётся клич во все концы.

Весна пришла! Даёшь скворцов!

Добро пожаловать, скворцы!

 Песня « Скворцы прилетели», музыка И. Дунаевского, слова

М. Матусовского.

 Опять свой наряд обновили

В зеленых побегах леса.
И нас на заре разбудили
Весёлых скворцов голоса.
Знакомые звонкие трели -
Мы сразу узнать их смогли.

 Припев:
Ребята! Ребята!
Скворцы прилетели!
Скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли!

Торопятся быстрые птицы
Домой возвратиться опять -
Из новых каналов напиться
И в новых лесах побывать.
И ласковый ветер апреля
Летит по просторам земли.

Припев.
Дымком потянуло от пашен,
Запахло прохладой лесной.
Становится Родина наша
Прекраснее с каждой весной.
В полях трактора загудели,
По рекам пошли корабли -

Припев.

Скворечню во дворике школы
Приладил с товарищем я -
Летите к нам стайкой весёлой,
Крылатые наши друзья!
И мы эту песню запели,
И вторят нам птицы вдали.

 

 Ведущий (звучит тихая музыка «Звуки природы» ).

Именно в это время проводится День птиц. Впервые праздник был организован юннатами Сокольнической  биостанции в далёком 1927 году. Через год День птиц зашагал по всей стране. С тех пор  он стал массовым праздником юннатов. И сегодняшняя наша встреча является продолжением этой давней традиции.

                       Пускай всегда такой обычай

                       В моей останется в стране -

                       Встречать любовно стаи птичьи,

                       Всем сердцем радуясь весне.

 

Ведущий.      

А теперь мы с вами отправимся  в прекрасный и многообразный мир птиц. Сначала поговорим об удивительных фактах из жизни пернатых.

  ( На экране – картинки птиц и слышится тихая музыка с голосами птиц.)

 

1 ученик.    

Наверняка не всем известно, что скорость полёта скворца- 70 км /час, зяблика- 55 км/час, ласточки-74 км/ час, чайки-45 км/час, вороны- 30 км/ час, ласточки-30 км/час, воробья- 56 км/час.

 

2 ученик.    

Известно ли вам, что размах крыльев у южноамериканского кондора более 4 м,  у альбатроса- 4 м, у чёрного грифа и пеликана-2 м ?

 

3 ученик.    

Можете ли вы представить, что земляная кукушка развивает при беге скорость до 35 км/ч , фазан -34 км/ч, кроншнеп - до 15 км/ч, а домашняя курица может бежать (при угрозе  опасности ) со скоростью до 14 км/ч.

   

4 ученик.    

Наверное не каждый знает, что вес африканского страуса - 90 кг, а высота его более 2,5 м, страус эму весит около  50 кг, высота этой птицы -1,7 м.

 

5 ученик.    

Не каждый знает и о том, что высота полёта кондора составляет 6 км, ласточки - 3 км, лебедя - 2,4 км.

 

6 ученик.     

Различна и глубина ныряния птиц: у баклана и гагары она доходит до10 м,  у гоголя -  до 4 м, а пингвины могут нырять на глубину до 265 м.        

 

7 ученик.     

Учёные установили, что  в одной кладке у журавля и голубя по 2 яйца, у большой синицы -15, а страус эму откладывает до18  яиц.

 

8 ученик.      Знаете ли вы, что у одного вида колибри вес яйца всего лишь 2 мг, у кукушки - 3 г,  у гагары -180 г, у пингвина - до 500 г, а яйцо страуса весит до 1,5 кг ?

 Ведущий.       От рассвета до заката –

                        Вот рабочий день пернатых!

                        Рано солнышко встаёт

                        За собою в путь зовёт:

                        Люди добрые, - проснитесь!

                        На работу торопитесь.

                        Птичий хор уже давно

                        Раздаётся за окном.

                       Ждёт птиц трудная работа,

                       Целый день одна забота-

                       Накормить своих птенцов,

                       Желторотых « молодцов».

                       Ну а им и горя мало,

                       Потому что кормит « мама».

 Ученик:

                          В тёплом гнёздышке лежат,

                          Потихонечку пищат.

                          Им родители приносят

                          Много разных вредных мошек.

                          Столько…, что не перечесть

                          Вот за это птицам – честь!

 Ведущий. 

Слайд 3.

1 загадка:

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …
(Грач)

Слайд 4.

Рассказ ученика о граче:

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей  растений, и что особенно важно, проволочника.

Слайд 5.

2 загадка:

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
 (Скворец)

Слайд 6.

Рассказ ученика о скворце:

Зимуют скворцы в тёплых странах. Люди любят скворцов, готовят для них домики (скворечники). Кроме готовых домиков скворцы селятся в дуплах лесных деревьев, в старых гнёздах дятлов, норах, под камнями, в строениях. Выбрав жилище, птицы чистят его. Устилают дно сеном, соломой, пухом, ватой, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.

Держатся скворцы стаями. Весной и летом они чёрные, с ярким металлическим блеском, осенью в их оперении появляются белые пестрины. Молодые скворцы серо-бурые. Птица эта живая, весёлая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. Он может подражать всем. Когда он поёт, его крылышки трепещут.

Скворцы объединяются в большие стаи и истребляют в огромном количестве вредных насекомых (мух, слепней, майских жуков). Эти птицы великие труженики, полезные, их надо охранять и всячески привлекать в зелёные насаждения и леса.

Слайд 7.

3 загадка:

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.( ласточка )

Слайд 8.

Рассказ ученика:

Ласточки живут в разных местах: на крутом обрывистом берегу, в городе, в деревне. Отличаются они друг от друга и внешне, и по образу жизни. Деревенские ласточки строят гнёзда из комочков земли, скреплённых их клейкой слюной.

Глядя на полёт ласточек, можно подумать, что они просто резвятся, играют, купаются в солнечных лучах, на самом деле они всё время “работают” - ловят насекомых. Ласточки ловят насекомых только в воздухе. Поэтому всё светлое время суток они проводят в воздухе, лишь, изредка присаживаются на провода. На землю ласточки спускаются очень редко: они ходят плохо, и взлететь с земли им трудно. Даже пьют на лету, зачёрпывая воду клювом. В августе ласточки собираются в стаи и отправляются на юг.

Слайд 9.

4 загадка:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По  дворам шныряет,

Крохи собирает.( воробей)

Слайд 10.

Рассказ ученика:

Помогают человеку и воробьи: в период выкармливания  птенцов они в больших количествах уничтожают долгоносиков, гусениц листовёрток, шелкопрядов, мух и их личинок.

Слайд 11.

5 загадка:

Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения,
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения!
 (Жаворонок)

Слайд 12.

Рассказ ученика:

Ранней весной прилетают наши первые весенние птички – жаворонки. Очень звонка и красива песня жаворонка. Эта птица любит ходить пешком. Перелетает в редких случаях. Жаворонок невелик, чуть крупнее воробья, а крылья у него шире, поэтому и висит он подолгу в воздухе. Окраска жаворонка неяркая – коричневая с тёмными пестринками и крапинками. Это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живут жаворонки только на земле, среди зеленеющих посевов или в траве мастерят они свои скрытые гнёзда, выводят и выкармливают птенцов.

Если вы, гуляя по лугу или находясь в поле, вдруг найдёте гнездо жаворонка – не трогайте его. Лучше скорее уйдите, оставьте птиц в покое.

Учитель. К сожалению, немногие знают, что пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на нервную систему и общее состояние организма человека. Обратили на это внимание еще врачи древности: ряд заболеваний они лечили пением птиц. Возможность использования птичьего пения вместо лекарства заинтересовала и современных врачей. В частности в нашей стране проводятся такие опыты, и они дали хорошие результаты. Я предлагаю вам, послушать пение птиц. (Звучит запись с пением птиц).

Учитель.    Некоторых птиц называют лесными Айболитами .

- Почему им дали такое название? (Ответы детей).
- Лес охраняют не только лесники, но и птицы. Их много и они все разные. Каждая по- своему бережёт свой дом.
(Звучит запись стука дятла).

6 загадка. 

Слайд 13.

В лесу, под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист!
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись …
(Дятел)

Слайд 14.

Рассказ ученика:

Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу дятла. Он прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Птица избавляет деревья от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

Ведущий .А вот какой-то верхолаз прицепился к ветке. Из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. Очень проворная птичка. Это же … (синичка).

Слайд 15.

Рассказ ученика:

Синицы – подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Взрослая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц за день прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.

7 загадка. 

Слайд 16.

В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
Ку-ку… Ку-ку, –
Не спит опушка.
А птицу эту звать …
(Кукушка)

Слайд 17.

Рассказ ученика:

 

Кукушка – верный хранитель леса. Она одна из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме неё другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день до 40 гусениц и до 50 личинок щелкунов и чернолётов.

8 загадка

Слайд 18.

Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.

(Сова)

Слайд 19.

Рассказ ученика:

Совы ведут ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое

оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна сова вылавливает 12-15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой!

9 загадка. 

Слайд 20.

На два ,на три километра

Поднимаюсь и кружу

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.( орёл)

Слайд 21.

Рассказ ученика:

     Степной орёл  уничтожает очень много сусликов и мышей. Подсчитано, что 1 мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик -16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

 

 Ведущий.   

Сейчас в мире 100 млрд. диких птиц и ещё около50 млрд. домашних и полудомашних . Иными словами, на каждого из нас приходится примерно 30 пернатых. Понятно, что их значение в нашей жизни огромно. Они и наши благодетели (домашняя птица) и наши враги (птицы- вредители, птицы-переносчики болезней). Птицы украшают нашу жизнь. Их весёлый говор, звонкая задорная песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и любовь! Без птиц мертва природа.

                     Плохо, если нет друзей

                     У лесов, садов, полей.

                     Если б перестали птицы

                     Есть букашек на обед

                     Черви, мыши, гусеницы

                     Нанесли б  огромный вред.

Ученик.   

                  С птичками- певуньями

                  Веселей живётся,

                  Потому и надо нам

                  О них позаботиться.

                        Сделать домик для скворца,

                        Для синиц - синичник,

                        А когда придёт зима -

                        Подготовить им корма:

                        Мячики репейные,

                        Веники крапивные,

                        Букетики лебеды-

                        И не будет им беды.

 

 Ведущий.   

Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их, устанавливайте искусственные  гнездовья. Очень тяжело  зимой без корма птицам и зверям.

Слайд 22.

               Покормите птиц зимой!

               Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,

               Стайки на крыльцо.

               Не богаты их корма.

               Горсть одна -

               И не страшна будет им зима.

               Приучите птиц в мороз к своему окну,

               Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!

Ученик.   

                 Пусть птица, любая зверушка

                 Знает - в лесу ей готова кормушка,

                 Отличная, новая лесная столовая!

Ведущий.   Для зверей, птиц созданы заповедники, но, несмотря на это, они гибнут от рук браконьеров.

 

Слайд 23.

 Песня « Просьба» (Раненая птица)

 Музыка: А. Пахмутовой  слова: Р. Рождественского

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

Слайд 24.

Давайте составим  памятку “Берегите птиц ”.

  • Никогда не трогайте птичьи гнезда, а уж тем более не вынимайте из них яйца и птенцов.
  • В начале лета не берите в лес собаку, она может найти гнездо и съесть птенцов.
  • Не берите птенцов домой, вы все равно не сможете их выкормить.
  • Берегите их, зимой, когда им особенно тяжело подкармливайте их.

Ведущий.  

А теперь, дорогие друзья, пришло время загадок и викторин. Оно позволит нам выбрать тех,  кто лучше всех знает  многообразный  и удивительный мир пернатых. Итак, всё готово. Начинаем.

    Вопросы викторины.    

                                 

1.Какая птица не садится ни на землю, ни на деревья, хотя   и летает?

     ( Стрижи)

2.  Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

3. Какие птицы прилетают к нам позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки)

4. Когда выводит своих птенцов клёст? ( В феврале)

5. Какая птица называется фамилией великого русского писателя? ( Гоголь)

6. Что птицам страшнее зимой- холод или голод? ( Голод)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)

8. Какая птица может летать хвостом вперёд? ( Колибри)

9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла-15 см)

10.  Когда температура тела у воробья выше - летом или зимой?  (Одинакова)

11.  Назовите самых быстрых птиц. ( Соколы – 300 км/ч, стрижи - -170 км/ч.)  

12.  Какие птицы не высиживают птенцов? ( Кукушки)

13.  Какие птицы ползают по дереву и вверх, и вниз? ( Поползень)

14.  О какой птице люди говорят: « Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?» (Павлин)

15.  Какая птица бегает за кормом по дну реки? ( Оляпка)

16. Кто селится в специальных домиках? (скворец)

17. Главный лесной доктор. (дятел)

18. Чем лечили врачи в древности некоторые болезни? (пением)

19. Перелетая с дерева на дерево, она обнаруживает все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Взрослая птица уничтожает в день 120 гусениц. (синица)

   

 Ведущий.   

- Я думаю, что теперь, когда вы столько узнали о птицах, вы постараетесь, относится к ним бережно.

Помните! Птицы – наши друзья. БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

На мероприятии учащиеся закрепляют знания о пользе птиц, которые они приносят человеку; о бережном отношении к птицам. В материале предоставлена научная информация о птицах....

Внеклассное мероприятие "Птицы-наши друзья"

Конспект открытого внеклассного  мероприятия в начальной школе "Птицы- наши друзья" Мероприятие проводилось  ко Дню птиц в рамках недели "Наши пернатые друзья"...

Внеклассное мероприятие Птицы – наши друзья

Цели: 1.)знать  особенности  птиц, различие видов, расширить  знание о пернатых, их повадках, о роли и месте в  природе, о значении в жизни человека;уметь работать в группе, слушат...

Внеклассное мероприятие «Птицы – наши друзья.»

познакомить детей с многообразием пернатых; научить выделять            признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

   Дорогие коллеги! 2017 год - год экологии в Российской Федерации!   Вашему вниманию предлагается методическая разработка, которая может быть использована для про...

Внеклассное мероприятие"Птицы- наши друзья"

Внеклассное мероприятие на тему: «Птицы - наши друзья» Цель: познакомить учащихся младших классов с многообразием мира птиц;способствовать закреплению знаний младших школьников о птицах, расширят...