Конспект открытого реабилитационного занятия "Эти вредные конфликты"
план-конспект занятия ( класс) на тему

Иващенко Лариса Александровна

Занятие на  формирование позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия, формирование навыков уверенного поведения,  развитие умений находить выход их конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_vrednye_konflikty.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

        1. Формирование позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.

        2. Формирование навыков уверенного поведения.

        3. Развитие умений находить выход их конфликтных ситуаций.

Используемое оборудование и материал: карточки с ситуациями, газеты, ватман, изоматериалы, карточки с индивидуальными заданиями, музыкальный центр, диск с музыкой.

Место проведения: игровой зал.

Время проведения: 45 минут.

Ход  занятия:

  1. Упражнение  «Другими словами»

          Вам необходимо поработать над своими неконструктивными установками в общении друг с другом, которые зачастую приводят к возникновению или общему усугублению конфликта. Обычно вас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…», «Это твоя обязанность…», «Ты не имеешь права…», «Ты безответственный человек…», «С тобой просто невозможно разговаривать…» и т.п. Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения и в итоге ухудшению отношений между людьми. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки, которые мы декларируем друг другу.

         Противопоставить «губительному мышлению» (в терминологии А. Эллиса) можно убеждения, основанные на экзистенционально-гуманистическом мировоззрении:

Все люди свободны.

Все люди сами отвечают за свою жизнь.

Все люди автономны.

         Исходя из этих постулатов, я предлагаю вам перефразировать ряд неконструктивных утверждений, например, следующие фразы (в скобках приведены возможные варианты ответов подростков):

«Ты должен заботиться обо мне». («Мне хочется, чтобы ты заботился обо мне».)

«Ты не должна была ходить на ту вечеринку». (Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку.)

«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделал!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны».)

«Он должен был предвидеть возможные трудности» («Я предполагал, что он сможет предвидеть трудности».)

«Меня обидели» («Я предпочел обидеться».)

«Меня заставили» («Я не сумел отказаться».)

«Он - упрямый осел» («Я не смог настоять на своем».)

«Он меня унизил» («Он хотел меня унизить я и пошел на поводу».)

 «Прекрати меня злить!» («Я злюсь, когда ты ведешь себя таким образом».)

«Ты должен бросить курить» («Я была бы рада, если бы ты бросил курить».)

         В заключение упражнения подростки выполняют задание на составление «Я-посланий», которые наиболее полно раскрывают личные и деловые интересы  друг друга. Общая схема «Я-послания» выглядит следующим образом:

Я чувствую себя…,

когда он (она, ты, вы)…,

потому что…,

и я хотел бы,…

        Подросткам  нужно составить пять фраз по данной схеме. Желательно, чтобы придуманные фразы отражали конфликтные ситуации, произошедшие или происходящие в жизни  каждого.

  1. Упражнение  «Разрешаем конфликты»

        Далее  мы с вами будем  учиться разрешать конфликтные ситуации. Сейчас каждая пара получит карточку с описанием конфликтной ситуации. Вы должны будете обсудить ее, найти оптимальный, с вашей точки зрения, способ выхода из конфликта и разыграть эту ситуацию. Итак, вы выбираете 1 из 5-ти известных вам способов:   избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество. На подготовку вам дается 10 минут. После подготовки каждая из пар  разыграет перед остальной группой свою ситуацию. Остальные участники должны будут понять, какой именно способ был отражен в инсценировке.

         Каждой паре выдается карточка с написанной на ней конфликтной ситуацией.

Варианты ситуаций:

-Молодой человек курит в присутствии своей девушки. Она хочет, чтобы он бросил курить. Ей очень не нравится запах дыма.

 -Приятель на вечеринке предлагает  употребить  наркотики. Вы считаете, что наркотики употреблять  нельзя.

-Мама ругается, что сын, вместо того чтобы спать, полночи смотрит телевизор. Сын утверждает, что ночью показывают самые интересные фильмы.

-Мама против, чтобы ее сын дружил с определенной девушкой, говорит, что она «легкого поведения». Он так не считает, и ему она очень нравится.

-Девушка сразу же после знакомства просит молодого человека купить ей пива и пачку сигарет. Молодому человеку вообще-то не нравятся девушки, которые пьют и курят.

- Одноклассница уже 3 часа сидит у вас дома за компьютером и играет в разные игры. Вам это порядком надоело.

Анализ упражнения:

-  Все ли способы выхода из ситуации были угаданы верно?

-  Что вызвало наибольшее затруднение? Почему?

- Почему не все конфликтные ситуации можно и нужно разрешать с помощью компромисса и сотрудничества?

  1. Ролевя  игра «Конфликты»        

        Ребята, вам необходимо разыграть конфликтные ситуации и найти выход из них.

        Примеры конфликтных ситуаций:

        -ты договорился (-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «никуда ты не пойдешь на ночь глядя, маленький(-ая) еще!»

        -друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».

        -ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

         Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта (мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго жить вместе, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги,  а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

  1. Упражнение  «Перетягивание газеты»

             Упражнение иллюстрирует сценарий, по которому довольно часто развиваются межличностные конфликты: партнеры «перетягивают» друг друга, но при этом не имеют возможности делать это с применением силы, а вынуждены действовать мягко, полагаясь в большей степени на хитрость, в противном случае это грозит разрывом отношений.

        Вам необходимо разбиться  на пары (желательно, чтобы партнеры были примерно равны по своим физическим возможностям), получают по газете и сворачивают из нее трубочку. Потом они на расстоянии примерно метра друг от друга становятся на одну ногу, подгибая другую и придерживая ее одной рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают перетягивать ее, стремясь вывести, друг друга из равновесия, но дозируя усилие таким образом, чтобы газета не порвалась.

         Обсуждение:

         -Чем определялась победа в ситуации единоборства, где нельзя было положиться на грубую силу, поскольку это сразу приводило к разрыву «связующего звена» между участниками?

        -Такая ситуация часто возникает в конфликтах между людьми – по сути, отношения превращаются в борьбу, но грубыми силовыми методами вести ее нельзя, поскольку это приведет к разрыву отношений, а целей конфликта достигнуть при этом не удастся.

        

        5. Рисование «Дом моей души»

         Ставится спокойная, мелодичная музыка.

        -Ребята,  представьте то место, где вам хорошо, где нет ссор, конфликтов, где все люди доброжелательны друг к другу.   Рассмотрите пейзаж вокруг. Затем  мысленно постройте  там дом и постарайтесь запомнить все детали образа.  И в заключении – нарисуйте  увиденный образ.

        Обсуждение:

        -Какой он по-вашему дом без конфликтов?

        6. Упражнение «Подарок» (рефлексия)

         «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными, дружными,  бесконфликтными? Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из подростков высказывается, что он хотел бы подарить.

        

        Итог занятия: 

        -что нового вы сегодня узнали?

        -Что полезного вынесли для себя?

        Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого реабилитационного занятия "Доброта наших сердец"

Занятие о доброте, милосердии, сострадании, любви и уважении к старшим...

Конспект открытого реабилитационного занятия "Солнце светит для каждого"

Занятие  помогает подросткам осознать свою роль в коллективе,  на сплочение коллектива,  способствует обучению умения распределять роли в команде, сравнивать себя с другими,  форми...

Конспект открытого реабилитационного занятия "Путешествие в страну Доброты"

Открытое занятие с элементами сказкотерапии на формирование у несовершеннолетних  навыков доброжелательного отношения друг к другу, доброты, взаимопонимания, умений совершать добрые дела и поступ...

Конспект открытого реабилитационного занятия "Дружба мнимая и настоящая"

         Занятие на   развитие  умений культуры общения, поведения,  формирование  умений адекватно реагировать на мнение других, отстаивать свою то...

Беседа на тему: "Эти вредные конфликты"

Цели: разъяснить детям понятие “Конфликт”. Способствовать формированию позитивного отношения к людям.Задачи.Дать характеристику понятия “конфликт”.Рассмотреть природу конфликта, определить ...

"Эти вредные конфликты" – реабилитационное занятие.

Многие подростки просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии....

Конспект открытого занятия "Как избежать конфликта"

Занятие для обучающихся с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость) 6 класса....