"Синие листья"
классный час на тему

Рагимова Юлия Николаевна

Классный час по теме творчества детской писательницы В.А. Осеевой. Учит детей совершать добрые поступки и благодарить за такие поступки других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseeva_kl.chas_.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Добрые дела.

Цель: научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Ход классного часа:

1. Вступление.

        Слово учителя. Вспомним великолепное стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хороше го. Главное умение - научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый харак тер очень важно.

 Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. До рога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».

2. Анализ ситуаций.

 Ситуации:

1) Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке ста рика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

 2) Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в мага зин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она        должна его чем-то отблагодарить.

- Почему мальчик из первого рассказа так поступил?

- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?

- Какая пословица подходит к данному рассказу? (От добра добра не ищут. Скромность украшает героя.)

- Сформулируйте главную мысль рассказа. (Всякая помощь хо роша вовремя.)

У ч и т е ль. В заключение анализа этих рассказов хочется вспомнить народную мудрость: «Самое подлое дело, имея возмож ность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

        3. Инсценировка рассказа или иллюстрации.

ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широ ко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что - стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

                                        В. Осеева

- Что показалось вам в рассказе самым главным? - Предложите свой заголовок к рассказу.

- На какие размышления наводит этот рассказ?

У ч и т е ль. Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, мило сердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких

людей становится всё больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыкан ты проводят благотворительные концерты.

 - Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимо помощи, о добрых делах.

-Какую оценку вы можете дать себе?

4. Анализ качеств человека.

На д о с к е таблички со словами:

тактичность, вежливость, пунктуальность, услужливость, скромность, бестактность, обидчивость, тщеславие, честолюбие.

 - Что означает каждое слово?

 - Представьте весы с двумя чашами. Распределите эти качест ва: на одну чашу поместите положительные качества, на другую – отрицательные (распределите по столбикам).

- Какой же вывод из этого вы сделали? (Ответы детей.)

5. Обобщение.

Слово учителя. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо ста раться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее - Доброту.

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

                                        Р. КазаковаI

Дидактический материал

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушки ном капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеря ла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хо рошо подмела, что даже мама удивилась:

- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-чисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

- Мы и не заметили, как Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называли большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов.

        Не они, видно, маленьких большими делают.

                                * * *

РАССКАЗ ИЗ «НОВОЙ АЗБУКИ»

        Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

        Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

                                                Л. Н. Толстой

ЧАСТУШКИ

Заиграй-ка, балалайка,

 Балалайка, три струны.

 Запевайте, не зевайте,

 Выходите, плясуны.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

- Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать.

- Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Китап- киңәшчең синең, дустың, ярдәмчең синең»

«Китап- киңәшчең синең, дустың, ярдәмчең синең» дип исемләнгән сыйныф сәгатендә китап турында, әһәмияте белән таныштыру бирелгән....

"Китап - киңәшчең синең, дустың, ярдәмчең синең"

Башлангыч сыйныф укучылары белән уздыру өчен китап бәйрәме....

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "ПНШ" "Поход в Музейный Дом" М.Шагал "Синий дом", О.Дриз "Синий дом"

Конспект урока литературного чтения составлен по УМК «Перспективная начальная школа» для 2 класса.Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На материале стихотворения О. Дриза «Синий до...

Беседа «Жадность – щедрость по произведению Е. Осеевой Синие листья».

Цель: воспитывать у учащихся положительные качества характера, привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми, помочь ребятам разбить 2 понятия: жадност...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ОСЕЕВОЙ В.А. "СИНИЕ ЛИСТЬЯ"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСЕЕВОЙ В.А. "СИНИЕ ЛИСТЬЯ"...

Урок «Валентина Александровна Осеева "Синие листья"»

Урок «Валентина Александровна Осеева "Синие листья"»...