Патриотическое воспитание в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Куликова Юлия Игоревна

Данная статья написана для выступления на педагогическом совете. Статья раскрывает содержание патриотической работы с детьми начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в начальной школе

Куликова Юлия Игоревна , учитель начальных классов 

  1. Вступление.

 B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и своего региона. Одной из оптимальных форм проведения такого занятия является внеклассное мероприятие. Целью занятий является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.

Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые?  Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее.

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории. Отрадно, что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности.

  1. Патриот. Кто это?

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.

Так значение этих слов объясняется в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова.

Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого и нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих маленьких граждан.

  1. Теоретическая часть. 

Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в школе на разных этапах существования системы образования. Но в какой-то момент образовался вакуум в нравственном воспитании школьника. Я пытаюсь его заполнить. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.

Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Я провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и природоведению, по трудовому обучению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших бывших и теперешних соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины.

В учебниках начальной школы по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике очень много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов своей страны. Главное, чтобы было желание у учителя и родителей. Ведь они один из главных “винтиков” в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем учителя.

Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой он родился, ту страну, в которой он живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже более главная, чем обучение.

Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём учебник по окружающему миру “Мир вокруг нас”, автор А. А. Плешаков. Возьмём тему “Полезные ископаемые”. Разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши природные богатства, которые играют очень большую роль в экономике нашей страны, а значит в её развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В разделе “Путешествие по городам и странам”, 3 класс, есть тема “Золотое кольцо России”. Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города Золотого кольца, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по этим городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.

В учебниках благодатный материал для воспитания гордости за наш народ, за нашу страну, которая выстояла, несмотря на все войны, в которые была втянута своими правителями, а также другими государствами.

Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России. Задачи заключаются в следующем:

  • расширение исторических знаний детей;
  • использование воспоминаний очевидцев событий;
  • актуализация сведений о роли нашего народа в тех или иных событиях, формирование у детей представления о многогранности исторических явлений;
  • развитие умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
  • повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”.

Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия очень сплачивают детей. Особенно важно, я считаю, проводить праздники с детьми не одного класса, а с детьми из разных параллелей. Очень интересно прошли соревнования между командами пап и мам , которые вместе со своими детьми состязались в различных конкурсах  На вечере отдыха «У мамы руки золотые.»дети с гордостью рассказывали о своих мамах ,а потом с великим удовольствием отведали блюда, приготовленные руками мам..

Каждый год 8 мая мы с учениками встречаемся с ветеранами ВОВ.  Проводим  мероприятия, посвящённые годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.:

  • уроки “Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”, “Народ в Великой Отечественной войне 1941-1945годов”;
  • конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных знаков, посвящённых событиям и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
  • конкурсы стихов, рассказов и конкурс чтецов;
  • беседы-рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов В конце этого учебного года я с ребятами буду писать сочинение на тему: “Война! Страшнее нету слова”.
  1. Заключение. 

Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....