ДИСПУТ НА ТЕМУ: «Путешествие в мир природы по страницам детских книг»
классный час на тему

Эмирусейнова Алие Серверовна

Цель: Продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – художественной литературой. 

Задачи:

1. Способствовать повышению интереса детей к книгам. («Познание»)

2. Продолжать знакомить детей с творчеством писателей, поэтов, художников-иллюстраторов. («Познание»)

3. Закрепить умение определять жанры и содержание литературных произведений по иллюстрациям, отрывкам из книги. («Чтение художественной литературы»)

4. Уточнить знания о русских народных сказках, пословицах, загадках. («Чтение художественной литературы», «Коммуникация»)

5. Формировать интонационно-речевую выразительность и исполнительское творчество детей. («Коммуникация», «Музыка»)

6. Воспитывать у детей положительные эмоции и дружеские взаимоотношения. («Социализация»)

7.Развивать творческое воображение, фантазию, умение использовать различные изобразительные материалы. («Художественное творчество»)

8. Создать условия для реализации потребности в двигательной активности посредством двигательных пауз. («Физическая культура»)

9. Поддерживать положительный эмоциональный фон с помощью звучания песен «Приключения Буратино» А. Рыбникова, «Маленькая страна» И. Николаева («Музыка») 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga.docx787.76 КБ

Предварительный просмотр:

Эмирусейнова Алие Серверовна,

воспитатель ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат»

ДИСПУТ НА ТЕМУ:

«Путешествие в мир природы по страницам детских книг»

Цель: Продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – художественной литературой. 

Задачи:

1. Способствовать повышению интереса детей к книгам. («Познание»)

2. Продолжать знакомить детей с творчеством писателей, поэтов, художников-иллюстраторов. («Познание»)

3. Закрепить умение определять жанры и содержание литературных произведений по иллюстрациям, отрывкам из книги. («Чтение художественной литературы»)

4. Уточнить знания о русских народных сказках, пословицах, загадках. («Чтение художественной литературы», «Коммуникация»)

5. Формировать интонационно-речевую выразительность и исполнительское творчество детей. («Коммуникация», «Музыка»)

6. Воспитывать у детей положительные эмоции и дружеские взаимоотношения. («Социализация»)

7.Развивать творческое воображение, фантазию, умение использовать различные изобразительные материалы. («Художественное творчество»)

8. Создать условия для реализации потребности в двигательной активности посредством двигательных пауз. («Физическая культура»)

9. Поддерживать положительный эмоциональный фон с помощью звучания песен «Приключения Буратино» А. Рыбникова, «Маленькая страна» И. Николаева («Музыка») 

Предварительная работа:

1..Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.

2.Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок с рассматриванием иллюстраций.

3. Проведение разных видов игр по теме.

4. Оформление группы: портреты писателей, выставка детской художественной литературы и рисунков детей «Моя любимая сказка».

5. Подготовка атрибутов и материала для деятельности.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: портреты писателей, детские книги, иллюстрации, картинки, фланелеграф, игрушки, домики и костюмы для драматизации, книга и ключики для конкурсов, письмо.

- раздаточный: листы бумаги для рисования, краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, разные кисти.

Содержание организованной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и подарим им свои улыбки. Улыбка – это хорошее настроение и залог здоровья.

F:\ФОТО О-А\ФОТО\IMG_6007.JPG

Мы читали много книг, беседовали о прочитанном, рассматривали иллюстрации, знакомились с творчеством писателей и поэтов. Дети, вы хотели бы сегодня снова попасть в мир детской книги, чтобы еще раз удивиться ее уникальности и неповторимости. Каким образом можно это сделать?

Дети: Почитать книгу, рассмотреть иллюстрации, рассказать или показать сказку.

Воспитатель: Попробуем использовать книгу не только в качестве предмета для чтения, но и в качестве полезного развлечения.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

2.Создание проблемной ситуации для детей. Предлагаю встать в круг.

Я нашла золотой ключик. Может он поможет нам попасть в мир книги. Мы будем передавать ключик друг другу и отвечать на вопрос «Я люблю книгу, потому что…». Ответы детей.

3. Буратино в гостях у детей. Дети садятся на стулья полукругом. Звучит песня «Приключения Буратино».

Воспитатель: Кто-то к нам спешит. Попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, кто это?

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

Дети: Буратино!

В группу входит Буратино с книгой в руках.

Буратино: Здравствуйте, дети! Я искал свой ключик, а нашел эту книгу.

Книга добрая, живая,

Чудеса она творит!

Обо всем на свете знает

И со мною говорит.

Ребята, а вы знаете загадки про книгу?

Дети: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает». 

« Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами терпеливым языком».

« Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот и умнеет».

«Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

Там книги интересные

Стоят рядами тесными. (Библиотека)

Буратино: А что такое библиотека?

Дети: Дом, где хранятся книги. Мы, читатели, можем брать книги домой, почитать и вернуть в библиотеку. Книги нужно беречь.

Воспитатель: Давайте расскажем Буратино о правилах обращения с книгой.

Дети: * Книги надо брать чистыми руками.

* Книги нельзя рвать, мять, загибать страницы.

* Нельзя рисовать на книгах.

Воспитатель: Книги, как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир. Хорошая книга и учитель, и друг. Мы знаем пословицы про книгу.

Дети: «Кто много читает, тот много знает».

«С книгой поведёшься, ума наберёшься».

«С книгой жить – век не тужить».

«Книга подобна воде, дорогу пробьёт везде».

«Прочёл хорошую книгу – встретился с другом».

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

«Что написано пером, не вырубишь топором».

«Велико ли перо, а большие книги пишет».

Буратино: Ребята, в моей книге совсем нет листов.

Воспитатель: Давайте посмотрим эту красивую книгу. Вместо страниц мы видим предметы. О чем нам они расскажут?

Дети: Предметы расскажут о том, как создавалась книга. 

Игра «Разложи и объясни».

Внутри книги (коробки) лежат предметы: маленькое дерево, чистый лист бумаги, ручка, листы с напечатанным текстом, краски, кисть. Дети называют предметы для создания книги и профессии людей.

Воспитатель: (обобщаю ответы детей) Над созданием книг работает много людей. Лесорубы рубят лес и отправляют на фабрики. На фабриках из древесины делается бумага. Писатель пишет рукопись и приносит ее в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы, художники. Затем начинается работа в типографии, где печатаются книги. Здесь за дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

Вот какой нелегкий и долгий путь проходит книга, чтобы прийти к вам, ребята! 

F:\ФОТО О-А\ФОТО\IMG_6017.JPG

Буратино: Я приглашаю вас в путешествие по книгам. Ребята, вы любите сказки?

Воспитатель: Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Для чего люди сочиняют сказки?

Дети: Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, научить в жизни различать добро и зло. В сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости.

Воспитатель: С помощью книг мы узнаем новые сказки, стихи, рассказы.

Кто пишет стихи и рассказы?

Дети: Писатели и поэты.

Воспитатель: Скажите, чем рассказ отличается от стихотворения?

Дети: В стихах есть рифма, а рассказ – это описание без рифмы, проза.

Игра «Назови правильно» (жанры). 

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Буратино: Сейчас мы проведем викторину. За каждый правильный ответ я дам вам золотой ключик.

1) конкурс «Отгадай сказку».

Воспитатель читает отрывок, дети называют сказку.

«Отворили дверь козлята и пропали все куда – то». («Волк и семеро козлят»)

«По тропе, шагая бодро, сами воду тащат ведра». («По щучьему велению»)

«На окошке он студился, прыг с окна и укатился». («Колобок»)

«Заигралася сестрица - унесли братишку птицы». («Гуси – лебеди»)

«Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет, бедняжка». («Снегурочка»)

«Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки кто герои этой сказки?» (Три медведя)

«На сметане мешён, на окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок, покатился…» (Колобок)

«Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила..

Девочка имя забыла своё., вы подскажите, как звали её?» (Красная Шапочка)

«Появилась девочка в чашечке цветка, и была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку - знает девочку малышку». (Дюймовочка)

« Всех на свете он добрей, лечит всех больных зверей.

Он известен, знаменит, добрый доктор…» (Айболит) 
«Уверенный в себе, хоть неумейка, и от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка, известен всем под именем …» (Незнайка)

« Человечек деревянный на воде и под водой

Ищет ключик золотой. Всюду нос суёт он длинный.

А зовётся…» (Буратино)

2) конкурс. «Назови героя сказки ».

F:\ФОТО О-А\ФОТО\IMG_6024.JPG

Воспитатель читает фразу из сказки, дети называют героя, который сказал эти слова.

«По щучьему веленью, по моему хотенью». (Емеля)

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок». (Маша и медведь)

«Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл». (Колобок)

«Кто сидел на моём стуле и сломал его». (Мишутка).

«Не ешь меня, серый Волк, я тебе песенку спою». (Колобок)

«Ловись рыбка, большая и маленькая!» (Волк)

«Слышим, слышим! Не матушкин голосок». (Козлята)

«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы!» (Петушок)

«Молочная река - кисельные берега! Куда гуси – лебеди полетели?» (Аленушка)

«Сяду на пенек, съем пирожок!» (Медведь)

«По амбарам метен, по сусекам скребен» (Колобок)

3). Конкурс «Продолжи стихотворение».

Воспитатель читает первую строчку стихотворения, дети продолжают и называют автора.

«Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит….»

(«Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица.». К.Чуковский).

«Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка.»

(« Все равно его не брошу, потому что он хороший!» А.Барто )

«Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать.»

(« Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать» С.Маршак

«Не шумят мои игрушки, тихо в комнате пустой.»

(« А по маминой подушке луч крадется золотой» Е.Благинина)

«Лихо мерили шаги, две огромные ноги».

(«Сорок пятого размера покупал он сапоги». С.Михалков)

Буратино: Молодцы, ребята! 

Физкультминутка «Буратино».

Дети: Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Буратино: Вот он – ключик золотой! 

Буратино: Ура! Я нашел свой ключик. Мне пора уходить.

Время расставаться, ждет ребята нас,

Будем мы встречаться много-много раз.

Если будет скучно, буду приходить

Только книжки нужно бережно хранить!

А эту волшебную книгу я подарю вам, ребята за ваши знания!

Дети: Спасибо. До свидания, Буратино!

4.Воспитатель обращает внимание на девочку, сидящую на пеньке возле елки.

Свободное перемещение детей.

Воспитатель: Смотрите, дети, здесь сидит девочка.  Машенька, почему ты такая грустная?

Маша: Я потерялась, и не знаю - из какой я сказки /плачет/. 

Воспитатель: Как же нам помочь тебе? 

Маша: Ребята, помогите мне отгадать загадки и разложить картинки, тогда узнаю из какой я сказки.

«Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки». (Мышка)

«Я умею чисто мыться, не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком». (Кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком». (Собака)

«Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко. Что же это?» (Репка)

Воспитатель: Как называется сказка? (Репка).

Дети расставляют картинки на фланелеграфе (репка, собака, кошка, мышка).

Машенька: Вспомнила! А дедушка и бабушка ждут меня. Спасибо вам, мне надо домой.

Воспитатель: С помощью картинок мы узнали сказку. А как еще можно показать сказку?

Дети: Можно использовать настольный, пальчиковый и кукольный театр, театр игрушек, картинок, масок, костюмов.

Воспитатель: Чтобы показать сказку, нужно хорошо знать ее содержание и героев, выразительно исполнить свою роль.

Игра «Скажи какой?»

Дети подбирают слова из сказок для характеристики героев с помощью игрушек.

Волк – «Серый волк – зубами щелк», «Волк – волчище, серый хвостище», «По лесу рыщет, добычу ищет», «Волчок – серый бочок».

Медведь – «Михайло Потапыч», «Топтыгин», «Медведь косолапый», «В лесу живет, любит мед».

Заяц – «Зайчик – побегайчик», «Зайчишка – трусишка», «Длинные ушки, короткий хвост», Лиса – «Лисонька», «Лиса обманщица, притворщица», «Хитрая лиса»

Воспитатель: Мы знаем игру «Хитрая лиса». Какие слова говорим в игре?

Дети: Хитрая лиса, ты где?

В группу входит ребенок в костюме Лисы: «Я здесь!»

Игра «Хитрая Лиса».

Воспитатель: В каких сказках встречается Лиса?

Игра «Назови сказку по обложке»

Дети: «Лисичка – сестричка и Волк», « Лисичка со скалочкой», «Теремок».

Воспитатель: Ты, Лисичка, из какой сказки?

Лиса: Я сейчас покажу, а дети пусть отгадают.

Драматизация сказки «Лиса и Заяц» (отрывок)

Дети называют сказку.

5. Итог. Воспитатель: Буратино оставил нам свою волшебную книгу. Посмотрите, в ней письмо:

« Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

За знания дарю вам эти книги! Буратино».

Дети выбирают понравившуюся книгу. 

Давайте всегда будем помнить, что книги дарят человеку радость, делают его добрее и мягче, мудрее и сильнее, прекраснее и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ»

Аннотация:  Урок «Литературное чтение» на тему « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ  ЛЮБИМЫХ КНИГ»Ребята совершают  путешествие на «Веселом экспрессе» по страницам любимых книг, побывают в гостях...

«Образ защитника Отечества на страницах детских книг» Урок-диспут

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди, к...

Утренник для учащихся 1-2 класса "По страницам детских книг"

Утренник рассчитан на учащихся всего класса, так как разделен на шесть блоков ( каждому произведению - свой отрывок) и всем хватит ролей.Простые костюмы для инсценировки, занимательное представление п...

По страницам детских книг

Театрализованный литературный праздник-игра для учащихся начальной школы, посвященный "Году литературы в России", который проводится в виде соревнования между командами с участием родителей. Во время ...

Образовательная программа учебного курса (модуля), направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей «Образ защитника Отечества на страницах детских книг»

Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и православной веры, - непростой исторический процесс.Сделано немало, и многое ещепредстоит совершить длядальнейшего развития самобыт...

Литературная викторина "По страницам детских книг"

Данный материал предназначен для уроков литературного чтения, внеклассного мероприятия. Можно провести по книгам, прочитанным летом.Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей ГПД....

Презентация интерактивная викторина «По страницам детских книг»

Презентация интерактивная викторина  «По страницам детских книг»...