Воспитательная программа "Школьный год"
статья на тему

Пешихина Мария Николаевна

Воспитательная программа "Школьный год" включает цели, задачи, основные идеи работы с детьми, направления работы. Программа расчитана на 4 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

«Школьный год»

Существует распространенное мнение, что главная задача школы — дать знания, развить умения и организовать деятельность, основанную на том, что знает и умеет школьник. Однако, школа не только учебное заведение — это также коллектив, в котором протекает важная для подрастающего поколения часть жизни, школа решает многочисленные и разнообразные задачи воспитания. Безусловно, целей и задач воспитания можно поставить огромное множество, но классный руководитель выбирает из них приоритетные для себя, т.е. те, которые он считает наиболее важными. Я в своей воспитательной программе «Школьный Год» придерживаюсь следующий цели.

Цель: на основе диагностики организовать психолого-педагогического просвещения родителей, совместно с родителями осуществлять процесс обучения и воспитания детей, поощрять инициативу родителей, принимающих активное участие в жизни класса.

В начале первого класса совместно с родителями учащихся были поставлены задачи на ближайшие 4 года:

  1. Вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями;
  2. Воспитывать уважение, чувство ответственности к семье и школе;
  3. Познакомить с историей семьи и школы;
  4. Сохранить и укрепить здоровье школьников;
  5. Сплотить коллектив для совместной творческой деятельности;
  6. Создать благоприятную атмосферу для совместной работы родителей, педагогов и учеников;
  7. Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Но нельзя возложить всю ответственность за воспитание и организацию досуга детей на школу. Школа, конечно, должна приобщить младших школьников к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков и воспитательный процесс необходимо обеспечивать в тесном контакте с семьёй. Работа педагога и родителей невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

Что же такое воспитание? В своей педагогической деятельности я пользуюсь таким определением:

ВОСПИТАНИЕ — это «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него создается такая атмосфера, такие условия, где ему будет так же хорошо и уютно, как и в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться. Он обязательно станет интересен себе и другим. Однако, главное условие воспитательного воздействия заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего товарища. Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации воспитания и обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально — типологические особенности учащихся.

Идея воспитательной программы «Школьный год» заключается в том, чтобы в жизни класса появились такие События, которые приносили бы их участникам радость «здесь и сейчас» и давали бы надежду на то, что эта радость повторится. Поэтому в практике «Школьный Год» представляет собой спираль, но только тогда, когда сами праздники из года в год остаются теми же, но каждый из них получает развитие, становится интереснее, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами.

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть детей отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях таким семьям необходимо оказывать систематическую и квалифицированную помощь. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Сотрудничество учреждения и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Социальная работа проводится по следующим направлениям:

  • Посещение семьи (с целью изучения социально-бытовых условий жизни ребенка);
  • Индивидуальные собеседования с целью определения основных проблем, возникающих между родителями и детьми, которые проводились также в рамках «Совета по профилактике» и школьного ПМПк;
  • Анкетирование совместно со школьным психологом с целью выявления основных тенденций нарушения во взаимодействии родителей и детей, удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

Для более эффективного коррекционного процесса детей необходима определенная психологическая грамотность родителей. В практику программы вводится «Родительский всеобуч».

Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованны в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Основная задача состоит в педагогическом просвещении родителей младших школьников, которая может осуществляться в различных формах:

  • чтение лекций
  • индивидуальные консультации
  • стендовая информация
  • практикумы
  • дни открытых дверей
  • родительские собрания
  • посещение семьи
  • совместные мероприятия и т.д.

Особое внимание следует уделять активному привлечению родителей к организации и участию во всех школьных и классных мероприятиях.

Функционирование воспитательной программы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Среди направлений воспитательной работы  выделяют следующие направления:

  1. учение
  2. здоровье
  3. творчество
  4. общение (коллектив)

Учение.

Цели: развитие познавательной активности.

Формы работы: викторины, тематические КВНы; дни открытых дверей; дни самоуправления.

Здоровье.

Цели: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Формы работы: лекции и беседы; конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни; спортивные соревнования; ролевые игры.

Творчество.

Цели: развитие творческой активности.

Формы работы: конкурсы, концерты, дни рождения, урок труда, посещение  музеев, выставок.

Коллектив.

Цели: развитие умений и навыков в сфере общения и создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

Формы реализации: тренинги и общения; ролевые игры; дни рождения; встречи с интересными людьми; экскурсии; коллективно творческие дела.

Планируемые результаты воспитательной деятельности.

Безусловно, результаты любой деятельности должны соответствовать целям, поставленным перед ее началом. Прежде всего, дети должны с уважением относиться к своим родителям, быть благодарными им за то, что они не только материально обеспечивали их, но и переживали за все их неудачи и радовались их успехам и достижениям. Все мероприятия направлены на сближение детей и родителей, на совершенствование семейных связей, на приобщение детей к истории своей семьи, школы, города. В тоже время эта программа должна способствовать совершенствованию взаимоотношений учащихся, их родителей и учителей, привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу класса и школы.

Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

Литература.

  1. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя 1-4 классов. - М.: «Учитель», 2001.
  2. Данилов С.В., Илюшин Л.С. Праздник длиною в учебный год. - Спб: «Каро», 2001.
  3. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. - М.: Глобус, 2007.
  4. Праздник — ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2006.
  5. Джелелей О.В. Колобок. Литературные игры и забавы для учеников и учителей, для родителей и детей. - М.: Просвещение, 1994.
  6. Дик Н.Ф. Методы семейного воспитания. Методические рекомендации. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ
  7. Классному руководителю: учебно-методическое пособие/Под ред. М.И. Рожковой. - М.: ВЛАДОС,2001.
  8. Енин А.В., Великородная В.А. Планирование воспитательной работы в школе. - Воронеж, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....