Классный час "Общение со старшеклассниками"
классный час (3 класс) на тему

Потапова Елена Николаевна

 

Классный час содержит элементы психологического тренинга  на развитие коммуникативных качеств и освоение правил моральных норм. Классный час построен в рамках технологии развития критического мышления и расчитан на категорию учащихся 9-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_so_starsheklassnikami.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему « Общение со старшеклассниками: как защитить себя и подружиться»

Аннотация: содержание классного часа рассчитано на категорию учащиеся 9-10 лет.

Классный час содержит элементы психологического тренинга  на развитие коммуникативных качеств и освоение правил моральных норм. Классный час построен в рамках технологии развития критического мышления.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • Коммуникативные: усвоение правил общения со старшеклассниками.
  • Регулятивные: обучение  регуляции собственного поведения в нестандартных ситуациях.
  • Познавательные: поиск информации, дифференцирование понятий по определенному признаку.

Личностные: формирование моральных суждений, развитие способности разбираться в ситуации взаимоотношений со старшеклассниками на основе децентрации (координации различных точек зрения), способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения моральной нормы.

Оборудование: презентация в формате PowerPoint, демонстрационные карточки, фломастеры, листки бумаги, мяч, индивидуальные карточки – светофоры.

  1. Вызов

Ученик:Не умею быть один, не желаю быть один

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пойдешь один? Поглядим!

Очень грустно одному даже веселиться.

И не вкусно одному есть две груши потому,

Потому что, потому: не с кем поделиться.

Учитель: Дорогие ребята! Все мы постоянно общаемся – в школе, дома, на улице; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Средневековый  философ Марк Аврелий говорил о необходимости постоянного общения человека с окружающими: « Если бы ты хотел этого, ты не можешь  отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». Каждый день мы вступаем в большое количество контактов, и прежде всего это одноклассники и старшеклассники.  А умеете ли вы общаться со старшеклассниками?

Я приглашаю вас на классный час « Общение со старшеклассниками: как защитить себя и подружиться» (на доске появляется силуэт бригантины без парса)

  1. Осмысление

Учитель: Если бы тебя старшеклассники  пригласили отправиться в путешествие на этой замечательной бригантине, ты бы согласился, или отказался? Обоснуй свой ответ.

Путешествие предстоит долгое. Рядом с тобой не будет взрослых и  близких людей. Сможешь ли ты наладить общение, получится ли твое  путешествие   комфортным, зависит от тебя. И я предлагаю сначала обсудить: что такое общение? (Учащиеся передают по кругу мяч и предлагают свои версии понятия «общение»)

Работа с толковым словарем  С.И.Ожегова: общение – это дружеская или деловая связь. Можно ли со старшеклассником установить деловую связь? Приведите примеры…

Игра «Хлопки» (хлопни в ладоши, если названы примеры деловой связи (Старшеклассник помогает делать уроки,  обучает игре на флейте,  дал закурить, з ащитил от хулиганов, отобрал велосипед.)

- Может ли между вами и старшеклассником установлены дружеские отношения?

 Работа в паре

Учитель:  Выберите плюсы  и минусы общения со старшеклассниками (карточки с примерами вывешиваются на доске и аргументируются)

+

-

Передача опыта

Обидел

Помощь

Приобщил к вредным привычкам

Защита

Вымогал  деньги

Втянул в соучастие кражи, вымогательства, правонарушения

- Как нужно вести себя, чтобы подружиться со старшими?

Игра «Передал – садись» (каждый, предлагая свою версию, передает мяч следующему учащемуся и садится на свое место)

 Упражнение  «Плюс и минус»

Учитель: я зачитаю ситуации, помогающие  установить дружеское общение, а вы если согласны переходите на сторону «плюса», если не согласны на сторону «минуса»:  

  • Первым руку для приветствия протягивает младший.
  • Я могу вступить в беседу или спор между старшеклассниками, ведь я их знаю. (В том случае, если тебя вовлекают в беседу)
  • Лучше воздержаться от замечаний взрослому, если даже он не прав. (Если ты уверен, что после твоих слов, тебя не обидят физически)
  • Не всегда нужно слушать старшеклассника, он может быть не прав, а у меня есть и своя голова на плечах.
  • Беспрекословно подчиняйся взрослому и избежишь проблем.

Учитель: перечисли, какие нужно соблюдать правила, чтобы подружиться.

(Работа по осмыслению второго столбика таблицы)

-Когда общение со взрослыми ребятами, не приносит радости, а только проблемы

- Не всегда нужно подчиняться взрослому, мы уже выяснили, что старшеклассники хоть и имеют опыт общения больший, чем у тебя, он не всегда прав.

Давайте сразу определимся — в отношениях с  другими ребятами бывают очень серьезные конфликтные ситуации. Очень неприятно, когда человека «доводят», особенно если никаких поводов он к этому не дает, а просто чем-то не нравится своим мучителям. Нередко взрослые предлагают решать такие конфликты самостоятельно.

- Как самостоятельно ты можешь решать проблемы? 

Игра «Светофор»Выбери из ряда предложенных эффективные способы защиты Если согласен-подними зеленый свет светофора, если не согласен – красный. Обходи стороной, не реагируй на оскорбления, у взрослых много своих дел, ему скоро наскучит тебя обижать, собери своих друзей и пригласи недруга на стрелку»)

- А как тебе понравится такой вариант: походи в спортзал, накачай мышцы и покажи, где раки зимуют?

Алкоголь, наркотики и табак дело пагубное, и если вам предлагают старшеклассники, необходимо вовремя сказать НЕТ. При этом должен глядеть в глаза, а произнеся фразу, сразу же поворачиваешься и уходишь. (Представьте, что я старшеклассник, я призываю вас к правонарушению:

  • Одна доза- это не так то-много.
  • Попробуй, закури и тебе понравится.
  • Ты должен достать эти деньги.
  • Если же завтра ты не принесешь эти диски, то нарвешься на неприятности. Кивок головой: Выйдем!Поговорим!
  •  Мы достали запрещенные диски, приходи вечером, посмотрим.
  • Если ты сам с ним не разберешься, то не будешь членом нашей группировки
  • Если ты не сопляк, то ты сделаешь так, как тебе сказали.

Упражнение «Как вежливо отказаться»

- я не согласен с тобой…

- прости, но ты не прав.

- вынужден с тобой не согласиться

-я возражаю

- извини, но я этим не занимаюсь

- ты не прав

- Извини, но мне не хочется

- Спасибо, но мне это не нравится

Возможно, такое поведение обескуражит обидчиков, и не станут терять на тебя время и уйдут.

  Но бывают ситуации, которые нельзя решать самостоятельно. Избиения, вымогательство денег, грабеж — это уголовные преступления, и виновных в этом, достигших 14 лет, могут подвергнуть штрафу, приговорить к принудительным работам, отправить в спецшколу или воспитательную колонию.

Если вы оказались в таких ситуациях, ни в коем случае не стесняйтесь обращаться за помощью к взрослым (родителям, учителям, родственникам, старшим друзьям). В серьезных случаях обратиться к взрослым нужно обязательно.

Даже если ситуация не опасна, а просто неприятна, обратитесь к тому, кому вы доверяете, — к взрослому или своим друзьям. Их советы и поддержка могут очень вам помочь.

Если вы боитесь обратиться к известным вам людям, то позвоните по телефону доверия:

Рефлексия

Наш классный час подходит к концу:

  •  Научились ли вы строить отношения со старшеклассниками?
  • А чтобы вы хотели рассказать родителям из того, что сегодня обсуждали?

Теперь я уверена, что вы готовы к кругосветному путешествию со старшеклассниками и сможете, если нужно защитить себя. А сейчас прошу вас поднять паруса, если вы за общение со старшеклассниками поднимите алые паруса и отправляйтесь в путь, если вы еще не готовы к общению, то продолжайте готовиться к этому. А для этого вам необходимо прочитать следующие книги:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогодней интермедии для старшеклассников "Любовь с первого взгляда"

Мероприятие для учащихся 8-11 классов. Насмотрелась нечистая сила телевизионных программ и думает: «Весело живет русский народ! Играет, то в «Поле чудес», то «В звездный час», то в «Каникулы в Мексике...

Профессиональное самоопределение старшеклассников

обобщение, расширение и систематизация опыта работы по профессиональному самоопределению старшеклассников в МОУ Сявская СОШ....

Творческая работа на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В работе обобщен опыт работы педагога-психолога по профессиональному сопровождению старшеклассников в МОУ Сявская СОШ....

Программа "Психология для старшеклассников"

программа расчитана для обучающихся 10-11 классов...

программа "часобщения"

Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого уче...

Классный час « Старшеклассник! Протяни руку дружбы младшим».

Цель: раскрыть сущность понятия "ДРУЖБА".Задачи:1.Показать качаства настоящего друга, какую роль играют друзья в нашей жизни.2. Развивать умение высказывать свое мнение; помогать младшим....

Методическая разработка классного часа для старшеклассников "Не отнимай у себя завтра"

Классный час «Не отнимай у себя завтра»Дата проведения: 26.11.2019Класс: 10Старший вожатый:Место проведения: кабинет информатикиТема: "Не отнимай у себя завтра"Методы и формы: кр...