Детское общественное объединение как творческая среда развития индивидуальности школьника.
методическая разработка (4 класс) на тему

Капанина Ксения Сергеевна

В данной статье я поделилась опытом с вами о проделанной работе классного руководителя по сплочению коллектива 5 класса и включению детей в ДОО на протяжении учебы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское общественное объединение как творческая

среда развития индивидуальности школьника.

Быть всегда творческим – значит быть всесильным.

                                          Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее,

                                          чем умение быть творческим всякий раз,

                                           когда это необходимо, в любой момент быть готовым

                                           решать проблемные вопросы и разрабатывать

новые    концепции.                   

                                  

                                                                 Марк  Фише.

В  практической деятельности учителей самое, пожалуй, часто употребляемое понятие – творчество. Творческие уроки, коллективные творческие дела – это все реалии современной школы и не только.

  Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий индивидуальный характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому, я вижу необходимым уделить особое внимание развитию творческих индивидуальных способностей учащихся.

Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий (среды), способствующих формированию их индивидуальных способностей.

В «Современной педагогической энциклопедии» среда понимается как «…совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, в котором различают среду физическую и среду социальную. Среда физическая – совокупность физических условий существования и деятельности человека. Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности» [1, с. 556].
      Словарь русского языка С.И. Ожегова [2, с. 620] определяет среду как окружение и природные условия, в которых протекает деятельность человеческого общества. Сходную трактовку предлагают авторы толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова: «Среда – социальная, бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановки» [3, с. 462].

      Такой средой на базе МБОУ «Камышловская СОШ» является детское общественное объединение (ДОО) «ИМПУЛЬС». Именно эта организация, на наш взгляд, отвечает четырем условиям успешного развития творческих способностей школьника.

Первое условие, которое мы можем реализовать на базе ДОО: развитие творческих индивидуальных способностей детей путем создания обстановки, опережающей их развитие. Есть возможность окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые будут  стимулировать их самую разнообразную творческую деятельность (распределение учащихся по направлениям ДОО «Мы патриоты Родины», «Спорт, спорт, спорт», «Добро – есть жизнь», «Школа актива» и т.д.).

 Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих индивидуальных способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело  в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше (выполнение плана ДОО по своим направлениям).

Третье условие   успешного развития творческих индивидуальных способностей заключается в предоставлении детям большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес детей, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.

 Но предоставление детям такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития индивидуальных творческих способностей:

- учителю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

- нужно уметь находить в каждом ребёнке что – то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

- выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

- в своей работе с детьми учителю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».

И тогда коллектив будет творческий, а в творческом коллективе ребята вырастут не приспособленными к жизни, а будут  преобразовывать её вокруг себя.

Основной формой программы ДОО является мероприятие.

Мероприятие – организационное дело коллектива, направленное на достижение каких – либо целей. Мероприятие должно реализоваться, как самостоятельное взаимодействие классного руководителя, учителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы её организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства, приёмы.

Так же включена организация познавательно – развивающей деятельности учащихся по средствам: викторин, заседаний клуба любознательных, конкурса проектов, конкурса эрудитов, интеллектуального марафона, деловых игр, конкурса изобретателей и фантазёров.

   При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания применяем такие формы: круглый стол, пресс – конференция. Устный журнал, диспуты, беседы на этические темы о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно – музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, поисковая деятельность.

Таким образом, чтобы обучать детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.

Атмосфера добра и человечности, взаимопонимания и уважительное отношение друг к другу, дает возможность сотрудничества педагога - учащихся.

Оптимально организованная среда представляет собой не только объект и средство деятельности ребенка, но и в целом выступает носителем культуры педагогического процесса.

Библиографический список

1. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] \ автор-состовитель Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2005. – 719 с.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой ; Академия наук СССР, Институт русского языка. – 23-е изд., исправленное.- М.: Русский язык, 1991. – 915 с.

3. Толковый словарь русского языка [Текс] \ сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. изд. иностр. и нац. Словарей, 1940. – 812 с.

4. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] \ Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. - № 1. – С. 13-23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система "Детское общественное объединение "Тигрята"

Детское общественное объединение  - одна из структур в многообразии детских движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически орган...

Развитие регионального взаимодействия через работу Детского общественного объединения "СЕМИЦВЕТИК"

Аналитическая статья о работе Детского общественного объединения "СЕМИЦВЕТИК" и о проблемах воспитательной работы российских школ....

социальный буклет "Детское общественное объединение "Альтаир"

Школьное самоуправление способствует формированию бережного отношения к своему физическому и психическому  здоровью, формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в...

Создание условий для развития молодежных и детских общественных объединений, ученического самоуправления

Программа ученического самоуправления на 2016-2020 уч.годРеализация программы ученического самоуправления за 2016-2017 уч.год...

Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений.

Об опыте взаимодействия органов управления образованиеми детских общественных объединений....

Детские общественные объединения

Детские общественные объединение это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей...

Презентация. Обучающая программа актива детского общественного объединения «Парус» «Раз словечко, два словечко…»

Цель программы: обеспечение мотивации и создание условий для формирования коммуникативной, творческой, свободно мыслящей личности, владеющей современными информационно-медийными компетенциями и практи...